Ведомственные нормы технологического проектирования РД 45.162-2001 "Комплексы сетей сотовой и спутниковой подвижной связи общего пользования" (утв. распоряжением Минсвязи РФ от 15 марта 2001 г. N 1809)
Дата введения 15 марта 2001 г.
Введен впервые
Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящие ведомственные нормы технологического проектирования (ВНТП) устанавливают единые требования и обязательны к применению при проектировании нового строительства, расширения, реконструкции базовых станций и центров коммутации сетей сотовой подвижной связи, а также оборудования наземного сегмента спутниковой подвижной связи, входящих в состав взаимоувязанной сети связи Российской Федерации (ВСС РФ).
Настоящие нормы не распространяются на проектирование временных, уникальных и специальных сооружений подвижной связи.
Примечание. До выпуска ВНТП по другим сетям подвижной связи и радиодоступа допускается при разработке проектов по этим сетям применение отдельных положений настоящих ВНТП.
1.2. При проектировании объектов сетей сотовой подвижной связи, а также наземного сегмента сетей спутниковой подвижной связи используется оборудование, кабели, изделия, материалы, имеющие, согласно действующим Перечням и Номенклатурам об обязательной сертификации, сертификаты и заключения (Системы "Электросвязь", Системы "ГОСТ Р", Санэпиднадзора Министерства Здравоохранения, Государственной противопожарной службы МВД). Вместо сертификата соответствия Минсвязи России на используемое оборудование оператор может представить разрешительные документы Минсвязи России (план-график сертификации, контракт (договор) на проведение сертификационных испытаний, письмо-разрешение на применение оборудования до окончания его сертификации).
В случае отсутствия сертификатов к началу разработки проекта они должны быть представлены заказчиком при сдаче объекта в эксплуатацию.
1.3. При разработке проектов необходимо руководствоваться действующим законодательством России, нормативными документами Госстроя России, Гостехкомиссии России, Концепцией развития в России систем сотовой подвижной связи общего пользования на период до 2010 года, действующими генеральными схемами развития сетей сотовой подвижной связи общего пользования России, системными проектами по созданию Российских сегментов сетей спутниковой связи, обоснованиями инвестиций на строительство, СНиП, ведомственными нормами, инструкциями, правилами Минсвязи России.
Проектирование объектов должно осуществляться на основании технического задания в соответствии с лицензией оператора.
Раздел 2. Сотовая подвижная связь (СПС)
2.1. Определения и классификация
2.1.1. Комплексы оборудования сетей сотовой подвижной связи обеспечивают организацию автоматической телефонной связи между подвижными абонентами, подвижными и стационарными абонентами сети связи общего пользования, а также предоставление дополнительных услуг, поддерживаемых стандартами сети СПС.
2.1.2. По статусу сети сотовой подвижной связи общего пользования подразделяются на федеральные и региональные.
2.1.3. Каждая федеральная сеть сотовой подвижной связи представляет собой совокупность сетей отдельных операторов, объединенных посредством транзитной сети, которая соответствует техническим требованиям Минсвязи России.
Транзитная сеть, в которую входят узлы - транзитные центры коммутации (ТЦК СПС), рассредоточенные по территории Российской Федерации и имеющие связь "каждый с каждым", и локальные центры коммутации (ЛЦК СПС), имеющие связь с двумя ближайшими ТЦК СПС, обеспечивает:
- объединение сетей различных операторов лицензионных территорий и сетей операторов различных лицензионных территорий в единую федеральную структуру сети сотовой подвижной связи;
- взаимодействие с сетью связи общего пользования и выход абонентов сетей подвижной связи на международную сеть;
- технические средства для реализации национального и международного роуминга, включая оптимальную маршрутизацию вызовов.
2.1.4. Федеральной сетью сотовой подвижной связи является сеть, отвечающая следующим требованиям:
- использование единого стандарта сотовой связи всеми операторами, создающими эту сеть;
- организация автоматического роуминга между сетями операторов различных лицензионных территорий Российской Федерации;
- обеспечение радиопокрытия большей части территории страны;
- использование единых принципов построения сети, определяемых нормативно-техническими документами;
- подключение к сети ТфОП на междугороднем уровне с нумерацией сетей сотовой подвижной связи в негеографических кодах DEF;
- использование для построения сети диапазона радиочастот, соответствующего принятой на перспективу для Района 1 и Российской Федерации таблице распределения радиочастот.
2.1.5. Региональные сети подвижной связи могут предоставлять абонентам меньший, чем в федеральных сетях СПС, набор услуг, зона их обслуживания ограничивается территорией региона (территорией географической зоны нумерации) или даже отдельного населенного пункта, к ним не предъявляются требования по обязательной организации роуминга, подключение к ТфОП осуществляется на местном уровне.
2.1.6. Состав оборудования, входящего в сеть СПС, определяется стандартами СПС. Основные технические средства, входящие в состав сети СПС, указаны в таблице 1.
