СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.48-2012 Автомобильные дороги Ремонт асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог Часть 2 Устройство защитных слоёв и слоёв износа стр. 4

    • выглаживающая плита с нулевым углом атаки должна быть установлена на стартовые колодки толщиной, равной проектной толщине слоя, с припуском на уплотнение от 10 % до 25 % проектной толщины покрытия (уточняется при пробной укатке);
    • угол атаки выглаживающей плиты должен быть выставлен на 2 − 3 ‰;
    • расстояние от конца шнека до бортов шнековой камеры должно быть не более 60 см;
    • расстояние от нижней кромки лопасти шнека до поверхности покрытия, должно составлять половину толщины слоя;
    • в зависимости от погодных условий и температуры укладываемой смеси, выглаживающая плита и стенки преемного бункера должны быть прогреты в течение 10 – 30 мин;
    • включена система подачи материала и заполнена шнековая камера.
Примечание – Смесь должна закрывать шнеки приблизительно до середины их валов, конвейеры и шнековые питатели так, чтобы они могли работать практически все 100 % времени, обеспечивая поддержание стабильного давления материала на выглаживающую плиту для получения слоя постоянной толщины.
4.3.1.11. Рабочую скорость асфальтоукладчика устанавливают в зависимости от вида смеси, ее температуры, толщины слоя и количества поставляемой смеси.
Скорость укладки следует поддерживать постоянной для высокоплотных смесей, смесей плотных типов А и Б, битумоминеральных открытых смесей в пределах от 2 до 3 м/мин, а щебеночно-мастичных смесей – от 1,5 до 2,5 м/мин [9].
Примечание – Если смесь доставляют одновременно большим количеством автомоби-
лей, допускается увеличить скорость укладчика до 5 м/мин по СНиП 3.06.03.
4.3.1.12. Режимы работы трамбующего бруса и виброплиты (амплитуда и частота) устанавливаются в зависимости от вида укладываемой смеси:
    • для В.п. смеси, плотной смеси типа А и Б – частота оборотов валов трамбующего бруса от 1000 до 1400 об./мин, вала вибратора плиты – от 2500 до 3000 об./мин, амплитуда колебаний трамбующего бруса – от 4 до 9 мм, виброплиты – от 1,0 до 1,5 мм [9];
    • БМО смеси предпочтительнее распределять без предварительного уплотнения рабочими органами асфальтоукладчика [2];
    • ЩМА смеси распределяют с выключенным вибратором выглаживающей плиты; частота ударов трамбующего бруса – от 800 до 1000 об./мин, амплитуда колебаний бруса – от 4 до 5 мм. При отсутствии на укладчике трамбующего бруса, необходимо отладить параметры работы виброплиты и установить более высокую рабочую скорость асфальтоукладчика для получения требуемой текстуры шероховатой поверхности [9, 10, 11, 12].
4.3.2. Доставка смеси на объект.
4.3.2.1. Автомобили-самосвалы, используемые для транспортирования асфальтобетонных смесей, должны иметь обогреваемые отходящими газами кузова, оборудованные пологами, плотно укрывающими перевозимую смесь.
4.3.2.2. Количество привлекаемых автомобилей-самосвалов и их грузоподъемность для доставки асфальтобетонных смесей должно обеспечить заданный темп работ по укладке смеси.
4.3.2.3. Время транспортирования асфальтобетонных смесей должно обеспечить требуемую температуру укладки [9, 18].
4.3.2.4. Производитель работ на объекте перед разгрузкой смеси должен убедиться в доставке необходимого вида, типа и марки горячей асфальтобетонной смеси и ее температуре непосредственно в кузове автосамосвала. Если смесь не соответствует предъявляемым требованиям, то машину с забракованной смесью отправляют на асфальтобетонный завод.
4.3.3. Укладка асфальтобетонной смеси.
4.3.3.1. Защитные слои и слои износа из горячих асфальтобетонных смесей
устраивают летом в теплую и сухую погоду, весной – при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5 °С, и осенью – не ниже плюс 10 °С, на сухом основании с положительной температурой в соответствии со СНиП 3.06.03.
4.3.3.2. Темп укладки горячей асфальтобетонной смеси должен быть непрерывным и соответствовать производительности асфальтобетонного завода, количеству автотранспортных средств для доставки смеси, производительности асфальтоукладчиков и звена дорожных катков для уплотнения покрытия. Темп работ устанавливают проектом производства работ [16, 17].
4.3.3.3. Асфальтоукладчик сдвигают со стартовых колодок и по возможности быстро доводят скорость укладки до рабочей.
4.3.3.4. Температура высокоплотных смесей, плотных типов А и Б смесей и битумоминеральных открытых смесей должна быть не ниже значений, указанных в таблице 4.7.
Таблица 4.7 – Минимальная допустимая температура битумоминеральных открытых смесей при укладке
Толщина слоя, смМарка битумаТемпература воздуха, °С
30
20
15
10
5
До 5
БНД 40/60, БНД (БН) 60/90,
90/130
115
120
125
135
130
140
135
145
140
150
До 5
БНД (БН) 130/200,
200/300
СГ 130/200
90
100
95
105
100
110
105
115
110
120
П р и м е ч а н и е – Над чертой – при скорости ветра 6 м/с, под чертой – 6 – 13 м/с.
4.3.3.5. Минимально допустимая температура при укладке щебеночномастичных смесей (на битуме 60/90) – не менее 145 °С.
4.3.3.6. При разгрузке смеси автомобиль-самосвал должен останавливаться на расстоянии от 30 до 60 см до асфальтоукладчика (без постановки на тормоз), а укладчик, двигаясь вперед, наезжать на него. Во время разгрузки автомобиля асфальтоукладчик должен сохранять свою рабочую скорость.
