В 2011 году погибло лесных культур всех возрастов на площади 668 га, в том числе от засухи и лесных пожаров 666,8 га. Из общей площади списания погибло несомкнувшихся лесных культур 307,1 га, в том числе лесные культуры, созданные в 2011 году 0 га. Причины гибели лесных культур представлены в таблице 1.60.
Таблица 1.60
Площади погибших лесных культур за 2011 год
Наименование лесничеств | Всего (га) | в том числе по причинам гибели: | |||||
Засуха | Лесной пожар | Повреждены дикими животными | Вымокание | Итого от стихийных бедствий | Несоотв. усл. мест., ветровал, вредители | ||
Аргаяшское | 24,2 | 23 | 1,2 | 24,2 | |||
Ашинское | 2 | 2 | 2 | ||||
Брединское | 194,5 | 169,8 | 24,7 | 194,5 | |||
Верхнеуральское | 22 | ||||||
Златоустовское | 4,2 | 4,2 | 4,2 | ||||
Карталинское | 68,9 | 68,9 | 68,9 | ||||
Каслинское | 9,7 | 9,7 | 9,7 | ||||
Катав-Ивановское | |||||||
Красноармейское | 35,4 | 35,4 | 35,4 | ||||
Кунашакское | |||||||
Кусинское | 2,7 | 2,7 | 2,7 | ||||
Кыштымское | |||||||
Миасское | 1,9 | 1,9 | 1,9 | ||||
Нязепетровское | |||||||
Октябрьское | 28,2 | 28,2 | 28,2 | ||||
Пластовский | 14,3 | 5 | 9,3 | 14,3 | |||
Саткинское | |||||||
Увельское | 17 | 17 | 17 | ||||
Усть-Катавское | 10,1 | 10,1 | 10,1 | ||||
Уфалейское | 84,8 | 84,8 | 84,8 | ||||
Чебаркульское | 156 | 156 | 156 | ||||
Шершневское | 14,1 | 14,1 | 14,1 | ||||
Итого: | 668 | 174,8 | 492,0 | 1,2 | 668 |
В 2011 году введено в хозяйственно ценные насаждения 2550 га молодняков при плане 2100 га, в том числе хвойными и твердолиственными породами - 1875 га.
В таблице 1.61 представлены сведения за 2011 год о молодняках, введенных в категорию ценных древесных насаждений.
Таблица 1.61
Сведения о молодняках, введенных в категорию ценных древесных насаждений за 2011 год
Наименование молодняков, вводимых в категорию ценных древесных насаждений | Площадь молодняков всего | Из них хвойных и твердолиств. пород |
Всего, в том числе за счет: | 2550 | 1875 |
лесных культур на вырубках и не покрытых лесом землях | 1640 | 1577 |
проведения мер содействия естественному возобновлению леса на вырубках и других не | 366 | 112 |
покрытых лесом землях | ||
вырубок, оставленных под естественное заращивание, возобновившихся хозяйственно ценными древесными породами, а также лиственных | 544 | 186 |
молодняков, переведенных в результате рубок ухода в хвойные и твердолиственные |
Главным управлением лесами Челябинской области в 2011 году перевыполнен план по вводу молодняков в хозяйственно ценные насаждения на 450 га, или на 121%, что свидетельствует о хорошем качестве проводимых лесовосстановительных работ.
На 2011 год в Челябинской области отношение площади созданных лесных культур к площади лесных культур, переведенных в покрытые лесной растительностью земли, и к площади списанных составило 5:9:1 (табл. 1.62).
Наибольшая площадь погибших лесных культур в 2011 году отмечена на территории Брединского лесничества (194,5 га), для него же отмечена большая площадь посадки лесных культур (340 га). В Катав-Ивановском, Нязепетровском и Уфалейском лесничествах также были произведены большие объемы посадок и перевода лесных культур (рис. 1.40).
