Ведомственные нормы технологического проектирования депо для ремонта рефрижераторных 5-вагонных секций и автономных рефрижераторных вагонов ВНТП 04-88/МПС (утв. Министерством путей сообщения СССР 29 декабря 1988 г.)

Дата введения 1 июля 1989 г.

1. Общие положения

1.1. Нормы технологического проектирования устанавливают требования к проектированию вновь строящихся, реконструируемых, расширяемых или технически перевооружаемых вагонных депо для ремонта рефрижераторных 5-вагонных секций и автономных рефрижераторных вагонов (АРВ) по поточно-конвейерному методу при двухсменной работе.
1.2. Депо проектируются специализированными по видам рефрижераторного подвижного состава и смешанными (для рефрижераторных секций и АРВ).
1.3. При проектировании предусматриваются внедрение поточно-конвейерных линий, применение новейшей высокопроизводительной техники и прогрессивных технологических процессов, сокращение трудоемкости и повышение качества производства ремонта вагонов, безопасные и безвредные условия труда, техника безопасности, рациональное использование материалов и топливно-энергетических ресурсов, охрана окружающей среды, снижение стоимости и сокращение сроков строительства.
1.4. При проектировании необходимо предусматривать кооперацию по ремонту узлов и деталей подвижного состава с другими предприятиями МПС (колесных пар с роликовыми подшипниками, автосцепного устройства, рессор, пружин, тормозного и пневматического оборудования) и централизованное снабжение запасными частями, узлами и материалами, а также кооперацию по сооружению водоснабжения, канализации и энергоснабжения.
1.5. На территории рефрижераторного депо должны, как правило, размещаться экипировочные устройства для снабжения рефрижераторных вагонов, выходящих из ремонта, а также для вагонов, проходящих техническое обслуживание. В отдельных случаях экипировочные устройства могут быть размещены вблизи депо (например, в составе ПТО АРВ).
1.6. Вагонные депо должны проектироваться на основе широкого применения агрегатного (узлового) метода ремонта подвижного рефрижераторного состава и максимального внедрения в технологические процессы комплексной механизации и автоматизации производства во всех случаях, когда это обосновывается технико-экономическими расчетами.
1.7. При технологическом проектировании вагонного депо должны соблюдаться требования научной организации труда, техники безопасности, пожарной безопасности, санитарии и гигиены, эстетики и архитектурно-художественного оформления производственных, культурно-бытовых и служебных зданий, а также по озеленению территории депо и устройству мест отдыха рабочих.
1.8. При проектировании естественного и искусственного освещения в производственных и вспомогательных зданиях и помещениях, а также искусственного освещения на территории предприятий надлежит руководствоваться требованиями глав СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения, а также требованиями отраслевых норм проектирования освещения и требованиями санитарных норм проектирования промышленных предприятий.
1.9. Вагонное депо должно оборудоваться: звуковой и световой сигнализацией, предупреждающей производственный персонал о предстоящих маневрах в вагоносборочном участке, прямой оперативной и местной телефонной связью, громкоговорящим оповещением, городской радиотрансляцией, электрическими часами, пожарной сигнализацией. Конвейерные линии сборочного цеха должны быть оборудованы, кроме сигнализации, устройствами блокировки, исключающими возможность передвижения вагонов по позициям до подтверждения готовности с каждой позиции. Управление конвейерами этих линий должно осуществляться с единого пульта управления.
Для контроля за оперативной работой поточно-конвейерных линий и мастерских депо должно предусматриваться помещение диспетчерской с визуальным обозрением и промышленной телевизионной установкой (ПТУ).
1.10. Проектирование вагонных депо должно выполняться на основании технического задания, утвержденных схем развития регионов, отрасли, промышленных узлов или другой предпроектной документации.
1.11. Помещение окрасочного участка следует, как правило, пристраивать к торцу вагоносборочного участка на продолжении поточно-конвейерной линии (или может быть размещено отдельно).
1.12. В окрасочном участке окраска кузовов рефрижераторных вагонов предусматривается в электростатическом поле с последующей сушкой в сушильном отделении с применением передвижной электроустановки или в специальной камере.
Окраска и сушка вагонных тележек предусматривается в специальных камерах на поточно-конвейерной линии.
1.13. При размещении в одном помещении производств различных категорий пожаро- и взрывоопасности предусматривать мероприятия по предупреждению взрыва и распространению очага возгорания (герметизация оборудования, местные отсосы, автоматические локальные средства пожаротушения, осуществление взрыво- и пожароопасных работ в изолированных камерах, установка экранов и др.).
1.14. Отдельные вспомогательные устройства депо (компрессорная, трансформаторная, котельная) проектируются в зависимости от местных условий, причем компрессорная и трансформаторная, если они не кооперируются с другими хозяйствами, должны быть по возможности встроены в общий блок мастерских.
1.15. Прачечную с отделением химчистки для стирки постельного белья поездных бригад и обработки спецодежды рабочих следует предусматривать в кооперации с имеющимися в городе или на железнодорожном узле. При отсутствии кооперации строительство прачечной необходимо предусмотреть при вагонном депо.
Складские помещения и кладовые для прачечной проектируются по действующим нормам СН.
1.16. В вагонных депо, помимо обязательных технологических помещений в составе отделений мастерских, должны предусматриваться:
а) экспериментальное отделение по изготовлению приспособлений и механизмов по рационализаторским предложениям работников депо;
б) энергетическое отделение по ремонту электрооборудования и автоматики поточно-конвейерных линий;
в) отделение производственного обучения учащихся средних школ, ПТУ;
г) учебный пункт для повышения квалификации и подготовки начальников и механиков рефрижераторных секций.
Необходимость организации этих отделений определяется техническим заданием.
1.17. При проектировании вагонных депо должны соблюдаться государственные стандарты, противопожарные и санитарные нормы, охрана окружающей среды, мероприятия по борьбе с шумом по действующим нормам СНиП, СН, инженерно-технические мероприятия ГО, а также другие технические указания, условия и нормативные материалы.

