Приказ Федеральной службы по тарифам от 15 декабря 2009 г. N 411-э/7 "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям" стр. 2

В случае объединения нескольких ГРО, следствием чего является сохранение или снижение тарифов на транспортировку для конечных потребителей, которым ранее оказывались услуги по транспортировке газа одной или несколькими ГРО из объединяющихся, что создает возможность доведения тарифов на транспортировку для переходящих потребителей до уровня тарифов, установленных для группы с более высоким коэффициентом сложности обслуживания системы газораспределения по данному ГРО без превышения возможных ограничений по изменению (формированию) тарифов на транспортировку и конечных цен на газ, то тарифы на транспортировку для переходящих потребителей устанавливаются только для тех конечных потребителей, для которых тарифы на транспортировку вследствие объединения ГРО увеличиваются.
15. В случае проведения структурных преобразований ГРО на территории какого-либо субъекта Российской Федерации, приводящих к изменению их количества и (или) зон их обслуживания, что приводит при установлении территориально не дифференцированных тарифов на услуги какой-либо ГРО к дополнительному росту конечных цен на газ более чем на 3% для каких-либо конечных потребителей и (или) к невозможности соблюдения ограничений по росту стоимости жилищно-коммунальных услуг, тарифы на транспортировку для данной ГРО устанавливаются дифференцированно по существовавшим на момент проведения структурных преобразований зонам обслуживания ГРО, сети которых были переданы на законных основаниях рассматриваемому ГРО, при условии обеспечения расчетного объема выручки регулируемой организации. Впоследствии проводится поэтапное выравнивание тарифов с учетом соблюдения ограничений по росту стоимости жилищно-коммунальных услуг.
16. Для случая объединения нескольких ГРО, для которых до 1 января 2009 года применялись различные принципы отнесения конечных потребителей к группам (отнесение исходя из общего объема потребления газа или объема газа, определенного по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям), по которым дифференцируется тариф на транспортировку, тарифы на транспортировку для переходящих потребителей устанавливаются только для тех конечных потребителей, которые до 1 января 2009 года относились к группам исходя из общего объема потребления газа.
17. В случае если объем инвестиций в развитие (модернизацию) газораспределительных сетей, через которые осуществляется транспортировка газа для конечных потребителей, относящихся к группам с объемными пределами формирования свыше 100 млн в год, составляет более 50% от общей инвестиционной программы ГРО по регулируемому виду деятельности (за исключением программы газификации, финансируемой за счет специальных надбавок к тарифам на транспортировку), то при установлении тарифов для указанных конечных потребителей учитываются указанные инвестиционные расходы при условии сохранения заданного размера выручки по регулируемому виду деятельности.
18. На транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям данной ГРО и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО (далее - транспортировка газа в транзитном потоке), устанавливается отдельный тариф (далее - транзитный тариф).
19. В случае, если ГРО осуществляет транспортировку газа на территории нескольких субъектов Российской Федерации, допускается установление дифференцированных по различным субъектам Российской Федерации тарифов, с учетом определяемых раздельно по каждому субъекту Российской Федерации показателей ГРО по регулируемому виду деятельности при сохранении общего объема выручки по регулируемому виду деятельности.
20. В случае, если ГРО осуществляет транспортировку газа на территории одного субъекта Российской Федерации по нескольким технологически обособленным системам газораспределения, допускается установление дифференцированных по различным указанным системам (одной или нескольким) тарифов, с учетом определяемых раздельно по каждой системе показателей ГРО по регулируемому виду деятельности при сохранении общего объема выручки по регулируемому виду деятельности.
21. В случае введения в эксплуатацию новых газораспределительных сетей при их технологической обособленности от действующей инфраструктуры тарифы на транспортировку могут устанавливаться дифференцированно для действующей инфраструктуры и вводимых в эксплуатацию газораспределительных сетей исходя из экономически обоснованного уровня.
22. Тарифы на транспортировку по новым газораспределительным сетям могут рассчитываться исходя из условий обеспечения согласованного с ФСТ России срока окупаемости инвестиционного проекта строительства газораспределительных сетей и уровня доходности на вложенный капитал, единых для всех субъектов регулирования. При расчете тарифов на транспортировку с учетом изложенных условий учитываются в том числе прогнозный уровень загрузки газораспределительных сетей, степень технологического обособления новых объектов от действующей инфраструктуры, а также подтвержденный платежеспособный спрос. При этом после окончания срока окупаемости инвестиционного проекта расчет тарифов производится в общем порядке.
23. Тарифы, рассчитываемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, устанавливаются в рублях и копейках за транспортировку 1000 газа без учета налога на добавленную стоимость.
23.1. При проведении расчета тарифов учитываются выпадающие доходы газораспределительной организации от технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в порядке, предусмотренном Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021.

III. Порядок представления материалов для рассмотрения ФСТ России вопросов об утверждении (пересмотре) тарифов

24. Для утверждения (пересмотра) тарифов субъект регулирования (ГРО) вместе с заявлением об установлении (пересмотре) тарифов представляет в ФСТ России следующие материалы:
- расчет тарифов с обосновывающими материалами по формам приложений NN 2-4 (представляется в том числе в электроном виде);
- бухгалтерский баланс (с приложениями) субъекта регулирования (ГРО) на последнюю отчетную дату;
- постатейное обоснование изменения размера затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство по регулируемому виду деятельности;
- обоснование необходимой прибыли по регулируемому виду деятельности;
- планы капитальных вложений субъекта регулирования (ГРО) на соответствующий период по регулируемому виду деятельности в целях учета в структуре тарифов затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
- сравнительные данные по статьям затрат по регулируемому виду деятельности и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.
Представляемые расчетные и обосновывающие материалы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером субъекта регулирования (ГРО).
Материалы, представляемые субъектом регулирования (ГРО), должны содержать расчеты (обоснования, планы), предусмотренные подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, на период не менее 3 и не более 5 лет с разбивкой по годам.
25. Пересмотр тарифов может проводиться по инициативе субъекта регулирования (ГРО) или ФСТ России. При пересмотре тарифов по инициативе ФСТ России субъект регулирования (ГРО) представляет соответствующее предложение об установлении тарифов путем направления в месячный срок с момента запроса ФСТ России документов, указанных в пункте 24 Методических указаний.
26. Тарифы утверждаются на срок не менее 3 и не более 5 лет. Тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой. Календарная разбивка определяется в соответствии со сроками пересмотра регулируемых оптовых цен на газ, определяемым в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период.
При осуществлении пересмотра тарифов, установленных на срок не менее 3 и не более 5 лет, в течение срока их действия тарифы устанавливаются начиная со срока пересмотра на срок не менее 3 и не более 5 лет.
Тарифы пересматриваются в течение периода в связи с обращением субъекта регулирования (ГРО) или по инициативе ФСТ России в случае возникновения причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности (получение незапланированной прибыли) для субъекта регулирования (ГРО), или иных обоснованных причин.
В случае, если установление (пересмотр) тарифов не совпадает с моментом пересмотра оптовых цен на газ, пересмотр тарифов на услуги по транспортировке газа осуществляется при следующем пересмотре оптовых цен на газ.

IV. Принципы расчета тарифов

27. Средний тариф на транспортировку для конечных потребителей ( ) рассчитывается по следующей формуле:
(1)
где:
- сумма расходов субъекта регулирования (ГРО) на транспортировку газа по газораспределительным сетям, входящих в структуру себестоимости;
- сальдо прочих доходов и расходов субъекта регулирования (ГРО), связанных с деятельностью по транспортировке газа;
- сумма налога на прибыль субъекта регулирования (ГРО) в части прибыли, получаемой от деятельности по транспортировке газа;
ЧП - сумма чистой прибыли субъекта регулирования (ГРО), необходимой для покрытия всех согласованных с ФСТ России расходов из чистой прибыли по регулируемому виду деятельности;
- суммарный объем транспортировки газа через газораспределительные сети данной ГРО;
- объем транспортировки газа в транзитном потоке через газораспределительные сети данной ГРО.
28. Суммарный объем транспортировки определяется по следующей формуле:
(2)
где - объем поставки газа конечным потребителям, присоединенным к газораспределительным сетям данной ГРО через указанные газораспределительные сети.
Объемы транспортировки газа для расчета тарифов (здесь и далее) принимаются на уровне прогнозных на период регулирования, определяемых с учетом договорных объемов транспортировки газа по распределительным газопроводам (в расчете на год), прогноза газопотребления конечных потребителей, газоснабжение которых осуществляется через газораспределительные сети данной ГРО, а также статистики объемов транспортировки газа за предыдущие 3 года (в случае сопоставимости данных).
Объем транспортируемого газа принимается в расчете тарифов (и в целях расчета стоимости транспортировки) исходя из следующих его стандартных параметров:
- температура t = 20°C;
- давление p = 760 мм рт.ст.;
- влажность = 0%.
Тарифы рассчитываются (применяются) независимо от прогнозной (фактической) объемной теплоты сгорания транспортируемого газа.
29. При определении прогнозного объема транспортировки газа в транзитном потоке ( ) (и в целях расчета стоимости транспортировки) учитываются следующие принципы:
а) в случае если газ при его транспортировке конечному потребителю проходит по более чем одному транзитному участку распределительного газопровода и один из них находится в собственности или на иных законных основаниях у ГРО, чьи газораспределительные сети непосредственно примыкают к сетям данного конечного потребителя, то данный объем транзитной транспортировки газа не учитывается в общем объеме транспортировки газа в транзитном потоке по указанной ГРО;
б) в случае если газ при его транспортировке конечному потребителю проходит по нескольким транзитным участкам распределительных газопроводов, находящимся в собственности или на иных законных основаниях у одной ГРО, то указанный объем газа при расчете суммарного объема газа, транспортирующегося в транзитном потоке (определении стоимости транспортировки), по газораспределительным сетям данной ГРО учитывается только 1 раз;