Таблица 1.62
Площадь созданных лесных культур, ее отношение к площади лесных культур, переведенных в покрытые лесной растительностью земли, и к площади списанных (погибших), по лесничествам Челябинской области (данные за 2011 год)
Название лесничества | Площадь созданных лесных культур, га | Площадь лесных культур, переведенных в категорию ценных древесных насаждений, га | Площадь списанных (погибших) лесных культур, га |
Аргаяшское | 52,8 | 8 | 24,2 |
Ашинское | 20,6 | 99 | 2 |
Брединское | 340 | 19 | 194,5 |
Верхнеуральское | 130 | 60 | |
Златоустовское | 8,0 | 11 | 4,2 |
Карталинское | 130 | 212 | 68,9 |
Каслинское | 158 | 101 | 9,7 |
Катав-Ивановское | 125 | 221 | |
Красноармейское | 70 | 14 | 35,4 |
Кунашакское | 43 | 28 | |
Кусинское | 86,7 | 57 | 2,7 |
Кыштымское | 20 | 13 | |
Миасское | 25,0 | 25 | 1,9 |
Нязепетровское | 241 | 134 | |
Октябрьское | 99 | 12 | 28,2 |
Пластовское | 250,6 | 59 | 14,3 |
Саткинское | 61,0 | 79 | |
Увельское | 117 | 5 | 17 |
Усть-Катавское | 124 | 60 | 10,1 |
Уфалейское | 381 | 254 | 84,8 |
Чебаркульское | 200 | 155 | 156 |
Шершневское | 107,5 | 14 | 14,1 |
Итого | 2790 | 1640 | 668 |
1200 × 719 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 1.40. Соотношение площадей созданных лесных культур, лесных культур, переведенных в покрытые лесной растительностью земли и погибших в Челябинской области за 2011 год в разрезе лесничеств
1.2.5. Характеристика транспортной доступности освоения лесов, включая данные о существующих транспортных путях в лесах
В силу своего расположения Челябинская область является важнейшей частью транспортной системы России. В области находятся два аэропорта, имеющие статус международных, в Челябинске (Баландино) и Магнитогорске. Ежегодно из них отправляется более 200 тыс. пассажиров, около 1000 тонн грузов. Челябинский аэропорт может принимать все типы лайнеров. Российские авиакомпании из аэропортов Челябинска и Магнитогорска осуществляют чартерные рейсы во многие страны Европы и Азии. Кроме того, в области находятся два учебных аэродрома: в городе Троицке и поселке Шагол. Автомобильный транспорт имеет значение первостепенной важности для осуществления связей производственного и пассажирского характера как на территории Челябинской области так и за ее пределами. Это обусловлено относительной развитостью автодорожной сети и автомобильного парка.
По территории области проходят три федеральные автотрассы и Транссибирская железнодорожная магистраль Москва - Челябинск - Владивосток с ответвлением Челябинск - Троицк - Астана. Южно-Уральская железная дорога, пересекающая территорию Европейского и Азиатского континентов, входит в число лучших железных дорог России. Дорога включает четыре отделения: Челябинское, Курганское, Оренбургское и Петропавловское. Южно-Уральская железная дорога занимает десятое место по протяженности линий (эксплуатационная длина 4806,6 км, это 5,6% от общей длины сети железных дорог) и обслуживает территории шесть субъектов Российской Федерации (Челябинская, Курганская, Оренбургская, Куйбышевская, Свердловская области, Республика Башкортостан), а также Казахстан. Автомобильные дороги Челябинской области представлены дорогами общего пользования федерального, областного и местного значения. В настоящее время территорию области пересекают федеральные автомобильные дороги Москва Челябинск Астана (М 36 Е123), Москва - Челябинск - Екатеринбург (М5 "Урал" Е30), Челябинск - Курган - Новосибирск (М51 "Байкал" Е30), по которым осуществляется связь с соседними областями. Общая протяженность их 611,8 км. Из других автодорог для перевозки грузов и пассажиров особенно важны автомобильные дороги общего пользования, находящихся в областной собственности. Общая протяженность сети областных автомобильных дорог общего пользования составляет 8533,221 км (постановление Правительства Челябинской области от 17.04.2008 г. N 107-П "Об утверждении Перечня областных автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющихся собственностью Челябинской области по состоянию на 01 января 2008 г.", сведения Федерального государственного учреждения Управления федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства).
