ГОСТ Р ИСО 14813-1-2011 Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы стр. 7

Сервисные группы, функционирующие в рамках домена "Управление дорожным движением и действия по отношению к его участникам", специально направлены на поддержку перемещения людей, грузов и транспортных средств по транспортной сети и включают в себя деятельность по автоматизированному наблюдению и управлению дорожным движением, а также процессы принятия решений (как автоматизированные, так и решения, принимаемые оператором), связанных с аварийными ситуациями или иными нарушениями нормального функционирования в транспортной сети, а также в управлении транспортными потребностями, обеспечивающими общую мобильность. Данная сервисная группа включает в себя деятельность, которая получила наименования "Умная дорога" и "Скоординированное движение".
6.2.1 Организация и управление дорожным движением
Сервисная группа нацелена на организацию и управление транспортными потоками с использованием технологий ИТС. Ее деятельность распространяется как на городское (например, по магистральным улицам, центральным и деловым районам), так и на междугороднее (дороги и автомагистрали) движение, а также на транспортные коридоры, которые включают в себя транспортную активность как в городском, так и междугороднем движении. Стратегия такого управления подразумевает смену режимов работы сигналов регулирования движения в реальном масштабе времени, управление въездами на автомагистрали, зависящее от плотности дорожного движения (т.е. "дозированный" въезд), динамическое перенаправление дорожного движения в объезд мест аварий или закрытых участков дорожной сети и чередование потоков (управление направлениями дорожного движения с использованием специальных полос), а также использование переменных скоростных ограничений, привязанных в реальном масштабе времени к транспортным заторам по причине аварий или природных условий. Могут также учитываться приоритеты в движении общественного транспорта и автомобилей оперативных служб, движущихся по городским трассам, управление доступом к парковкам, управление и мониторинг работы железнодорожных переездов для снижения рисков столкновений и аварий, управление доступом и движением транспорта в туннелях и на мостах, включая разводные мосты. В область интересов данной сервисной группы входит также управление транспортом в дорожных рабочих зонах. Многие из перечисленных выше сервисов взаимозависимы, поскольку они или являются поставщиками услуг (провайдерами) для других сервисов в рамках сервисной группы, или являются ключевыми участниками в представлении услуг в других сервисных группах.
Такие сервисы включают в себя, например:
- мониторинг дорожного движения;
- управление наземным движением на улицах городов;
- адаптивное управление режимами работы сигналов регулирования движения;
- управление движением на автомагистралях;
- предоставление преимуществ транспортным средствам оперативных служб (приоритет сигналов и возможность занимать вне очереди свободную полосу);
- управление реверсируемым движением;
- координацию между управлением уличным движением и управлением движением на автомагистралях;
- управление интермодальными точками соединения на автомагистралях;
- управление движением в рабочих зонах;
- архивирование данных;
- формирование хранилищ информации;
- распространение информации о дорожном движении.
6.2.2 Управление инцидентами, связанными с транспортом
Данная сервисная группа предусматривает возможность выявления и оперативного реагирования при различных происшествиях в транспортной сети, причины которых не связаны с внешними воздействиями (например, с природными катаклизмами или террористическими актами), а связаны с ситуациями, возникающими в самой транспортной сети.
Такая деятельность по управлению инцидентами включает в себя, например:
- быстрое реагирование на сигнал с места происшествия;
- выявление и подтверждение происшествия;
- патрулирование в дорожной сети для выявления и оказания на месте происшествия помощи для освобождения транспортных путей от неисправных и поврежденных транспортных средств;
- диспетчеризацию своевременного прибытия полиции, ремонтных транспортных средств и транспортных средств скорой помощи к месту происшествия для оказания помощи, освобождения путей движения и восстановления нормального функционирования транспортной сети;
- мониторинг перевозки опасных грузов по транспортной сети в сотрудничестве с сервисной группой, отвечающей за уведомление о происшествиях и рейсах с опасными грузами (см. 6.6.4).
Такие сервисы включают в себя, например: