Приказ Федеральной службы по тарифам от 15 декабря 2009 г. N 411-э/7 "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям"

Действующий

Приказ Федеральной службы по тарифам от 15 декабря 2009 г. N 411-э/7 "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям"

На основании Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N 23, ст. 2522; N 48, ст. 5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32, ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597; N 17, ст. 1897; N 23, ст. 2719; N 38, ст. 4309; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142, N 3, ст. 378, N 6, ст. 738, N 9, ст. 1119, N 18 (часть 2), ст. 2249), а также в соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 2, ст. 175; 2002, N 21, ст. 2001; 2006, N 50, ст. 5354; 2007, N 23, ст. 2798; N 45, ст. 5504; 2008, N 50, ст. 5971; 2009, N 5, ст. 618, N 30, ст. 3842) и протоколом Правления ФСТ России от 15 декабря 2009 года N 77-9 приказываю:
1. Утвердить Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям согласно приложению.
2. Признать утратившим силу приказ ФСТ России от 17 сентября 2008 года N 172-э/4 "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям" (зарегистрировано Минюстом России 10 октября 2008 г. N 12450).
3. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.
Руководитель Федеральной
службы по тарифам
С. Новиков
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 2010 г.
Регистрационный N 16076
Приложение

Методические указания
по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям

I. Общие положения

1. Настоящие методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - Методические указания) разработаны во исполнение Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 2, ст. 175; 2002, N 21, ст. 2001; 2006, N 50, ст. 5354; 2007, N 23, ст. 2798; N 45, ст. 5504; 2008, N 50, ст. 5971; 2009, N 5, ст. 618, N 30, ст. 3842).
2. Методические указания определяют принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - тарифы), а также особенности их применения на территории Российской Федерации.
3. Тарифы применяются при расчетах за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - транспортировка газа).
4. Услуги по транспортировке газа оказываются газораспределительными организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети (далее - ГРО), всем потребителям услуг по транспортировке газа (далее - потребитель услуг), получившим доступ к газораспределительным сетям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст. 5937; 2000, N 33, ст. 3390).