2. Трудоемкость деповского ремонта рефрижераторных 5-вагонных секций, автономных рефрижераторных вагонов и хозяйственных работ

2.1. Нормы трудоемкости ремонта 5-вагонных рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов определены в соответствии с Руководством по определению штатных контингентов в пределах отделения дороги при проектировании новых и переустройстве существующих железных дорог, утвержденным МПС 25.11.80 г., с учетом поправочных индексов, разработанных Гипротранстэи.
В соответствии с указанием МПС от 25.12.87 г. N А-6598у суммарный штатный контингент снижен на 17% установленного по действующему Руководству.
2.2. Нормы трудоемкости предназначены для определения штата производственных рабочих, по которому в проектах определяются эксплуатационные расходы, а также капиталовложения для жилищного и культурно-бытового строительства.
Для целей нормирования труда и составления расценок настоящие нормы не предназначены.
2.3. При расчетах объектов вагонного хозяйства принимается пятидневная рабочая неделя с общей продолжительностью рабочего времени в ней 41 час при 253 рабочих днях в году.
2.4. Годовые расчетные фонды времени работы оборудования, рабочих мест и рабочих в часах при пятидневной рабочей неделе принимать по утвержденным Госстроем СССР действующим нормам.
2.5. Трудоемкость деповского ремонта и доля участия профессий в затрате человеко-часов на одну рефрижераторную секцию и АРВ даны в табл. 1.
Таблица 1
Производственные участки, отделения и профессии работающих
Доля участия профессий в ремонте, %
секции постройки
АРВ
секции постройки ГДР (70%), АРВ (30%)
ГДРБМЗ
Всего, чел.-ч (100%)100015003801000 (ГДР) 380 (АРВ)
В том числе:
Вагоносборочный участок
Слесари по ремонту:
ходовых частей, рамы, кузова вагона и автосцепного устройства2,002,140,911,55
тормозного и пневматического оборудования1,061,150,530,84
дверных замков и металлической арматуры0,060,040,010,01
деревянных и металлических деталей внутреннего оборудования--0,270,14
кухонных плит на жидком топливе0,250,28-0,16
дизелей5,403,521,563,50
компрессоров и холодильного оборудования3,403,330,792,10
системы вентиляции0,730,960,560,64
электрооборудования10,3010,9718,3212,29
системы отопления и водоснабжения1,131,221,021,07
воздуховодов0,860,930,430,65
электропечей0,270,290,140,20
резинового покрытия пола, проверки изоляции0,480,510,240,35
шахт циркуляции воздушного потока0,310,340,160,23
потолка в грузовом помещении0,220,240,110,16
дверей1,802,000,981,47
Столяры, стекольщики1,261,360,630,94
Маляры (по окраске вагонов, нанесению знаков и надписей)3,403,501,882,69
Аккумуляторщики0,110,410,410,53
Электросварщики0,170,180,100,13
Газосварщики0,470,510,260,35
Мойщики-уборщики подвижного состава (по наружной обмывке вагонов)0,951,030,520,71
Мойщики-уборщики подвижного состава (по внутренней промывке вагонов)1,902,000,901,40
Мойщики-уборщики подвижного состава (по внутренней уборке служебного отделения вагона)0,720,77-0,36
Крановщики-стропальщики1,141,200,570,85
Водители электро- и автотележек0,360,380,230,29
Подсобные (транспортные) рабочие1,611,740,801,20
Итого40,3641,0032,2935,81
Колесотокарное отделение
Токари по обточке колесных пар по профилю катания0,640,690,320,56
Токари по обточке и накатке шеек колесных пар0,350,380,180,28
Итого0,991,070,500,84
Отделение ремонта букс с роликовыми подшипниками
Слесари по ремонту подвижного состава2,132,301,071,55
Дефектоскописты0,390,430,230,28
Подсобные (транспортные) рабочие0,280,300,160,28
Итого2,803,031,462,11
Тележечное отделение
Слесари по ремонту подвижного состава2,522,731,271,83
Машинисты моечной установки1,601,730,801,12
Электро- и газосварщики0,500,550,230,42
Дефектоскописты0,230,260,110,14
Подсобные (транспортные) рабочие0,340,370,160,28
Итого5,195,632,573,79
Дизельный участок
Слесари по ремонту подвижного состава
Машинисты моечной установки (промывка дизелей и деталей дизеля)7,704,1011,789,89
