5.95. Совмещение помещений для хранения личных вещей с помещениями для отдыха и приема пищи не рекомендуется.
5.96. В составе кассового узла предусматриваются собственные санитарные узлы. При количестве сотрудников до 10 человек следует предусматривать один санитарный узел, оборудованный унитазом, умывальником и электрополотенцем.
Количество унитазов определяется из расчета одного на каждые 10 женщин или 20 мужчин, писсуаров - 1 на каждые 20 мужчин, а умывальников в санузле должно быть не менее одного на 3 унитаза.
5.97. При числе работников кассового узла 10 и более следует предусматривать устройство душевых кабин из расчета не менее одной сетки на 12 работников кассового узла.
5.98. Для хранения уборочного инвентаря в кассовом узле следует предусматривать кладовую площадью не менее 1,5 м2 или встроенный шкаф.
Кассовый зал
5.99. Кассовый зал включает зону для ожидания, оборудованную местами для сидения и малогабаритными столами для работы с документами, и примыкающие к каждой операционной кассе индивидуальные кабины для обслуживания клиентов.
5.100. Индивидуальная кабина для обслуживания клиентов должна иметь площадь 4 м2, а в стесненных условиях реконструкции не менее 3,4 м2.
5.101. В кабине для клиентов должен располагаться стол и машина для пересчета банкнот. Расположение стола должно учитывать необходимость сохранения визуальной связи между кассиром и клиентом для контроля за процессом пересчета.
Ограждение кабин должно обеспечивать визуальную изоляцию клиента от посторонних. Дверь в кабину должна запираться на замок без фиксатора, открываемый без ключа изнутри, и ключом снаружи.
5.102. Площадь кассового зала, без учета индивидуальных кабин для обслуживания клиентов, рекомендуется принимать из расчета 8 м2 на одну операционную кассу, а в стесненных условиях реконструкции - 6 м2.
Для вызова клиентов в кассовом зале предусматривается установка информационного табло.
Учетно-операционный узел
5.103. Учетно-операционный узел включает операционный зал в составе зоны для клиентов и служебной зоны операционистов, помещения для подразделений, проводящих расчетные банковские операции, а также группу помещений для электронно-вычислительной техники, аппаратуры связи и криптозащиты.
5.104. Служебная зона операционного зала, в которой размещаются операционисты, ведущие обслуживание клиентов, отделяется от зоны для клиентов барьером.
Барьер рекомендуется выполнять с горизонтальной панелью шириной 0,4 - 0,5м на высоте 1,15 м от пола. Над барьером может устанавливаться ограждение из стекла с окнами или щелями для передачи документов. В целях большей защиты банковской информации клиентов, места вдоль барьера для обслуживания клиентов рекомендуется отделять друг от друга экранами высотой 1,8 м со звукопоглощающей отделкой.
5.105. Площадь служебной зоны в операционном зале следует принимать из расчета не менее 6 м2 на каждого работника, расположенного в этой зоне.
5.106. Площадь зала ожидания, а также зоны для клиентов в операционном зале, рекомендуется принимать из расчета по 6 м2 на каждого работника, ведущего непосредственное обслуживание клиентов.
5.107. Дополнительная площадь для размещения секций с абонентскими ячейками для корреспонденции в зале ожидания или специальном помещении при нем определяется технологическим заданием в зависимости от типа и требуемого количества секций.
5.108. Площадь общих рабочих помещений для учетно-операционных работников следует определять из расчета не менее 6 м2 на одно рабочее место с учетом оснащения индивидуальных рабочих мест персональными ЭВМ.
5.109. Состав и площади помещений для центральных устройств локальных сетей ЭВМ, средств связи и аппаратуры криптозащиты определяется техническим заданием. Требования к этим помещениям определяются действующими инструктивно-нормативными документами Департамента информационных систем Банка России.
При расчете потребной площади помещений следует исходить из технических требований к монтажу и эксплуатации оборудования и следующих расчетных показателей площади на одно индивидуальное рабочее место в помещении.
- оператора - 6 м2;
- программиста - 6 м2;
- персонала по техобслуживанию и ремонту - 9 м2.
