На I этапе предлагается подготовить соответствующие нормативные и методические документы, выполнить ряд первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и приступить к их внедрению в практику, реализовать необходимые мероприятия по сейсмическому районированию, выполнить обследование и паспортизацию зданий и сооружений, провести анализ деятельности и расширение сети сейсмологических станций, принять решения о сейсмоусилении существующих объектов или строительстве новых сейсмостойких объектов, определить объем средств, в том числе средств федерального бюджета, необходимых для осуществления указанных работ, а также обеспечить реализацию первоочередных мероприятий по сейсмоусилению объектов, которые расположены в наиболее сейсмически опасных районах (для которых значения расчетного коэффициента, учитывающего сейсмический риск, составляют 4 и более единицы) и на которые имеется прошедшая экспертизу и утвержденная проектная документация.
На II этапе будет продолжена реализация первоочередных мероприятий по сейсмоусилению указанных объектов. Объекты, требующие первоочередного сейсмоусиления, также определятся с учетом сложившихся темпов строительства в соответствующих субъектах Российской Федерации.
На III этапе предполагается проведение работ по сейсмоусилению существующих объектов и строительству новых сейсмостойких объектов в зонах с меньшей сейсмической угрозой.
Для оценки реализации Программы используются следующие целевые индикаторы и показатели эффективности ее реализации:
размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений;
снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений;
повышение уровня участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в сейсмических районах Российской Федерации, в формировании и использовании единой информационной системы по обеспечению сейсмической безопасности территорий, сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения;
общая площадь зданий и сооружений, по которым ликвидирован дефицит сейсмостойкости.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы, а также их плановые значения приведены в приложении N 2.
По итогам реализации этапов Программы при достижении значений целевых индикаторов менее 50 процентов установленного уровня может быть рассмотрен вопрос о неэффективности Программы и досрочном прекращении ее реализации.
III. Перечень мероприятий Программы
Для решения задач Программы и достижения поставленных целей необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий, формирование и финансирование которых осуществляются по статьям расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальные вложения.
Реализация мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям.
Первым направлением является проведение исследований по оценке сейсмического риска и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения защиты объектов и систем жизнеобеспечения населения.
Мероприятия Программы, осуществляемые в рамках этого направления, составляют исследования фундаментального и прикладного характера, включающие в себя:
разработку научно-методических основ прикладного сейсмического районирования территорий Российской Федерации, проведение работ по актуализации карт общего сейсмического районирования, детальному сейсмическому районированию и микросейсмическому районированию территорий муниципальных образований;
совершенствование государственного управления территориями и их развитие (предоставление земельных участков, проектирование и строительство объектов) с учетом уровня сейсмического риска;
разработку технических регламентов, включающих в себя требования и технические условия, необходимые при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений в сейсмоопасных районах;
развитие и совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти, собственников и общественных организаций при осуществлении инвестиционных проектов и практических мер по обеспечению сейсмической безопасности.
Вторым направлением является формирование системы мониторинга сейсмической устойчивости жилых домов, критически важных объектов и сооружений, являющихся местами массового пребывания людей, разработка специальных мер сейсмической защиты.
Мероприятия Программы, осуществляемые в рамках этого направления, включают в себя:
разработку методов, порядка и процедур оценки остаточной сейсмической устойчивости зданий и сооружений с учетом территориальных факторов и прогноза уровня сейсмического риска;
развитие технических средств и технологий мониторинга сейсмической устойчивости высотных зданий и критически важных объектов экономики и инфраструктуры, переоснащение и дооснащение ими соответствующих структур государственной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
развитие и совершенствование методической базы, обеспечивающей проведение мониторинга сейсмической устойчивости зданий и сооружений с учетом уровня сейсмических рисков, а также проведение сбора, обработки, передачи и хранения информации, полученной в результате мониторинга;
создание и внедрение системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере мониторинга, контроля и прогноза сейсмической устойчивости зданий и сооружений.
