МДС 12-11.2002 Методическое пособие к СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" для проведения обучения и проверки знаний по охране труда руководящих работников и специалистов в строительстве стр. 68

В соответствии с требованием п.7.3.24 СНиП 12-03-2001 "Устройство и эксплуатация наземных рельсовых крановых путей должны соответствовать требованиям соответствующих государственных стандартов" (ГОСТ Р 51248-99 и "Наземные рельсовые крановые пути. Общие технические требования").
4.3.3 Кем проводится технический осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары в процессе их эксплуатации?
В соответствии с требованием п.7.4.4 СНиП 12-03-2001 "Съемные грузозахватные приспособления и тара в процессе эксплуатации должны подвергаться техническому осмотру лицом, ответственным за их исправное состояние, в сроки, установленные требованиями ПБ 10-382, утвержденными Госгортехнадзором России 31 декабря 1999 г. N 98".
4.3.4 В какие сроки проводится технический осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары в процессе их эксплуатации?
В соответствии с требованием п.9.3.25 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382), утвержденных Госгортехнадзором России 31 декабря 1999 г. N 98 "В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец должен периодически производить их осмотр в следующие сроки:
траверс, клещей и других захватов и тары - каждый месяц;
стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;
редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их в работу.
Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы".
Согласно п.9.3.26 этих Правил "Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал осмотра грузозахватных приспособлений".
4.3.5 Какими устройствами должны быть снабжены грузовые крюки грузозахватных средств для предотвращения самопроизвольного выпадения груза при его подъеме краном?
Согласно требованиям п.7.4.5 СНиП 12-03-2001 "грузовые крюки грузозахватных средств (стропов, траверс), применяемых в строительстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии, должны быть снабжены предохранительными замыкающими устройствами, предотвращающими самопроизвольное выпадение груза".
4.3.6 Какие требования безопасности предъявляются к цепям, применяемым на грузоподъемных машинах и для изготовления стропов?
В соответствии с требованием п.2.9.2. Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382), утвержденных Госгортехнадзором России 31 декабря 1999 г. N 98 "цепи, применяемые на грузоподъемных машинах и для изготовления стропов, должны иметь сертификат изготовителя об их испытании в соответствии с государственным стандартом, по которому они изготовлены.
При отсутствии указанного сертификата должны быть произведены испытания образца цепи для определения разрушающей нагрузки и проверка соответствия размеров государственному стандарту".
4.3.7 Работники какой профессии могут допускаться к выполнению работ для зацепки и обвязки (строповки) груза на крюк грузоподъемной машины?
В соответствии с требованием п.9.4.11 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382), утвержденных Госгортехнадзором России 31 декабря 1999 г. N 98 "для зацепки, обвязки (строповки) и навешивания груза на крюк крана, за исключением случаев, указанных в п.9.4.12 настоящих Правил, должны назначаться стропальщики".
4.3.8 При соблюдении каких условий к работам по подвешиванию на крюк груза могут допускаться рабочие основных профессий?
В соответствии с требованием п.9.4.12 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382), утвержденных Госгортехнадзором России 31 декабря 1999 г. N 98 "Для подвешивания на крюк груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или в тех случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватными устройствами, могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные профессии стропальщика по сокращенной программе. К этим рабочим должны предъявляться те же требования, что и к стропальщикам".
4.3.9 Какими приборами и устройствами безопасности должны быть оборудованы краны?
В соответствии с требованием п.2.12.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382), утвержденных Госгортехнадзором России 31 декабря 1999 г. N 98 "Краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматической остановки:
а) механизма подъема грузозахватного органа (кроме электрических талей, оснащенных муфтой предельного момента) в его крайних верхнем и нижнем положениях. Ограничитель нижнего положения грузозахватного органа может не устанавливаться, если по условиям эксплуатации крана не требуется опускать груз ниже уровня, указанного в паспорте;
б) механизма изменения вылета;
в) механизма передвижения рельсовых кранов (за исключением железнодорожных) и их грузовых тележек, если скорость крана (тележки) при подходе к крайнему положению может превысить 30 м/мин. Механизмы передвижения башенных, козловых кранов и мостовых кранов-перегружателей должны быть оборудованы ограничителями независимо от скорости передвижения;
г) механизмов передвижения мостовых, козловых, консольных, портальных кранов или их грузовых тележек, работающих на одном крановом пути.
Указанные устройства должны устанавливаться также при необходимости ограничения хода любого механизма, например механизма поворота, выдвижения телескопической секции стрелы или секций при монтаже крана, механизмов грузозахватного органа, подъема кабины".
4.3.10 Какие части крана должны быть закрыты прочно укрепленными металлическими съемными ограждениями?
В соответствии с требованием п.2.16.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382), утвержденных Госгортехнадзором России 31 декабря 1999 г. N 98 "Легкодоступные, находящиеся в движении части крана, которые могут послужить причиной несчастного случая, должны быть закрыты прочно укрепленными металлическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку механизмов. Обязательно должны быть ограждены:
а) зубчатые, цепные и червячные передачи;
б) соединительные муфты с выступающими болтами и шпонками, а также другие муфты, расположенные в местах прохода;
в) барабаны, расположенные вблизи рабочего места крановщика или в проходах; при этом ограждение барабанов не должно затруднять наблюдение за навивкой каната на барабан;
г) вал механизма передвижения крана мостового типа при частоте вращения 50 об/мин и более (при частоте вращения менее 50 об/мин этот вал должен быть огражден в месте расположения люка для выхода на галерею).
Ограждению подлежат также валы других механизмов грузоподъемных машин, если они расположены в местах, предназначенных для прохода обслуживающего персонала".
4.3.11 Какие требования безопасности предъявляются к установке крана?
В соответствии с требованием п.2.18.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382), утвержденных Госгортехнадзором России 31 декабря 1999 г. N 98 "Краны должны быть установлены таким образом, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость предварительного его подтаскивания при наклонном положении грузовых канатов и имелась бы возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава и т.п.
При установке кранов, управляемых с пола или по радио, должен быть предусмотрен свободный проход для рабочего, управляющего краном. Установка кранов, у которых грузозахватным органом является грузовой электромагнит, над производственными или другими помещениями не разрешается".
Согласно требований безопасности п.2.18.8 "установка кранов для выполнения строительно-монтажных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ кранами (ППРк)".
4.3.12 Какие требования безопасности предъявляются при установке кранов, передвигающихся по надземному крановому пути?
В соответствии с требованием п.2.18.5 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382), утвержденных Госгортехнадзором России 31 декабря 1999 г. N 98 "Установка кранов, передвигающихся по надземному крановому пути, должна производиться с соблюдением следующих требований:
а) расстояние от верхней точки крана до потолка здания, нижнего пояса стропильных ферм или предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки другого крана, работающего ярусом выше, должно быть не менее 100 мм;
б) расстояние от настила площадок и галереи опорного крана, за исключением настила концевых балок и тележек, до сплошного перекрытия или подшивки крыши, до нижнего пояса стропильных ферм и предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки крана, работающего ярусом выше, должно быть не менее 1800 мм;
в) расстояние от выступающих частей торцов крана до колонн, стен здания и перил проходных галерей должно быть не менее 60 мм. Это расстояние устанавливается при симметричном расположении колес крана относительно рельса;
г) расстояние от нижней точки крана (не считая грузозахватного органа) до пола цеха или площадок, на которых во время работы крана могут находиться люди (за исключением площадок, предназначенных для ремонта крана), должно быть не менее 2000 мм. Расстояние между нижней габаритной точкой кабины крана и полом цеха должно быть не менее 2000 мм либо (в обоснованных случаях) от 500 до 1000 мм;
д) расстояние от нижних выступающих частей крана (не считая грузозахватного органа) до расположенного в зоне действия оборудования должно быть не менее 400 мм;
е) расстояние от выступающих частей кабины управления и кабины для обслуживания троллеев до стены, оборудования, трубопроводов, выступающих частей здания, колонн, крыш подсобных помещений и других предметов, относительно которых кабина передвигается, должно быть не менее 400 мм".
4.3.13 В каких случаях должно быть проведено полное техническое освидетельствование кранов?
В соответствии с требованием п.9.3.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382), утвержденных Госгортехнадзором России 31 декабря 1999 г. N 98 "Краны до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Краны, подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их регистрации. Техническое освидетельствование должно проводиться согласно руководству по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве соответствующих указаний освидетельствование кранов проводится согласно настоящим Правилам".
Согласно п.9.3.8 Правил "При полном техническом освидетельствовании кран должен подвергаться:
а) осмотру;
б) статическим испытаниям;