Офисные помещения
5.110. Офисные помещения для работы сотрудников РКЦ включают кабинеты и приемные руководителей и общие рабочие помещения сотрудников подразделений.
5.111. Площадь кабинетов и приемных руководителей РКЦ рекомендуется принимать по табл.5.
Таблица 5
Площадь кабинетов и приемных
┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование помещений│ Площадь, м2, при количестве сотрудников, чел. │
│ ├────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┤
│ │ до 25 │ 50 │ 75 │ 100 │ 150 │ 200 и │
│ │ │ │ │ │ │ более │
├──────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Кабинет начальника РКЦ│ 30 │ 36 │ 40 │ 42 │ 48 │ 54 │
├──────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Приемная │ 12 │ 16 │ 18 │ 20 │ 24 │ 27 │
├──────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Кабинет первого │ 20 │ 24 │ 27 │ 30 │ 36 │ 36 │
│заместителя начальника│ │ │ │ │ │ │
│РКЦ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Кабинет заместителя │ 12 │ 16 │ 16 │ 18 │ 18 │ 24 │
│начальника РКЦ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Кабинет главного │ 16 │ 18 │ 24 │ 36 │ 36 │ 40 │
│бухгалтера │ │ │ │ │ │ │
└──────────────────────┴────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
Кабинеты руководителей и их заместителей должны, как правило, иметь общую приемную. Площадь объединенной приемной определяется путем увеличения приемной руководителя на 6 м2.
5.112. Площадь кабинетов руководителей структурных подразделений РКЦ рекомендуется принимать в зависимости от численности сотрудников в подразделении:
- св. 7 до 12 чел. - 9 - 12 м2
- св. 12 до 20 чел - 16 м2;
- св. 20 до 30 чел. - 18 м2;
- св. 30 чел. - 24 м2.
При количестве сотрудников подразделения до 7 человек рабочее место руководителя размещается, как правило, в общем рабочем помещении.
5.113. Площадь общих рабочих помещений отделов РКЦ должна определяться по аналогии с подобными помещениями ГУ, приведенными в табл.3.
5.114. Размещение кабинетов начальника, его заместителя, главного бухгалтера, а также отделов, чья работа связана с приемом посетителей, должно обеспечивать удобную для клиентов связь этих помещений с вестибюлем и операционным залом.
Помещения службы безопасности банка и охраны объекта
5.115. Помещения службы безопасности банка и охраны объекта следует проектировать согласно пунктам 5.39 - 5.43.
Вспомогательные и обслуживающие помещения
5.116. Архивы финансовых документов должны храниться в отдельных помещениях, обеспеченных удобными путями для эвакуации документов в чрезвычайных ситуациях
При проектировании следует руководствоваться пунктами 5.17 - 5.19.
5.117. Состав и площади кладовых материалов производственного назначения (оргтехники, запасных частей, расходных и упаковочных материалов и др.), требования к их оснащению устанавливаются технологическим заданием в зависимости от расчетных объемов запасов. При этом площадь кладовой канцелярских принадлежностей следует предусматривать из расчета не менее 0,1 м2 на одного сотрудника расчетной численности плюс 4,5 - 6 м2 на зону приема, обработки и выдачи материалов.
5.118. В зданиях РКЦ с расчетным количеством сотрудников менее 50 человек следует предусматривать комнаты приема пищи, при числе сотрудников 50 - 100 человек - буфет, при числе сотрудников от 100 до 200 по заданию на проектирование допускается проектировать предприятие общественного питания с более развитым составом помещений (типа кафе), а при численности 200 и более человек - столовые.
Площадь комнат для приема пищи рекомендуется принимать из расчета не менее 0,8 м2 на каждого человека, обслуживаемого данным помещением, но не менее 12 м2 для основного состава и 8 м2 - для обслуживающего (хозяйственный персонал, водители, охрана и т.п.).
Количество мест в буфете или столовой следует определять из расчета одно место на четырех сотрудников. Состав и площади помещений следует принимать в соответствии с нормативно-методическими документами по проектированию предприятий общественного питания.
При проектировании учитывать требования СанПиН 2.3.6.9.59-00.