физической культуры и спорта, формирование
навыков здорового образа жизни
обеспечение ввода в действие социально значимых
объектов здравоохранения, образования, культуры
и спорта для детей
Срок реализации - 2001-2002 годы
Программы
Исполнители мероприятий - Министерство по делам федерации, национальной и
Программы миграционной политики Российской Федерации
Министерство здравоохранения Российской
Федерации
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство образования Российской Федерации
Российская академия медицинских наук
(по согласованию)
Сибирское отделение Российской академии
медицинских наук (по согласованию)
Центральный совет физкультурно-спортивного
общества профсоюзов "Россия" (по согласованию)
Российская академия образования
(по согласованию)
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации (по согласованию)
Объемы и источники - 256,3 млн. рублей за счет средств федерального
финансирования бюджета, в том числе на 2001 год - 118,2 млн.
Программы рублей
178,65 млн.рублей за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации
(по согласованию)
Ожидаемые конечные - улучшение здоровья детей Севера
результаты реализации Программы обеспечение доступности детям Севера,
проживающим в удаленных поселениях,
квалифицированной диагностической медицинской
помощи, услуг сферы образования и воспитания,
культуры, физкультуры и спорта
овладение детьми коренных малочисленных народов
Севера навыками традиционного ведения хозяйства
Система контроля за - контроль за реализацией Программы
исполнением Программы осуществляется в установленном порядке
Министерством по делам федерации, национальной
и миграционной политики Российской Федерации
совместно с Министерством труда и социального
развития Российской Федерации, Министерством
экономического развития и торговли Российской
Федерации, Министерством финансов Российской
Федерации
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Объектом федеральной целевой программы "Дети Севера" (далее именуется - Программа) являются дети, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и находящиеся в особо трудных условиях жизнеобеспечения. Их численность составляет в настоящее время около 3 млн. человек, в том числе почти 60 тыс. человек из числа коренных малочисленных народов Севера.
Суровый климат отрицательно сказывается на состоянии здоровья жителей. Для детей, проживающих на Севере характерен общий высокий уровень заболеваемости - в 2,5 раза больше, чем в других районах страны, причем заболеваемость в сельской местности в несколько раз выше, чем в городах. Среди детей коренных малочисленных народов самые высокие в России показатели детской смертности - в 1,7 раза выше среднероссийских. Под влиянием неблагоприятных климато-экологических факторов Севера у каждого третьего ребенка происходит отставание на 2-5 лет возрастного развития иммунной системы. Кроме того, особенностью Севера является наличие на значительной части территорий очагов природных инфекций. Это требует постоянного внимания и контроля за санитарно-эпидемиологическими условиями проживания и дополнительных мер по профилактике заболеваний и оздоровлению населения.
Специфика проблем детства на Севере связана также с особенностями сложившейся системы расселения. Более 70 процентов населения проживают в труднодоступных, отдаленных друг от друга сельских поселениях, до 35 процентов населения ведут кочевой образ жизни. Дети из таких поселений обучаются в малокомплектных и кочевых школах, отправляются родителями в интернаты. Их выпускники имеют низкий уровень подготовки и не могут продолжить обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, получить профессию. Многие дети не учатся. Досуг детей не организован, зачастую они просто оказываются на улице. Этим объясняется высокий уровень распространения среди детей и подростков на Севере алкоголизма, рост числа правонарушений.