Ожидаемые конечные - увеличение числа одаренных детей, которым
результаты Программы оказывается государственная поддержка
совершенствование системы работы с одаренными
детьми, создание условий для ее устойчивого
существования
повышение качества подготовки, переподготовки
и повышения квалификации специалистов,
работающих с одаренными детьми
расширение сети инновационных учреждений,
работающих с одаренными детьми
Система контроля за - контроль за реализацией Программы
исполнением Программы осуществляется в установленном порядке
Министерством образования Российской Федерации
совместно с Министерством труда и социального
развития Российской Федерации, Министерством
экономического развития и торговли Российской
Федерации и Министерством финансов Российской
Федерации
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Многолетняя кризисная ситуация негативно отражается на образовательном и интеллектуальном уровне населения России, сопровождается утечкой интеллектуальных ресурсов, снижением заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей. В сложившейся ситуации выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей должна стать приоритетной задачей государства и общества в целом.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к ее решению различных специалистов - педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта. Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов и других специалистов с его родителями. Работа с одаренными детьми не может исходить исключительно из эмпирического, стихийно возникающего опыта, она должна иметь в своей основе серьезные научно-методические разработки.
Содержащиеся в федеральной целевой программе "Одаренные дети" (далее именуется - Программа) мероприятия соответствуют государственной социальной политике и согласуются с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных документов.
Опыт реализации Программы в 1998-1999 годах показал, что основные направления и механизм реализации программных мероприятий определены правильно, они отражают реальные проблемы, способствуют их поэтапному решению и поддерживаются на уровне субъектов Российской Федерации.
На основе Программы в подавляющем большинстве регионов России разработаны и утверждены региональные программы.
В ходе реализации Программы наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты, в том числе разработаны основы психолого-педагогической работы с одаренными детьми, создана концепция "Одаренность", в которой сделана попытка выработки общей позиции специалистов по детской одаренности.
Создана и успешно функционирует поддерживаемая Программой система всероссийских предметных олимпиад, которые проводятся как на уровне образовательного учреждения, так и на федеральном уровне. Заметнее становятся успехи российских детей и на международных олимпиадах.
Продолжается работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей путем проведения олимпиад, конкурсов, конференций, слетов, фестивалей и других мероприятий.
В рамках Программы издана библиотека "Одаренные дети", в которую вошли 17 научных, учебно-методических и практических пособий по работе с одаренными детьми.
Сформированы основы системного подхода к работе по переподготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
Разработан и внедрен порядок утверждения стипендиатов - одаренных детей из разных регионов Российской Федерации.
Укреплена материально-техническая база ведущих учреждений, центров, экспериментальных площадок, работающих с одаренными детьми.
Все указанные направления работы - итог многолетней систематической деятельности, которая должна быть продолжена на новом этапе реализации Программы.
В предстоящий период необходимо сделать действенным механизм реализации прав одаренных детей путем оказания материальной и моральной поддержки и создания системы государственных грантов (стипендий).
Необходимой представляется работа с одаренными детьми с ограниченными физическими возможностями, их социальная адаптация и интеграция в общество.
Изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и развития одаренных детей требуют разработки новых методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с данной категорией детей.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание на государственном уровне условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
осуществление поддержки одаренных детей;
развитие и поддержка организаций, работающих с одаренными детьми;
подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;
осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению Программы.
Основные направления реализации Программы
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, включая материально-техническое, методическое, кадровое, информационное и организационное обеспечение.
Предусматривается развитие и поддержка учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми.
Предполагается внедрение новых методов работы с одаренными детьми, адресной индивидуальной поддержки одаренных детей через систему государственных премий и стипендий, проведение на федеральном уровне мероприятий, реализация которых позволит детям демонстрировать свои достижения, встречаться с ведущими учеными, представителями технической и художественной интеллигенции.
Предусматривается внедрение инновационных моделей учреждений для одаренных детей, создание образовательных программ нового поколения в области переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.
Планируется разработка и издание методических пособий по работе с одаренными детьми для педагогов, воспитателей, родителей, проведение конкурса образовательных программ, осуществление информационного и организационного обеспечения мероприятий, пополнение федерального банка данных "Одаренные дети".