Третьим направлением является разработка и реализация практических мер по сейсмоусилению существующих жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения (в том числе критически важных объектов, систем энергоснабжения, коммунальной инфраструктуры, объектов системы реагирования в чрезвычайных ситуациях), сооружений, являющихся местами массового пребывания людей, а также строительство новых сейсмостойких объектов.
Мероприятия Программы, осуществляемые в рамках этого направления, предусматривают проведение обследования и паспортизации жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения для определения уровня дефицита сейсмостойкости, состояния и надежности строительных конструкций.
По результатам обследования зданий и сооружений определяются соответствующие приоритеты в области реализации мероприятий по сейсмоусилению существующих зданий и сооружений, строительству новых сейсмостойких объектов, устанавливается очередность проведения этих мероприятий с учетом:
технической возможности и экономической целесообразности проведения работ по сейсмоусилению зданий и сооружений исходя из их состояния, наличия соответствующих технологий и методов сейсмоусиления конструкций;
важности объектов для обеспечения безопасного и комфортного проживания граждан, нормального функционирования систем жизнеобеспечения;
формы собственности объектов.
Четвертым направлением является развитие системы информационного обеспечения и ситуационного анализа сейсмических рисков устойчивости зданий и сооружений.
Мероприятия Программы, осуществляемые в рамках этого направления, предусматривают повышение доступности получения достоверной информации о реальном состоянии жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения и возможность оценки соотношения этого состояния с уровнем сейсмических рисков в интересах развития экономики соответствующих территорий, повышения сейсмической безопасности объектов инфраструктуры и жилищного фонда.
Предполагается, что выполнение указанных мероприятий обеспечит решение следующих вопросов:
расширение применения современных информационных технологий в сфере обеспечения сейсмической безопасности;
создание и ведение информационных систем для выявления закономерностей в области обеспечения сейсмической безопасности и выработки вероятных сценариев развития ситуаций в условиях сейсмических проявлений;
обеспечение необходимой информацией в рамках действия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечение проведения экспертной оценки и моделирования сейсмических рисков применительно к инвестиционным проектам общегосударственного значения, в том числе осуществляемым на условиях государственно-частного партнерства.
На реализацию мероприятий, предусмотренных в рамках указанных направлений, в период 2009 - 2014 годов планируется направить 290,8 млн. рублей, из них 181,8 млн. рублей - средства федерального бюджета.
Средства федерального бюджета, предусмотренные на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, планируется направить на следующие мероприятия:
исследование прикладной эффективности шкал, применяемых в мировой практике в целях сейсмической оценки и нормативно-правового регулирования, создание и апробирование новой макросейсмической шкалы, учитывающей геологические проявления землетрясений, разработка требований по применению сейсмической шкалы в проектировании и строительстве;
разработка критериев и процедур оценки дефицита сейсмостойкости существующих зданий и сооружений в системах жизнеобеспечения;
разработка территориальных схем оценки уровней риска возникновения сейсмических проявлений и сейсмостойкости зданий и сооружений;
разработка порядка проведения оценки сейсмических рисков на земельных участках, предоставляемых для строительства новых объектов;
разработка порядка и процедур осуществления мониторинга сейсмического риска на критически важных объектах;
создание и обеспечение функционирования единой информационной системы "Сейсмобезопасность России", включающей региональные и тематические разделы, в которых уточняются исходная сейсмичность и сейсмический риск;
подготовка предложений по совершенствованию механизмов страхования критически важных объектов с учетом уровня сейсмических рисков;
развитие экспериментальной базы моделирования сценарных условий воздействия сейсмических проявлений на элементы конструкций зданий и сооружений;
разработка инструментария для проведения мониторинга обеспечения комплексной сейсмобезопасности в сейсмических районах Российской Федерации и проведение такого мониторинга;
разработка механизмов экономического стимулирования применения инновационных технологий при строительстве и реконструкции зданий и сооружений в сейсмических районах Российской Федерации;