В соответствии с п.4.3 СНиП 12-03-2001 требования охраны и безопасности труда, содержащиеся в производственно-отраслевых нормативных документах организаций (стандарты предприятий по безопасности труда, инструкции по охране труда работников организаций), должны соответствовать обязательным положениям СНиП 12-03-2001 и других нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.
1.1.12 Что включается в понятие "законодательство Российской Федерации об охране труда"?
Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" предусмотрено, что "законодательство Российской Федерации об охране труда" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".
1.1.13 Какое определение установлено законодательством для термина "охрана труда"?
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, термин "охрана труда" определяется как "система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия".
Данное определение полностью приведено в приложении Б "Термины и их определения" СНиП 12-03-2001, так как в этом нормативном правовом документе термин "охрана труда" постоянно применяется.
1.1.14 Какое определение установлено законодательством для термина "рабочее место"?
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, термин "рабочее место" определяется как "место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя".
1.1.15 Какое определение установлено законодательством для термина "работодатель"?
В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, термин "работодатель" определяется как "физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры".
1.1.16 Какое определение установлено законодательством для термина "работник"?
В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, термин "работник" определяется как "физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем".
1.1.17 Какие виды ответственности несут участники строительства (заказчики, проектировщики, подрядчики, поставщики, а также производители строительных материалов и конструкций, изготовители строительной техники и производственного оборудования) за нарушения требований нормативных документов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда?
В соответствии с п.4.4 СНиП 12-03-2001 за нарушения требований нормативных документов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, участники строительства несут установленную законодательством ответственность.
Статьей 419 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, установлено, что "лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами".
1.1.18 На какие организации возлагается обязанность по обеспечению технически исправного состояния машин, инструмента, технологической оснастки, средств коллективной защиты работающих?
В соответствии с п.4.5 ч.1 СНиП 12-03-2001 обязанность по обеспечению технически исправного состояния машин, инструмента, технологической оснастки, средств коллективной защиты работающих возлагается на организации, на балансе которых они находятся.
1.1.19 Какая организация должна обеспечить выполнение требований безопасного производства работ с применением машин?
В соответствии с п.4.5 ч.2 СНиП 12-03-2001 выполнение требований безопасного производства работ с применением машин должны обеспечить организации, осуществляющие производство работ с применением машин.
1.1.20 Какая мера административной ответственности (наложение штрафа) установлена за нарушение должностным лицом законодательства о труде и законодательства об охране труда?
Статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ установлено, что:
"1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.".
1.1.21 Какая мера уголовной ответственности установлена за нарушения правил охраны труда, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжелые последствия?
В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, введен в действие с 1 января 1997 г.) установлено, что "нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".
1.2 Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда
1.2.1 Каким органам предоставлено право осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда в строительном комплексе Российской Федерации?
В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, "Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы - федеральные надзоры.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом".
1.2.2 Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?
В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, "Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.".
1.2.3 Какие права предоставлены государственному инспектору для исполнения своих обязанностей?
В соответствии со статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, "государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:
беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве".