Дата введения 1 июля 1989 г.
1. Общие положения
1.1. Нормы технологического проектирования устанавливают требования к проектированию вновь строящихся, реконструируемых, расширяемых или технически перевооружаемых вагонных депо для ремонта рефрижераторных 5-вагонных секций и автономных рефрижераторных вагонов (АРВ) по поточно-конвейерному методу при двухсменной работе.
1.2. Депо проектируются специализированными по видам рефрижераторного подвижного состава и смешанными (для рефрижераторных секций и АРВ).
1.3. При проектировании предусматриваются внедрение поточно-конвейерных линий, применение новейшей высокопроизводительной техники и прогрессивных технологических процессов, сокращение трудоемкости и повышение качества производства ремонта вагонов, безопасные и безвредные условия труда, техника безопасности, рациональное использование материалов и топливно-энергетических ресурсов, охрана окружающей среды, снижение стоимости и сокращение сроков строительства.
1.4. При проектировании необходимо предусматривать кооперацию по ремонту узлов и деталей подвижного состава с другими предприятиями МПС (колесных пар с роликовыми подшипниками, автосцепного устройства, рессор, пружин, тормозного и пневматического оборудования) и централизованное снабжение запасными частями, узлами и материалами, а также кооперацию по сооружению водоснабжения, канализации и энергоснабжения.
1.5. На территории рефрижераторного депо должны, как правило, размещаться экипировочные устройства для снабжения рефрижераторных вагонов, выходящих из ремонта, а также для вагонов, проходящих техническое обслуживание. В отдельных случаях экипировочные устройства могут быть размещены вблизи депо (например, в составе ПТО АРВ).
1.6. Вагонные депо должны проектироваться на основе широкого применения агрегатного (узлового) метода ремонта подвижного рефрижераторного состава и максимального внедрения в технологические процессы комплексной механизации и автоматизации производства во всех случаях, когда это обосновывается технико-экономическими расчетами.
1.7. При технологическом проектировании вагонного депо должны соблюдаться требования научной организации труда, техники безопасности, пожарной безопасности, санитарии и гигиены, эстетики и архитектурно-художественного оформления производственных, культурно-бытовых и служебных зданий, а также по озеленению территории депо и устройству мест отдыха рабочих.
1.8. При проектировании естественного и искусственного освещения в производственных и вспомогательных зданиях и помещениях, а также искусственного освещения на территории предприятий надлежит руководствоваться требованиями глав СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения, а также требованиями отраслевых норм проектирования освещения и требованиями санитарных норм проектирования промышленных предприятий.
1.9. Вагонное депо должно оборудоваться: звуковой и световой сигнализацией, предупреждающей производственный персонал о предстоящих маневрах в вагоносборочном участке, прямой оперативной и местной телефонной связью, громкоговорящим оповещением, городской радиотрансляцией, электрическими часами, пожарной сигнализацией. Конвейерные линии сборочного цеха должны быть оборудованы, кроме сигнализации, устройствами блокировки, исключающими возможность передвижения вагонов по позициям до подтверждения готовности с каждой позиции. Управление конвейерами этих линий должно осуществляться с единого пульта управления.
Для контроля за оперативной работой поточно-конвейерных линий и мастерских депо должно предусматриваться помещение диспетчерской с визуальным обозрением и промышленной телевизионной установкой (ПТУ).
1.10. Проектирование вагонных депо должно выполняться на основании технического задания, утвержденных схем развития регионов, отрасли, промышленных узлов или другой предпроектной документации.
1.11. Помещение окрасочного участка следует, как правило, пристраивать к торцу вагоносборочного участка на продолжении поточно-конвейерной линии (или может быть размещено отдельно).
1.12. В окрасочном участке окраска кузовов рефрижераторных вагонов предусматривается в электростатическом поле с последующей сушкой в сушильном отделении с применением передвижной электроустановки или в специальной камере.
Окраска и сушка вагонных тележек предусматривается в специальных камерах на поточно-конвейерной линии.
1.13. При размещении в одном помещении производств различных категорий пожаро- и взрывоопасности предусматривать мероприятия по предупреждению взрыва и распространению очага возгорания (герметизация оборудования, местные отсосы, автоматические локальные средства пожаротушения, осуществление взрыво- и пожароопасных работ в изолированных камерах, установка экранов и др.).
1.14. Отдельные вспомогательные устройства депо (компрессорная, трансформаторная, котельная) проектируются в зависимости от местных условий, причем компрессорная и трансформаторная, если они не кооперируются с другими хозяйствами, должны быть по возможности встроены в общий блок мастерских.
1.15. Прачечную с отделением химчистки для стирки постельного белья поездных бригад и обработки спецодежды рабочих следует предусматривать в кооперации с имеющимися в городе или на железнодорожном узле. При отсутствии кооперации строительство прачечной необходимо предусмотреть при вагонном депо.
Складские помещения и кладовые для прачечной проектируются по действующим нормам СН.
1.16. В вагонных депо, помимо обязательных технологических помещений в составе отделений мастерских, должны предусматриваться:
а) экспериментальное отделение по изготовлению приспособлений и механизмов по рационализаторским предложениям работников депо;
б) энергетическое отделение по ремонту электрооборудования и автоматики поточно-конвейерных линий;
в) отделение производственного обучения учащихся средних школ, ПТУ;
г) учебный пункт для повышения квалификации и подготовки начальников и механиков рефрижераторных секций.
Необходимость организации этих отделений определяется техническим заданием.
1.17. При проектировании вагонных депо должны соблюдаться государственные стандарты, противопожарные и санитарные нормы, охрана окружающей среды, мероприятия по борьбе с шумом по действующим нормам СНиП, СН, инженерно-технические мероприятия ГО, а также другие технические указания, условия и нормативные материалы.
2. Трудоемкость деповского ремонта рефрижераторных 5-вагонных секций, автономных рефрижераторных вагонов и хозяйственных работ
2.1. Нормы трудоемкости ремонта 5-вагонных рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов определены в соответствии с Руководством по определению штатных контингентов в пределах отделения дороги при проектировании новых и переустройстве существующих железных дорог, утвержденным МПС 25.11.80 г., с учетом поправочных индексов, разработанных Гипротранстэи.
В соответствии с указанием МПС от 25.12.87 г. N А-6598у суммарный штатный контингент снижен на 17% установленного по действующему Руководству.
2.2. Нормы трудоемкости предназначены для определения штата производственных рабочих, по которому в проектах определяются эксплуатационные расходы, а также капиталовложения для жилищного и культурно-бытового строительства.
Для целей нормирования труда и составления расценок настоящие нормы не предназначены.
2.3. При расчетах объектов вагонного хозяйства принимается пятидневная рабочая неделя с общей продолжительностью рабочего времени в ней 41 час при 253 рабочих днях в году.
2.4. Годовые расчетные фонды времени работы оборудования, рабочих мест и рабочих в часах при пятидневной рабочей неделе принимать по утвержденным Госстроем СССР действующим нормам.
2.5. Трудоемкость деповского ремонта и доля участия профессий в затрате человеко-часов на одну рефрижераторную секцию и АРВ даны в табл. 1.
Таблица 1
Производственные участки, отделения и профессии работающих | Доля участия профессий в ремонте, % | |||
секции постройки | АРВ | секции постройки ГДР (70%), АРВ (30%) | ||
ГДР | БМЗ | |||
Всего, чел.-ч (100%) | 1000 | 1500 | 380 | 1000 (ГДР) 380 (АРВ) |
В том числе: | ||||
Вагоносборочный участок | ||||
Слесари по ремонту: | ||||
ходовых частей, рамы, кузова вагона и автосцепного устройства | 2,00 | 2,14 | 0,91 | 1,55 |
тормозного и пневматического оборудования | 1,06 | 1,15 | 0,53 | 0,84 |
дверных замков и металлической арматуры | 0,06 | 0,04 | 0,01 | 0,01 |
деревянных и металлических деталей внутреннего оборудования | - | - | 0,27 | 0,14 |
кухонных плит на жидком топливе | 0,25 | 0,28 | - | 0,16 |
дизелей | 5,40 | 3,52 | 1,56 | 3,50 |
компрессоров и холодильного оборудования | 3,40 | 3,33 | 0,79 | 2,10 |
системы вентиляции | 0,73 | 0,96 | 0,56 | 0,64 |
электрооборудования | 10,30 | 10,97 | 18,32 | 12,29 |
системы отопления и водоснабжения | 1,13 | 1,22 | 1,02 | 1,07 |
воздуховодов | 0,86 | 0,93 | 0,43 | 0,65 |
электропечей | 0,27 | 0,29 | 0,14 | 0,20 |
резинового покрытия пола, проверки изоляции | 0,48 | 0,51 | 0,24 | 0,35 |
шахт циркуляции воздушного потока | 0,31 | 0,34 | 0,16 | 0,23 |
потолка в грузовом помещении | 0,22 | 0,24 | 0,11 | 0,16 |
дверей | 1,80 | 2,00 | 0,98 | 1,47 |
Столяры, стекольщики | 1,26 | 1,36 | 0,63 | 0,94 |
Маляры (по окраске вагонов, нанесению знаков и надписей) | 3,40 | 3,50 | 1,88 | 2,69 |
Аккумуляторщики | 0,11 | 0,41 | 0,41 | 0,53 |
Электросварщики | 0,17 | 0,18 | 0,10 | 0,13 |
Газосварщики | 0,47 | 0,51 | 0,26 | 0,35 |
Мойщики-уборщики подвижного состава (по наружной обмывке вагонов) | 0,95 | 1,03 | 0,52 | 0,71 |
Мойщики-уборщики подвижного состава (по внутренней промывке вагонов) | 1,90 | 2,00 | 0,90 | 1,40 |
Мойщики-уборщики подвижного состава (по внутренней уборке служебного отделения вагона) | 0,72 | 0,77 | - | 0,36 |
Крановщики-стропальщики | 1,14 | 1,20 | 0,57 | 0,85 |
Водители электро- и автотележек | 0,36 | 0,38 | 0,23 | 0,29 |
Подсобные (транспортные) рабочие | 1,61 | 1,74 | 0,80 | 1,20 |
Итого | 40,36 | 41,00 | 32,29 | 35,81 |
Колесотокарное отделение | ||||
Токари по обточке колесных пар по профилю катания | 0,64 | 0,69 | 0,32 | 0,56 |
Токари по обточке и накатке шеек колесных пар | 0,35 | 0,38 | 0,18 | 0,28 |
Итого | 0,99 | 1,07 | 0,50 | 0,84 |
Отделение ремонта букс с роликовыми подшипниками | ||||
Слесари по ремонту подвижного состава | 2,13 | 2,30 | 1,07 | 1,55 |
Дефектоскописты | 0,39 | 0,43 | 0,23 | 0,28 |
Подсобные (транспортные) рабочие | 0,28 | 0,30 | 0,16 | 0,28 |
Итого | 2,80 | 3,03 | 1,46 | 2,11 |
Тележечное отделение | ||||
Слесари по ремонту подвижного состава | 2,52 | 2,73 | 1,27 | 1,83 |
Машинисты моечной установки | 1,60 | 1,73 | 0,80 | 1,12 |
Электро- и газосварщики | 0,50 | 0,55 | 0,23 | 0,42 |
Дефектоскописты | 0,23 | 0,26 | 0,11 | 0,14 |
Подсобные (транспортные) рабочие | 0,34 | 0,37 | 0,16 | 0,28 |
Итого | 5,19 | 5,63 | 2,57 | 3,79 |
Дизельный участок | ||||
Слесари по ремонту подвижного состава | ||||
Машинисты моечной установки (промывка дизелей и деталей дизеля) | 7,70 | 4,10 | 11,78 | 9,89 |
Итого | 7,70 | 4,10 | 11,78 | 9,89 |
Холодильный участок | ||||
Слесари по ремонту подвижного состава | ||||
Машинисты моечной установки (промывка деталей компрессора) | 8,60 | 8,90 | 7,50 | 8,21 |
Итого | 8,60 | 8,90 | 7,50 | 8,21 |
Отделение по ремонту бытового обслуживания | ||||
Слесари по ремонту подвижного состава: | ||||
кухонных плит на жидком топливе | 0,92 | 1,03 | - | 0,56 |
бытовых холодильников | 0,43 | 0,45 | - | 0,28 |
Итого | 1,35 | 1,48 | - | 0,84 |
Участок ремонта электрооборудования | ||||
Слесари-электрики по ремонту электрооборудования | 4,17 | 3,90 | 17,06 | 10,40 |
Аккумуляторщики | 0,44 | 1,03 | 1,70 | 1,10 |
Обмотчики | 0,53 | 0,58 | 0,34 | 0,44 |
Итого | 5,14 | 5,51 | 19,10 | 11,94 |
Отделение контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИП) | ||||
Слесари по ремонту подвижного состава: | ||||
контрольно-измерительных приборов | 3,70 | 4,00 | 7,36 | 5,61 |
радиоустановок | 0,67 | 0,73 | - | 0,42 |
Итого | 4,37 | 4,73 | 7,36 | 6,03 |
Отделение по ремонту тормозного и пневматического оборудования (АКП) | ||||
Слесари по ремонту подвижного состава | 1,05 | 1,13 | 0,53 | 0,84 |