II. Основные положения формирования тарифов

5. Расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования (ГРО) получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для:
а) возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с транспортировкой газа;
б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в транспортировке газа, учитывается размер чистой прибыли в регулируемом виде деятельности, необходимый для покрытия согласованных расходов субъектов регулирования (ГРО);
в) учета в структуре тарифов всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Регулирование тарифов основывается на раздельном учете расходов по регулируемому виду деятельности в соответствии с нормативными актами в сфере бухгалтерского учета.
7. В целях настоящих Методических указаний также применяются следующие правила учета доходов и расходов субъекта регулирования (ГРО):
а) доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО), возникающие вследствие осуществления регулируемого вида деятельности (в случае возможности такого выделения), учитываются в расчете тарифов полностью;
б) доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО), возникающие вследствие осуществления других видов деятельности (в случае возможности такого выделения), в расчете тарифов не учитываются;
в) иные доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО) учитываются в расчете тарифов пропорционально доле выручки по регулируемому виду деятельности в общей сумме выручки субъекта регулирования (ГРО);
г) аналогичные подходы, изложенные в данном пункте, используются также при формировании чистой прибыли с учетом положений пункта 5;
д) в случае оказания субъектом регулирования (ГРО) услуг сторонним организациям по техническому обслуживанию и эксплуатации газораспределительных сетей отнесение расходов по обычным видам деятельности, аналогичных осуществляемым в рамках указанных сервисных договоров, на регулируемый вид деятельности осуществляется исходя из общей суммы указанных расходов, за исключением расходов, которые организация не несет при эксплуатации газораспределительных сетей, принадлежащих сторонним организациям (амортизация, страхование, аренда и тому подобное), пересчитанной на коэффициент отношения протяженности газораспределительных сетей, принадлежащих субъекту регулирования (ГРО) на праве собственности или на иных законных основаниях, к общей протяженности обслуживаемых субъектом регулирования (ГРО) газораспределительных сетей.
8. При проведении расчета тарифов не учитываются объемы газа, используемого впоследствии на собственные и технологические нужды (кроме объема газа, используемого на альтернативные коммерческие цели - в случае реализации продукции, полученной вследствие его использования в качестве топлива и (или) сырья), а также на технологические потери. При поставке газа на указанные цели тарифы не применяются.
9. Фактические и плановые расходы субъекта регулирования (ГРО) подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период регулирования. При расчете тарифов применяются:
- цены (тарифы), регулируемые государством;
- цены (тарифы, стоимость услуг), установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведенных субъектом регулирования конкурсов (тендеров);
- прогнозные рыночные цены (тарифы, стоимость услуг), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на расчетный период действия тарифов;
- действующие нормативы численности, использования материалов и проведения различных видов эксплуатационных работ, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов при проведении расчетов используются экспертные оценки.
10. Полученная субъектом регулирования (ГРО) экономия расходов по регулируемому виду деятельности в результате внедрения передовых методов организации труда, энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также других мероприятий по сокращению расходов в случае представления в ФСТ России обоснования по проведенным мероприятиям не учитывается при расчете тарифов в течение периода с начала формирования экономии расходов до истечения 3 лет после окончания срока окупаемости указанных мероприятий.
11. При проведении расчета тарифов учитывается обоснованный незапланированный убыток прошлых лет (незапланированная прибыль, кроме случаев, указанных в пункте 10 настоящих Методических указаний), полученный субъектом регулирования (ГРО) от регулируемого вида деятельности. При этом в целях обеспечения среднесрочной сбалансированности динамики изменения тарифов возможно покрытие незапланированного убытка прошлых лет (учета незапланированной прибыли) в течение нескольких лет.
12. На услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО до сетей конечного потребителя (здесь и далее под ними понимаются юридические и физические лица, использующие газ в качестве топлива и (или) сырья) устанавливается тариф на транспортировку до конечных потребителей (далее - тариф на транспортировку).
В зависимости от объемов потребления газа конечными потребителями размер тарифа на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей согласно приложению N 1 к настоящим Методическим указаниям.
В случае если в предыдущем периоде регулирования размер тарифа на транспортировку конкретной организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, был продифференцирован по группам с использованием коэффициентов удельной сложности обслуживания системы газораспределения, отличных от приведенных в приложении N 1 к настоящим Методическим указаниям, размер тарифа на транспортировку в текущем периоде регулирования дифференцируется для указанной организации по группам, приведенным в приложении N 1 к настоящим Методическим указаниям, с применением коэффициентов удельной сложности обслуживания системы газораспределения, уровень которых определяется ФСТ России в диапазоне между значениями коэффициентов приложения N 1 к настоящим Методическим указаниям и принятых в предыдущем периоде регулирования.
С учетом возможных ограничений по изменению (формированию) конечных цен на газ, структуры потребления газа населением, возможного изменения налогового окружения и других факторов ФСТ России в возможно короткий срок приводит дифференциацию размера тарифа на транспортировку в соответствие с коэффициентами, приведенными в приложении N 1 к настоящим Методическим указаниям.
13. Отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, для целей расчета и применения тарифов осуществляется исходя из годового объема транспортировки газа на текущий год данному конечному потребителю по всем договорам транспортировки, предусматривающим оказание услуг по транспортировке газа до сетей конечного потребителя через газораспределительные сети данной ГРО (договоры транспортировки, поставки газа, а также 3-сторонние договоры), отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям (местам соединения сетей конечных потребителей с газораспределительными сетями). При этом первоначальное отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, для целей применения тарифов осуществляется исходя из:
- годового договорного объема транспортировки газа данному конечному потребителю на текущий год по отдельным точкам подключения сетей конечного потребителя к газораспределительным сетям по всем договорам, предусматривающим оказание услуг по транспортировке газа до сетей конечного потребителя через газораспределительные сети данной ГРО, с учетом заключенных до начала поставки газа в текущем году дополнительных соглашений, либо в пересчете на год, в случае если договор (дополнительное соглашение к договору) заключается вследствие ввода в эксплуатацию нового газоиспользующего оборудования (далее - новый конечный потребитель) на неполный год;
- фактического объема транспортировки газа в предыдущем году (в случае, если договор поставки заключен на неполный год и (или) в договоре отсутствует разбивка объемов по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям) по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям либо в пересчете на год в случае отсутствия данных по потреблению за полный год.
Пересчет объема газа на год осуществляется путем деления договорного объема транспортировки газа на количество полных месяцев действия договора и умножения полученной величины на 12. При этом полным месяцем считается месяц, в котором договор действует более 15 календарных дней. В случае если объем газа, полученный в результате пересчета, превышает объем, указанный в разрешении на использование топлива, то он принимается на уровне, указанном в разрешении на использование топлива.
В случае если договор заключается с новым конечным потребителем на неполный год не для проведения ремонтов, аварийных работ, пуско-наладочных работ, осуществления переноса газопроводов, врезки, продувки и заполнения вновь построенных новых газопроводов и иных аналогичных работ, не предполагающих систематического проведения (далее - разовые работы) и одновременно заключается договор транспортировки газа на следующий полный календарный год, то в текущем году отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, осуществляется исходя из годового договорного объема транспортировки газа данному конечному потребителю по всем договорам, заключенным на следующий полный календарный год, по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям.
В случае если договор заключается с новым конечным потребителем на неполный год для проведения разовых работ, пересчет объема газа на год не осуществляется.
В случае если фактический объем транспортировки газа конечному потребителю по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям за текущий календарный год выходит за объемные пределы группы, к которой он был первоначально отнесен, то проводится корректировка его отнесения к группе и тарифов в соответствии с правилами, приведенными в пункте 45 настоящих Методических указаний.
Если газ транспортируется через несколько точек подключения и схема расположения приборов учета расхода газа не позволяет однозначно определить, через какую точку подключения он поставлен, то такая совокупность точек подключения для целей отнесения конечных потребителей к группам рассматривается в качестве одной точки и конечный потребитель относится к группе исходя из суммарного объема транспортировки газа через указанные точки подключения.
Если через одну точку подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям газ транспортируется одному конечному потребителю одновременно на введенное в рассматриваемом году в эксплуатацию газоиспользующее оборудование и на газоиспользующее оборудование, эксплуатируемое как минимум полный календарный год, и объем транспортировки газа на введенное в рассматриваемом году в эксплуатацию газоиспользующее оборудование может быть выделен из общего объема транспортировки, то в целях отнесения такого конечного потребителя к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, используется суммарный объем транспортировки газа, определенный на основании приведенных выше в данном пункте методов. Если же указанный объем не может быть выделен из общего объема транспортировки газа, то в целях отнесения такого конечного потребителя к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, используется суммарный объем транспортировки газа без проведения перерасчета объема транспортировки газа для введенного в рассматриваемом году в эксплуатацию газоиспользующее оборудование на полный год.
14. В случае если после изменения принципов отнесения к группам конечные потребители переходят (полностью или частично) в группу с более высоким коэффициентом сложности обслуживания системы газораспределения и при распространении на них действия тарифов, устанавливаемых для указанной группы, рост тарифов и конечных цен на газ превышает возможные ограничения по их изменению (формированию), то тарифы на транспортировку для указанных конечных потребителей (далее - тариф на транспортировку для переходящих потребителей) устанавливаются дифференцированно. При этом ФСТ России с учетом возможных ограничений по изменению (формированию) тарифов на транспортировку и конечных цен на газ в возможно короткий срок осуществляет доведение тарифов на транспортировку для переходящих потребителей до уровня тарифов, установленных для группы с более высоким коэффициентом сложности обслуживания системы газораспределения, при условии сохранения заданного размера выручки по регулируемому виду деятельности.