4.3.3.7. При укладке смеси необходимо поддерживать уровень смеси в шнековой камере примерно до оси вала шнека.
4.3.3.8. При непродолжительных перерывах в доставке в бункере укладчика должно оставаться не менее 25 % смеси. При продолжительных перерывах необходимо вырабатывать всю смесь, находящуюся в бункере, шнековой камере и под плитой.
4.3.3.9. При укладке второй (смежной) полосы (укладываемой вторым укладчиком) расстояние от кромки ранее уложенной полосы до бокового щита первого асфальтоукладчика должно быть от 40 до 50 мм.
Схемы укладки асфальтобетонной смеси двумя асфальтоукладчиками смежными полосами приведены в приложении А.
4.3.3.10. Перед укладкой слоя с образованием холодного продольного сопряжения, на второй полосе покрытия необходимо выполнить герметизацию продольного холодного стыка битумной лентой, либо подготовить продольную кромку ранее уложенной полосы. Для этого следует обрезать кромку на 100 – 150 мм нарезчиком и обработать ее битумной эмульсией. Перед проходом асфальтоукладчика кромка должна быть прогрета до температуры не менее 100 °С линейкой-разогревателем с горелками инфракрасного излучения.
4.3.3.11. В конце смены или при длительном перерыве в укладке необходимо предусматривать устройство поперечного шва путем установки упорного бруса.
4.3.3.12. Рекомендуемая толщина устраиваемого слоя приведена в таблице 4.8.
Таблица 4.8 – Рекомендуемая толщина слоя в зависимости от крупности щебня
Вид смеси
Максимальный размер щебня, ммТолщина слоя, см
Свежеуложеннго
Уплотненного
В.п., плотная типов А и Б20
4,5 – 6,0
4,5 – 6,0
щебеночно-мастичная20
5,0 – 6,5
4,5 – 6,0
битумоминеральная открытая20
2,8 – 3,0
2,5 – 2,8
П р и м еч а н и е – Расход смесей следует уточнять в каждом конкретном случае в зависимости от средней плотности асфальтобетона и истинной плотности щебня.
4.3.4. Уплотнение смесей.
4.3.4.1. Уплотнение плотных типов А и Б, а также битумоминеральных открытых смесей производят при температурах:
    • от 120 °С до 160 °С – при использовании битумов БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130;
    • от 100 °С до 140 °С – при использовании битумов БНД 130/200, БНД 200/300 СНиП 3.06.03.
4.3.4.2. Высокоплотные, а также смеси на ПБВ уплотняют при температуре на 10° – 20° выше.
4.3.4.3.Температура уплотнения смесей типа А и Б приведена в таблице 4.9. Таблица 4.9 –Температура уплотнения смесей типа А и Б
Тип асфальтобетонаРациональные интервалы температуры уплотнения покрытия на этапах, °С
предварительномосновномокончательном
начало
конец
начало
конец
начало
конец
А
140 – 145
120 – 125
120 – 125
95 – 100
95 – 100
80 – 85
Б
125 – 130
105 – 110
105 – 110
85 – 90
85 – 90
70 – 75
4.3.4.4. Минимально допустимая температура начала уплотнения щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей на битуме 60/90 – не менее 145 °С [9].
4.3.4.5. Уплотнение битумоминеральных открытых и щебеночно-мастичных смесей следует заканчивать при температуре, указанной в таблице 4.10.
Таблица 4.10 – Нижние температурные режимы уплотнения щебеночно-мастичных смесей и битумоминеральных открытых смесей
Вид смеси
Температура смеси,
°С, не ниже
Битумы марок
ЩМА
90 – 100 °С
60/90; 90/130
БМОРыхлая Пластичная
60 °С
50 °С
40/60; 60/90; 90/130
Рыхлая Пластичная
50 °С
40 °С
130/200; 200/300
4.3.4.6. При укладке высокоплотных и плотных асфальтобетонных смесей типов А и Б асфальтоукладчиками с трамбующим брусом и виброплитой основное уплотнение производится катком на пневматических шинах массой 16 т или вибрационным катком массой от 6 до 8 т, или гладковальцовым катком от 10 до 13 т за 4 – 6 проходов по одному следу, а окончательное – гладковальцовым катком массой от 11 до 18 т за 4 – 6 проходов.
Примечание – Для достижения высоких фрикционных характеристик покрытия
уплотнение указанных смесей начинают катками на пневматических шинах или комбинированным катком.
4.3.4.7. Уплотнение битумоминеральных открытых смесей производят с учетом температуры воздуха и скорости ветра.
При температуре воздуха не ниже 5 °С и скорости ветра не более 5 м/с уплотнение начинают 10 – 14 проходами пневмокатков по одному следу при температуре смеси от 120 °С до 140 °С (меньшее число проходов относится к смеси пластичной консистенции, большее – к смесям рыхлой консистенции), а затем 6 – 10 проходами пневмокатка с повышенным давлением в шинах по одному следу при температуре смеси от 90 °С до 120 °С.
При температуре воздуха от 5 °С до 15 °С и скорости ветра не более 10 м/с уплотнение производят сначала 5 – 8 проходами пневмокатков по одному следу при температуре смеси от 130 °С до 150 °С, а затем 14 – 18 проходами пневмокатков с повышенным давлением в шинах по одному следу при температуре смеси от 100 °С до 130 °С.
При скорости ветра св. 10 м/с, защитные слои износа из БМО смесей не устраивают.
Примечание – После первого этапа уплотнения и половины проходов катков второго