Ведомственные нормы технологического проектирования депо для ремонта рефрижераторных 5-вагонных секций и автономных рефрижераторных вагонов ВНТП 04-88/МПС (утв. Министерством путей сообщения СССР 29 декабря 1988 г.) стр. 4

10.11. Методы очистки сточных вод, используемых в системах оборотного водоснабжения, следует принимать в соответствии с "Указаниями по оборотному использованию воды на предприятиях железнодорожного транспорта", согласованными МПС.

11. Охрана труда и техника безопасности

11.1. В проектах предприятий и отдельных производств необходимо предусматривать технологические процессы и производственное оборудование, при которых должны отсутствовать или быть минимальными (в пределах установленных норм):
а) выделения в воздух помещений, в атмосферу и в сточные воды вредных или неприятно пахнущих веществ, а также выделения тепла и влаги в рабочие помещения;
б) шум, вибрация, ультразвук, электромагнитные волны радиочастот, статическое электричество и ионизирующие излучения.
11.2. При разработке технологической части проектов предприятий следует предусматривать:
замену вредных веществ в производстве безвредными или менее вредными, сухих способов переработки пылящих материалов - мокрыми;
замену процессов и технологических операций, связанных с возникновением шума, вибрации и других вредных факторов, процессами или операциями, при которых отсутствует или уменьшается интенсивность этих факторов;
замену пламенного нагрева электрическим, твердого и жидкого топлива газообразным;
замену горючих моющих и обезжиривающих жидкостей на пожаробезопасные растворы и препараты;
герметизацию и максимальное уплотнение стыков и соединений в технологическом оборудовании и трубопроводах для предотвращения выделения вредностей в процессе производства;
укрытие механического транспорта, а также применение гидропневмотранспорта при транспортировке пылящих материалов;
использование процессов, при которых максимально сокращается количество сточных вод.
11.3. В проекте следует предусматривать комплекс мероприятий, в том числе и лабораторного контроля, при выполнении которого в период эксплуатации обеспечиваются принятые в расчетах условия выбросов вредных веществ. Необходимость применения устройств для измерения и постоянной регистрации количества поступающих в атмосферу и водоемы вредных веществ и устройств для регулирования величины выброса за счет интенсификации очистки, изменения технологического режима производства или других мер определяется специальными указаниями Госстроя СССР, согласованными с Министерством здравоохранения СССР.

12. Научная организация труда

12.1. Научная организация труда (НОТ) должна основываться на достижениях науки и передового опыта, систематически внедряемых в производство.
НОТ должна обеспечивать:
наиболее эффективное использование оборудования, механизмов и технических средств на каждом рабочем месте;
совершенствование технологии, внедрение механизации и автоматизации производственных процессов, внедрение новой техники, ликвидацию тяжелого ручного труда;
создание в системе технологического цикла поточных автоматических и полуавтоматических линий с оснащением их оборудованием;
совершенствование планирования и обслуживания рабочих мест;
внедрение передовых приемов и методов труда;
экономию и бережливость, всемерное сокращение затрат труда и материалов;
решение ряда вопросов, связанных с социальным развитием коллектива;
требование производственной эстетики по рациональному цветовому оформлению помещений и оборудования;
широкое внедрение технической диагностики для выявления характера неисправностей, оценки объема ремонтных работ, проверки качества ремонта;
повышение общеобразовательного уровня работающих, подготовка кадров.
12.2. Проектными решениями должен предусматриваться комплекс мероприятий для обеспечения выполнения требований системы стандартов безопасности труда, санитарных норм проектирования промышленных предприятий, противопожарных норм проектирования зданий и сооружений, Правил устройства электроустановок, Правил техники безопасности и промышленной санитарии при ремонте и осмотре вагонов в депо, на пунктах технического обслуживания, а также других норм и правил в зависимости от вида опасных и вредных производственных факторов.
12.3. Объемно-планировочные решения должны предусматривать создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на всех участках депо на основе функционально-технологических внутрипроизводственных связей.
12.4. Для улучшения санитарно-гигиенических условий труда расстановка оборудования должна выполняться с учетом рационального естественного освещения рабочих мест.
12.5. Освещенность рабочих мест предусматривается по отраслевым нормам искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта в зависимости от установленного разряда зрительной работы и уровня поверхности, на которой нормируется освещенность.
12.6. Оборудование с шумовыми характеристиками размещается в изолированных камерах. Ограждающие конструкции камер определяются акустическими расчетами по действующим нормам СНиП с учетом характеристик вентиляционного оборудования.
12.7. Для обеспечения температурно-влажностного режима в цехах предусматриваются системы централизованного отопления и устройства общеобменной вентиляции. От мест сосредоточенного выделения вредностей должны проектироваться местные установки принудительного действия.
12.8. Складирование утиля и отходов должно предусматриваться в специально отведенных местах в таре. Использованные обтирочные материалы должны складываться в специальные металлические ящики с плотно закрывающимися крышками.
12.9. При производстве сварочных и наплавочных работ должны соблюдаться требования: "Санитарных правил при сварке, наплавке и резке металлов", "Правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства", а также "Правил техники безопасности и производственной санитарии при производстве ацетилена, кислорода и газопламенной обработки металла" и "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей".
12.10. Для обезжиривания деталей и узлов машин следует использовать химические и электрохимические методы и способы обработки в ультразвуковом поле с применением негорючих и трудногорючих моющих средств.
12.11. Помещения для ремонта холодильного оборудования должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей достаточный воздухообмен, препятствующий возникновению опасной концентрации хладагента.
12.12. При производстве окрасочных работ должны быть обеспечены требования "Правил и норм по технике безопасности, пожарной безопасности и промышленной санитарии для окрасочных цехов и участков предприятий железнодорожного транспорта", Технологической инструкции ПКБ ЦВ "Окраска вагонов в депо".
12.13. Испытание электрической прочности изоляции цепей секции (вагона) должно производиться на специальном участке, оборудованном оградительными щитами, двусторонней радиосвязью, сигнализацией и предупредительными плакатами.
12.14. В цехах размещаются аптечки для оказания первой помощи, раковины с горячей и холодной водой, автоматы с газированной водой.

13. Категории производств по взрывной, взрыво-пожарной и пожарной опасности

13.1. Категории производств по взрывной, взрывоопасной и пожарной опасности, классификация помещений вагонных депо по этим категориям, противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями на территории депо, а также внутренние противопожарные устройства (автоматические установки пожаротушения и сигнализации, противопожарные стены, ворота и двери, дымовые вытяжные шахты и т.д.) принимаются в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, Руководством по определению категорий и классов пожаро- и взрывоопасности основных производств предприятий и объектов железнодорожного транспорта.

14. Себестоимость деповского ремонта

14.1. Усредненное значение себестоимости ремонта (в руб.) для рефрижераторных секций и вагонов дано в табл. 17.
Таблица 17
Тип вагонов
Себестоимость ремонта вагона, руб.
Вагон секции постройки БМЗ
480
То же заводов ГДР
510
Вагон АРВ
1000
14.2. Распределение себестоимости по элементам затрат в процентах приведено в табл. 18.
Таблица 18
Тип вагона
Проценты
Зарплата
Материалы
Прочие
Вагон секции постройки БМЗ
35
37
28
То же заводов ГДР
38
38
24
Вагон АРВ
37
41
22
Директор Гипротранстэи МПС СССР
В.Г. Савельев