Итого7,704,1011,789,89
Холодильный участок
Слесари по ремонту подвижного состава
Машинисты моечной установки (промывка деталей компрессора)8,608,907,508,21
Итого8,608,907,508,21
Отделение по ремонту бытового обслуживания
Слесари по ремонту подвижного состава:
кухонных плит на жидком топливе0,921,03-0,56
бытовых холодильников0,430,45-0,28
Итого1,351,48-0,84
Участок ремонта электрооборудования
Слесари-электрики по ремонту электрооборудования4,173,9017,0610,40
Аккумуляторщики0,441,031,701,10
Обмотчики0,530,580,340,44
Итого5,145,5119,1011,94
Отделение контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИП)
Слесари по ремонту подвижного состава:
контрольно-измерительных приборов3,704,007,365,61
радиоустановок0,670,73-0,42
Итого4,374,737,366,03
Отделение по ремонту тормозного и пневматического оборудования (АКП)
Слесари по ремонту подвижного состава1,051,130,530,84
Подсобные (транспортные) рабочие0,220,240,230,28
Итого1,271,370,761,12
Прочие ремонтно-заготовительные производственные участки и отделения
Слесари по ремонту подвижного состава (замков и металлической арматуры)0,170,160,020,14
Токари2,092,201,611,85
Фрезеровщики0,260,280,170,28
Сверловщики0,740,800,440,70
Строгальщики1,331,400,670,98
Шлифовщики0,890,970,440,70
Кузнецы1,541,670,821,12
Рессорщики по обработке горячего металла0,820,880,550,56
Слесари по ремонту подвижного состава (автосцепного устройства)1,621,750,901,27
Слесари по ремонту подвижного состава (вагонных деталей и узлов)3,633,681,832,68
Электросварщики (автосцепного устройства)0,310,330,150,28
Строгальщики (автосцепного устройства)0,110,120,110,14
Электрогазосварщики1,361,470,650,98
Гальваники0,540,590,440,56
Литейщики пластмасс0,710,760,620,66
Дефектоскописты0,890,970,460,70
Машинисты моечных установок0,700,760,480,70
Подсобные (транспортные) рабочие2,821,970,901,41
Столяры, стекольщики0,870,970,450,70
Рабочие по регенерации хладонового масла и хладона-120,830,890,760,79
Итого21,2322,6212,4817,20
Испытание секции (вагона)
Слесари по ремонту подвижного состава:
юстировка системы термостатирования--1,880,98
наладка и обкатка дизеля, испытание секции, вагона1,011,062,221,61
Итого1,011,064,102,59
2.6. Трудоемкость хозяйственных работ и работ по ремонту оборудования и инструмента принимается в размере 12% от общей затраты человеко-часов на ремонт секций и вагонов.
Доля участия в общей затрате человеко-часов профессий производственных рабочих, занятых на хозяйственных работах, см. в табл. 2.
Таблица 2
Наименование профессийДоля участия профессий от общего количества работающих, занятых на ремонте секций и вагонов, %
Слесари по ремонту оборудования38
Слесари по ремонту инструмента3
Столяры7
Кузнецы6
Жестянщики2
Газосварщики3
Генераторщики ацетиленовых установок3
Электросварщики3
Слесари-электрики17
Маляры3
Штукатуры6
Токари3
Строгальщики и фрезеровщики3
Сверловщики3
Итого100

3. Производственные участки, отделения мастерских и обустройства вагонных депо

3.1. Классификация и периодичность ремонтов для 5-вагонных секций и автономных вагонов устанавливается приказом МПС.
3.2. Продолжительность простоя 5-вагонных секций и автономных рефрижераторных вагонов в ремонте при поточно-конвейерном методе и двухсменной работе вагоносборочного участка (для расчета стойл) приведена в табл. 3.
Таблица 3
Вид ремонта
Продолжительность простоя в ремонте, смена
Общий простой
В том числе
Подготовка вагонов к ремонтуВ вагоносборочном участкеВ малярном участкеСдача вагонов в эксплуатацию
Деповской ремонт:
5-вагонных секций81511
АРВ81511
Нормы продолжительности простоя вагонов под окраской приняты с учетом использования типовой оснастки малярного участка с окраской в электростатическом поле с терморадиационной сушкой для пассажирских вагонов (ПКБ ЦВ МПС).
3.3. Размеры ремонтных позиций депо по длине устанавливаются в зависимости от принятого технологического процесса по ремонту рефрижераторных секций и вагонов.