МДС 12-11.2002 Методическое пособие к СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" для проведения обучения и проверки знаний по охране труда руководящих работников и специалистов в строительстве

Взамен настоящего Методического пособия издано МДС 12-26.2006
Введение
В данном Методическом пособии рассматриваются требования охраны труда, изложенные в СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования".
СНиП 12-03-2001 является базовым документом издаваемого Госстроем России комплекта документов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, обязательные для применения в строительстве, которые должны быть в каждом производственном подразделении организации и предоставляться работникам для самоподготовки. СНиП 12-03-2001 регламентирует основные положения управления охраной труда в организациях отрасли, а также общие требования организационно-технического обеспечения безопасности труда в процессе строительной деятельности.
СНиП 12-03-2001 взаимосвязан с основными законодательными и иными нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, а также с действующими в настоящее время другими нормативными документами по охране и безопасности труда.
В соответствии с этим в данном Методическом пособии приведен круг вопросов, рассматриваемых СНиПом и взаимосвязанными с ним нормативными актами, включая новый Трудовой кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. 197-ФЗ и введенный в действие с 1 февраля 2002 г., а также новый Кодекс об административных правонарушениях.
Использование Методического пособия позволяет глубже изучить нормативные требования охраны труда и правильно организовать проверку знаний.
При подготовке Методического пособия ставилась задача акцентировать внимание на изучении основных требований охраны труда. При этом следует обратить внимание на правильность и четкость постановки вопросов для получения точных и четких ответов в рамках конкретных статей законодательных актов или иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.
Данное Методическое пособие рекомендуется использовать также в качестве учебного пособия при обучении учащихся техникумов и студентов вузов и переподготовке специалистов строительных профессий по специальности охрана труда.

Тема 1 Общие положения охраны труда

1.1 Законодательные и нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, и ответственность за нарушение их требований

1.1.1 Что следует считать нормативным Правовым актом?
В соответствии с постановлением Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. N 781-11ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" нормативным правовым актом является "письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм".
1.1.2 Что следует считать официальным изданием?
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об обязательном экземпляре документов" от 19 декабря 1994 года официальными изданиями являются "произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной или судебной власти, носящие законодательный, нормативный, директивный или информационный характер".
1.1.3 Что устанавливается государственными нормативными требованиями охраны труда, порядок их разработки и применениия?
В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, "государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.".
1.1.4 Требованиями каких видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, следует руководствоваться при организации и производстве работ в строительстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии?
Пунктом 4.1 СНиП 12-03-2001 установлено, что в соответствии с перечнем видов нормативных правовых актов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" при организации и выполнении работ в строительном производстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии должны соблюдаться государственные нормативные требования следующих нормативных правовых актов:
а) строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству;
б) межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти;
в) государственные стандарты Системы стандартов безопасности труда, утвержденные Госстандартом России или Госстроем России;
г) правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности;
д) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормы, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, утвержденные Минздравом России.
1.1.5 Кем принят и введен в действие и согласован СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования"?
Право устанавливать и осуществлять техническую политику в области строительства принадлежит только Госстрою России в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства России от 24 ноября 1999 г. N 1289.
СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" принят и введен в действие постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. N 80.
В соответствии с требованиями статьи 3в постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" проект СНиП 12-03-2001, разработанный Госстроем России, перед принятием и введением в действие Госстроем России был согласован с Минтрудом России и Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) после одобрения проекта этого документа отраслевым профсоюзным органом Российской Федерации.
Проект данного нормативного правового акта был согласован не с отраслевым профсоюзом России, а с ФНПР в связи с тем, что строительные работы выполняются также рядом строительных организаций, подведомственных другим министертвам и ведомствам нестроительного профиля.
1.1.6 Какие нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации?
В соответствии с пунктом 10 Правил подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства России от 13 августа 1997 г. N 1009, государственной регистрации Минюстом России подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
1.1.7 Какие правовые преимущества имеют нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России или имеющие официальное определение Минюста России, что они не подлежат государственной регистрации?
Нормативные правовые акты (в том числе СНиП 12-03-2001), прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России или имеющие официальное определение Минюста, что они не подлежат государственной регистрации, по сравнению в нормативными правовыми актами, не прошедшими государственную регистрацию в Минюсте России или не имеющие официальное определение Минюста, что они не подлежат государственной регистрации, имеют следующие правовые преимущества:
1) имеют право на публикацию в официальных изданиях Минюста, для обязательного применения при рассмотрении дел в органах суда и прокуратуры и других органов, связанных с применением государственных нормативных требований по охране труда, установленных этими нормативными правовыми актами;
2) приобретают статус нормативного правового документа, обязательного для исполнения при выполнении видов работ, на которые распространяются государственные нормативные требования по охране труда этих нормативно-правовых актов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы;
3) являются обязательными при осуществлении видов деятельности, предусмотренных данными нормативными правовыми актами, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
1.1.8 На какие виды производственной деятельности независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы распространяется действие СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования"?
В соответствии с разделом 1 (область применения) действие СНиП 12-03-2001 распространяется "на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт (далее - строительное производство), производство строительных материалов (далее - промышленность строительных материалов), а также на изготовление строительных конструкций и изделий (далее - строительная индустрия) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы".
1.1.9 Каковы роль и значение нормативных требований по охране труда, принятых Конвенциями Международной организации труда и ратифицированных Российской Федерацией?
Статьей 2 (п.4) Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" установлено, что "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом, то применяются правила международного договора". Что касается Конвенций Международной организации труда, то они после ратификации приобретают официальный статус Международного договора, и следовательно, действие указанной выше статьи распространяется и на ратифицированные Конвенции МОТ.
1.1.10 В каких случаях следует применять нормативные правовые акты по охране труда субъектов Российской Федерации?
В соответствии с требованиями п.4.2 СНиП 12-03-2001 в случаях применения методов работ, материалов, конструкций, машин, инструмента, инвентаря, технологической оснастки, оборудования и транспортных средств, по которым требования безопасного производства работ не предусмотрены настоящими нормами и правилами, следует применять соответствующие нормативные правовые акты по охране труда субъектов Российской Федерации.
1.1.11 Какие нормативные документы, направленные на улучшение условий и охраны труда, профилактику производственного травматизма и обеспечение контроля за соблюдением норм и правил охраны труда разрабатываются на уровне организации, предприятия?
В соответствии с требованиями п.5.4 СНиП 12-03-2001 представители работодателей и работников организаций в соответствии с законодательством принимают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, которые должны определяться при заключении коллективных договоров и соглашений по охране труда в соответствии с законодательством и рекомендациями Минтруда России.
Кроме того, в соответствии с требованиями п.5.9 СНиП 12-03-2001 в организациях должны в установленном порядке разрабатываться, соответственно оформляться, тиражироваться и храниться следующие виды производственно-отраслевых нормативных документов по охране и безопасности труда:
- стандарты предприятий (организаций) по безопасности труда, разрабатываемые на основе рекомендаций Госстроя России;
- инструкции по охране труда для работников организаций, разработанные на основе Типовых отраслевых инструкций по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, и с учетом рекомендаций Минтруда России.