организационно-управленческая деятельность:
способностью осуществлять разработку технических заданий и проведение технико-экономического обоснования (ПК-18);
способностью организовывать деятельность коллективов направленной на формирование творческого характера работы коллективов, работающих в области инженерных нанотехнологий (ПК-19);
готовностью к участию в организации технического контроля при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации изделий на базе наноматериалов, микро-наномодулей (узлов) (ПК-20);
способностью проводить обучение производственного и обслуживающего персонала (ПК-21);
консультационно-экспертная деятельность:
способностью консультировать работников подразделений, а также сотрудников промышленных и научно-производственных фирм по современным достижениям инженерных нанотехнологий; проведение научно-технических экспертиз в области инженерных нанотехнологий; сертификационные мероприятия (ПК-22).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
М.1 | Общенаучный цикл | 20-25 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:Знать:- логические методы и приемы научного исследования, методологические теории и принципы современной науки;- правовые основы законодательной в сфере нанотехнологий, подтверждения соответствия, охраны объектовинтеллектуальной собственности; основные показатели эффективности инвестиционного проекта; этапы процедуры бизнес-проектирования; основные виды экономической деятельности, формы собственности и организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации;- последовательность этапов решения задачи оптимизации с применением электронно-вычислительных машины (ЭВМ); основные определения и теоремы задач линейного и нелинейного программирования; методы решения задач линейного и нелинейного программирования; численные методы безусловной минимизации функций одной и многих переменных; метод неопределенных множителей Лагранжа; методы учета ограничений в процессе поиска; алгоритмы решения задач линейного и нелинейного программирования;- основные свойства и области применения монокристаллических, поликристаллических и аморфных аллотропных форм твердого тела в нанотехнологиях приборостроения; электрофизические свойства и области применения наноразмерных полупроводниковых гетероструктур, применяемых в наноэлектронике; физико-химические свойства и области применения для медико-биологических, космических и специальных целей гетероструктур на основе слоев органических полимеров, полупроводников и металлов в нанотехнологиях приборостроения.Уметь:- осуществлять методологическое обоснование научного исследования; осваивать и применятьсовременные методы научных исследований для формированиясуждений и выводов по соответствующим проблемам профессиональной деятельности;- прогнозировать технико-экономические показателипроизводства иконкурентоспособность создаваемой продукции; оценивать стоимость объектов интеллектуальной собственности;составлять маркетинговый, инвестиционный, производственный и финансовый планы;формировать комплект документов для государственной регистрации предприятия и аккредитации предприятий, работающих в сфере нанотехнологии;- выбирать метод оптимизации для решения практических задач; применять ЭВМ для решения прикладных задач оптимизации;использовать стандартные пакеты прикладных программ для решения задач оптимизации;- анализировать возможность реализации различных нелинейных преобразований радиосигналов с помощью наноэлектронного прибора с заданной вольтамперной характеристикой; составлять схему технологического оборудования и приборов для технологии разделения газовой смеси с применением селективных мембран; составлять схему технологического оборудования и приборов для технологического процесса получения газовой фракции из жидкости с растворенным газом с применением разделительных мембран; составлять схему технологического оборудования и приборов для выделения наночастиц из суспензии с применением наноструктурных мембран.Владеть:- навыками логико-методологического анализа научного исследования и его результатов; методами научного поиска при разработке новых путей решения профессиональных и социально-экономических задач в своей области деятельности;- навыками разработки инновационных проектов, процедуры бизнес-проектирования; - навыками постановки задачи оптимизации; навыками формализации оптимизационных задач; навыками свертки целевой функции;навыками разработки алгоритмов проведения оптимизации; навыками поиска локального и глобального минимумов целевой функции; навыками поиска минимума целевой функции в случае ее сложного овражного характера;- знаниями об условиях, необходимых для создания монокристаллических полупроводниковых гетероструктур; знаниями о механизмах токопереноса в полупроводниковых гетероструктурах для наноэлектроники; знаниями о механизмах селективной газопроницаемости полимерных гетероструктур; знаниями о механизмах функционирования селективного по размеру частиц распределения наноразмерных суспензий с помощью наноструктурных органических мембран; знаниями о явлениях, обуславливающих сильную адгезию полимерныхгетероструктур к твердым поверхностям различной природы. | 6-11 | Методология научных исследований; Организационно-экономическое проектирование инновационных процессов;Методы оптимизации; Теория твердого тела и полупроводниковых гетероструктур | ОК-1-9ПК-1-7ПК-18-21 | |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
М.2 | Профессиональный цикл | 30-35 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части блока обучающийся должен:Знать:- актуальные проблемы в области наноинженерии; в области рационального применения нанотехнологии при создании приборов и механизмов нового поколения; системный подход при решении задач в сфере наноинженерии;- основные принципы математического и натурного моделирования наносистем и нанотехнологических процессов; способы применения вычислительных алгоритмов для моделирования процесса роста нанослоев, нанонитей и наночастиц;- определения плазмы и ионизованного газа, внутренних параметров плазмы и внешних параметров разряда, удельной вкладываемой мощности; типы разрядов по частоте возбуждающего плазму поля, по использованию внешнего магнитного поля и по способу подачи газа в реактор; причинытермодинамической неравновесности плазмы электрических разрядов в газах при пониженном давлении, механизмы передачи энергии от внешнего источника в плазму; основные физико-химические процессы в плазме и на поверхности подложки; основные стадии процессов травления, осаждения и модификации слоёв на подложке; основные методы контроля плазмохимических процессов.Уметь:- выбирать и обосновывать способы решения научных и практических задач в области приборостроения и машиностроения с использованием достижений нанотехнологии;- проводить оценки по порядку величины параметров наносистем и нанотехнологических процессов для изготовления наноэлектронного прибора; рассчитывать вольтамперные характеристики резонансно-туннельных слоистых наноструктур методом матрицы переноса;- составить схему оборудования и приборов для реализации нанотехнологических процессов травления, осаждения или модификации с применением тлеющих разрядов; выбрать внешние параметры разряда, определяющие концентрации заряженных частиц в плазме; выбрать тип и основные внешние параметры разряда для "сухого травления" в нанотехнологиях с двухслойным резистом;выбрать параметры разряда и конструкцию реактора, обеспечивающие получение диэлектрических наноразмерных плёнок высокого качества.Владеть:- навыками формулирования целей и задач и структуры проведения научных и практических задач в сфере приборостроения и машиностроения с использованием нанотехнологии;- навыками выделения и обоснования главных сторон в моделируемой наносистеме и нанотехнологическом процессе; навыками расчета вольтамперной характеристики резонансно-туннельной слоистой наноструктуры методом матрицы переноса;- методами и навыками численной оценки параметров плазмы по заданным внешним параметрам разряда; методами выбора химического состава плазмообразующего газа для процессов травления и осаждения слоёв; методами численной оценки средних длин пробега частиц плазмы, оценки разрешающей способности процесса "сухого травления"; навыками численной оценки средего времени пребывания частиц газа в реакторе; методами оценки напряженности внешнего магнитного поля для реализации "циклотронного разряда" в процессе "сухого травления". | 8-13 | Современные проблемы наноинженерии;Методы исследования и моделирование нанообъектов, приборов и нанотехнологических процессов Физико-химия неравновесной плазмы | ОК-2-4ПК-1-22 | |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
М.3 | Практики и научно-исследовательская работаПрактические умения и навыки определяются ООП вуза. | 40-50 | ОК-2-4ОК-6-7ПК-1-7ПК-13-17 | |
М.4 | Итоговая государственная аттестация | 10 | ОК-1-7ПК-1-22 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
______________________________
* Трудоемкость циклов M.1, M.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской и инновационной, научно-педагогической, проектно-конструкторской и проектно-технологической, производственно-технологической, эксплуатационно-сервисному обслуживанию, организационно-управленческой, консультационно-экспертной), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной ООП в очной форме обучения составляет 24 академических часа.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения (развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры программа вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области методологии научных исследований, организационно-экономического проектирования инновационных процессов, методов оптимизации, теории твердого тела и полупроводниковых гетероструктур; современных проблем наноинженерии, методов исследования и моделирования нанообъектов, приборов и нанотехнологических процессов, физико-химии неравновесной плазмы, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная и учебная, которые могут включать в себя научно- исследовательскую практику.
Конкретные виды практик определяются ООП. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;