Таблица 1
N п/п | Технические средства сотовых сетей | Обозначение |
1 | 2 | 3 |
1 | Оборудование подсистемы коммутации - центр коммутации сети подвижной связи | ЦК СПС |
2 | Оборудование подсистемы базовых станций: | |
- приемопередающее оборудование | БС | |
- антенно-фидерное оборудование | ||
- оборудование электропитания | ||
- контроллер базовых станций | КБ | |
- транскодер базовых станций | ТБС | |
3 | Оборудование подсистемы технической эксплуатации | ЦТЭ |
4 | Абонентские станции (мобильные, носимые, стационарные) | АС |
5 | Внутрисетевые соединительные линии и внешние линии связи | СЛ |
2.2. Основные требования по построению сетей сотовой подвижной связи
2.2.1. Оборудование для сетей сотовой подвижной связи должно предусматриваться в проектах с учетом исходных данных заказчика и данных фирмы - поставщика оборудования.
2.2.2. Количество базовых станций, состав оборудования центров коммутации сотовой подвижной связи, количество каналов и трактов для связи с ТфОП и внутрисистемных связей следует рассматривать в проектах с учетом перспектив развития.
2.2.3. Взаимодействие сетей СПС с ВСС РФ должно осуществляться в соответствии с ограничительным перечнем систем сигнализации, разрешенных на ВСС РФ, и нормативными документами Минсвязи России.
2.2.4. Выделение кодов пунктов сигнализации производится на основании "Положения о порядке выделения кодов пунктов сигнализации для сетей связи России".
2.2.5. Сетевая тактовая синхронизация федеральных сетей организуется в соответствии с действующими документами: "Руководящим техническим материалом (РТМ) по построению тактовой сетевой синхронизации на цифровой сети связи Российской Федерации" и "Методическими рекомендациями по организации присоединения операторов связи к базовой сети ТСС".
2.2.6. Исходные данные для расчета дополнительной нагрузки от абонентов сотовой сети связи на сеть общего пользования составляются операторами или проектной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Объем необходимого дополнительного оборудования на МЦК, УАК, АМТС для пропуска нагрузки от абонентов сотовой сети связи определяет присоединяющий оператор в технических условиях в соответствии с "Правилами присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования". По требованию заказчика выполняется проверочный расчет с целью определения возможностей оборудования МЦК, АМТС, УАК по пропуску дополнительной нагрузки от абонентов сотовой сети связи.
2.2.7. Центры коммутации сотовой подвижной связи (ЦК СПС) федеральных сетей сотовой подвижной связи имеют выход на узлы транзитной сети (ТЦК СПС и/или ЛЦК СПС) и на АМТС географической зоны нумерации, на территории которой они размещаются. ТЦК СПС дополнительно могут иметь выход к АМТС зоны обслуживания.
Допускается непосредственное присоединение ЦК СПС к национальному МЦК (МНТС), если места размещения этого оборудования совпадают. ЛЦК СПС имеют выход на АМТС географической зоны нумерации, на территории которой они размещаются. С узлами местной и внутризоновой сети ЛЦК СПС взаимодействуют на внутризоновом уровне.
Допускается дополнительное присоединение ЦК СПС к местным сетям при условии реализации междугородного уровня присоединения. При наличии у оператора федеральной сети сотовой подвижной связи нескольких центров коммутации на одной укрупненной территории допускается соединение их между собой при условии, что один или несколько центров коммутации выполняют роль опорных. Опорный центр коммутации соединяется цифровыми каналами с узлом транзитной сети. Организация прямых пучков между ЦК СПС разных операторов осуществляется при выполнении на сетях СПС критериев для образования прямых путей, утверждаемых Минсвязи России.
Допускается подключение центров коммутации федеральных сотовых сетей и ЛЦК СПС к узлам коммутации сетей ПД (Х.25, Frame Relay, ATM) при наличии у оператора сети СПС и оператора транзитной сети лицензии на предоставление услуг по передаче данных.
Региональные сотовые сети подключаются к ТфОП на местном или внутризоновом уровне. Допускается взаимодействие с сетями ПД при наличии у оператора сети СПС лицензии на предоставление услуг по передаче данных.
2.2.8. При подключении ЦК СПС сотовых сетей к сети ТфОП необходимо проводить дополнительные расчеты по нагрузке ЗСЛ и СЛМ ГТС и ЦС для пропуска местного трафика через АМТС зоны нумерации в соответствии с требованиями ТЗ на конкретный проект.
2.2.9. Система нумерации в сетях сотовой подвижной связи регулируется документом "Система и план нумерации на сетях связи стран 7-ой зоны всемирной нумерации".
Каждому абонентскому терминалу СПС присваивается один уникальный номер в Федеральной сети сотовой подвижной связи и один или более сопутствующих значащих национальных номеров.
Региональные сети имеют нумерацию местной сети в коде ABC. Нумерация выделяется операторам сетей подвижной связи на основании "Руководства о порядке распределения и возвращения ресурсов нумерации телефонных сетей связи России".
2.2.10. Система оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) на сетях сотовой подвижной связи должна организовываться в соответствии с действующими нормативными документами Минсвязи России.
Учет в проектах технических средств СОРМ и линий связи с ПУ выполняется на основе исходных данных заказчика в соответствии с техническим заданием на разработку проекта.