Подсобные (транспортные) рабочие | 0,22 | 0,24 | 0,23 | 0,28 |
Итого | 1,27 | 1,37 | 0,76 | 1,12 |
Прочие ремонтно-заготовительные производственные участки и отделения | ||||
Слесари по ремонту подвижного состава (замков и металлической арматуры) | 0,17 | 0,16 | 0,02 | 0,14 |
Токари | 2,09 | 2,20 | 1,61 | 1,85 |
Фрезеровщики | 0,26 | 0,28 | 0,17 | 0,28 |
Сверловщики | 0,74 | 0,80 | 0,44 | 0,70 |
Строгальщики | 1,33 | 1,40 | 0,67 | 0,98 |
Шлифовщики | 0,89 | 0,97 | 0,44 | 0,70 |
Кузнецы | 1,54 | 1,67 | 0,82 | 1,12 |
Рессорщики по обработке горячего металла | 0,82 | 0,88 | 0,55 | 0,56 |
Слесари по ремонту подвижного состава (автосцепного устройства) | 1,62 | 1,75 | 0,90 | 1,27 |
Слесари по ремонту подвижного состава (вагонных деталей и узлов) | 3,63 | 3,68 | 1,83 | 2,68 |
Электросварщики (автосцепного устройства) | 0,31 | 0,33 | 0,15 | 0,28 |
Строгальщики (автосцепного устройства) | 0,11 | 0,12 | 0,11 | 0,14 |
Электрогазосварщики | 1,36 | 1,47 | 0,65 | 0,98 |
Гальваники | 0,54 | 0,59 | 0,44 | 0,56 |
Литейщики пластмасс | 0,71 | 0,76 | 0,62 | 0,66 |
Дефектоскописты | 0,89 | 0,97 | 0,46 | 0,70 |
Машинисты моечных установок | 0,70 | 0,76 | 0,48 | 0,70 |
Подсобные (транспортные) рабочие | 2,82 | 1,97 | 0,90 | 1,41 |
Столяры, стекольщики | 0,87 | 0,97 | 0,45 | 0,70 |
Рабочие по регенерации хладонового масла и хладона-12 | 0,83 | 0,89 | 0,76 | 0,79 |
Итого | 21,23 | 22,62 | 12,48 | 17,20 |
Испытание секции (вагона) | ||||
Слесари по ремонту подвижного состава: | ||||
юстировка системы термостатирования | - | - | 1,88 | 0,98 |
наладка и обкатка дизеля, испытание секции, вагона | 1,01 | 1,06 | 2,22 | 1,61 |
Итого | 1,01 | 1,06 | 4,10 | 2,59 |
2.6. Трудоемкость хозяйственных работ и работ по ремонту оборудования и инструмента принимается в размере 12% от общей затраты человеко-часов на ремонт секций и вагонов.
Доля участия в общей затрате человеко-часов профессий производственных рабочих, занятых на хозяйственных работах, см. в табл. 2.
Таблица 2
Наименование профессий | Доля участия профессий от общего количества работающих, занятых на ремонте секций и вагонов, % |
Слесари по ремонту оборудования | 38 |
Слесари по ремонту инструмента | 3 |
Столяры | 7 |
Кузнецы | 6 |
Жестянщики | 2 |
Газосварщики | 3 |
Генераторщики ацетиленовых установок | 3 |
Электросварщики | 3 |
Слесари-электрики | 17 |
Маляры | 3 |
Штукатуры | 6 |
Токари | 3 |
Строгальщики и фрезеровщики | 3 |
Сверловщики | 3 |
Итого | 100 |
3. Производственные участки, отделения мастерских и обустройства вагонных депо
3.1. Классификация и периодичность ремонтов для 5-вагонных секций и автономных вагонов устанавливается приказом МПС.
3.2. Продолжительность простоя 5-вагонных секций и автономных рефрижераторных вагонов в ремонте при поточно-конвейерном методе и двухсменной работе вагоносборочного участка (для расчета стойл) приведена в табл. 3.
Таблица 3
Вид ремонта | Продолжительность простоя в ремонте, смена | |||||
Общий простой | В том числе | |||||
Подготовка вагонов к ремонту | В вагоносборочном участке | В малярном участке | Сдача вагонов в эксплуатацию | |||
Деповской ремонт: | ||||||
5-вагонных секций | 8 | 1 | 5 | 1 | 1 | |
АРВ | 8 | 1 | 5 | 1 | 1 |
Нормы продолжительности простоя вагонов под окраской приняты с учетом использования типовой оснастки малярного участка с окраской в электростатическом поле с терморадиационной сушкой для пассажирских вагонов (ПКБ ЦВ МПС).
3.3. Размеры ремонтных позиций депо по длине устанавливаются в зависимости от принятого технологического процесса по ремонту рефрижераторных секций и вагонов.