По состоянию на 01.01.2008 г. общая протяженность дорог на территории лесного фонда региона составляет 22819 км, в том числе автомобильных 22128 км, или 96%, из которых на долю грунтовых дорог приходится 20353 км, или 89%. Дороги с твердым покрытием составляют 1774 км, или около 8% от общей протяженности дорог. Дороги общего пользования имеют протяженность 7215,3 км, или 32%. На железные дороги, пересекающие территории лесничеств, приходится 643 км, зимники составляют 37 км.
Средняя протяженность дорог на 100 га лесных земель лесного фонда составляет 0,87 км, в том числе круглогодичного действия 0,28 км.
Согласно отраслевой классификации (Росгипролес), лесохозяйственные дороги в зависимости от назначения подразделяются на 3 типа: 1 тип - дороги, объединяющие дороги 2 и 3 типов в единую транспортную сеть и соединяющие лесные массивы с дорогами общего пользования; 2 тип - дороги, обеспечивающие доступ транспорта в отдельные части территории лесного фонда и имеющие выход на магистральные пути; 3 тип - дороги специального назначения.
Основные технические показатели лесохозяйственных автодорог приведены в таблице 1.63.
Таблица 1.63
Основные технические показатели лесохозяйственных автодорог
Наименование показателей | Ед. измерений | Типы дорог | ||
1 | 2 | 3 | ||
1. Интенсивность движения | авт./сут. | 2550 | до 25 | единично |
2. Расчетная скорость движения | км/ч | 50 | 40 | 30 |
3. Ширина земляного полотна | м | 6,58,0 | 4,5 | 4,5 |
4. Ширина проезжей части | м | 4,5 | 3,5 | 3,0 |
5. Наибольшие продольные уклоны | % | 80 | 90 | 100 |
6. Расчетное расстояние видимости: | ||||
поверхность дороги | м | 100 | 75 | 50 |
встречного автомобиля | м | 200 | 150 | 100 |
7. Минимальный радиус в плане | м | 100 | 60 | 30 |
8. Тип покрытия | переходное | переходное | переходное |
По данным государственного лесного реестра на 01.01.2008 год, наиболее обеспечены дорожной сетью Брединское, Карталинское, Миасское, Пластовское и Верхнеуральское лесничества, протяженность в которых на 100 га лесного фонда соответствует действующим нормативам. Невысокой транспортной доступностью характеризуются Каслинское, Катав-Ивановское, Чебаркульское и Шершневское лесничества. При этом арендные отношения, и прежде всего заготовка древесины, наиболее распространены в Нязепетровском, Катав-Ивановском, Усть-Катавском, Каслинском и Миасском лесничествах. Следовательно, для дальнейшего осуществления лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности в первую очередь именно на территории лесничеств с недостаточным развитием существующих путей сообщения необходимо строительство новых лесохозяйственных дорог (подробнее см. главу II, раздел 2.6).
В ряде лесничеств для вывозки древесины, нужд лесного хозяйства и охраны леса используются дороги общего пользования. Большинство грунтовых дорог требуют улучшения и ремонта. Грунтовые дороги в лесу служат максимум 45 лет, затем разрушаются и их нужно капитально ремонтировать. Наличие дорог круглогодичного действия недостаточное для нормального функционирования лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности. Лесные массивы Челябинской области доступны преимущественно в сухое время года. В период весенне-осенней распутицы доступ к ним возможен только транспортом повышенной проходимости либо ограничен вовсе. В перспективе развития дорожного строительства в лесном фонде требуется обеспечение кооперированных действий со стороны, как лесного хозяйства, так и со стороны лесопользователей. Задачи, поставленные перед лесным хозяйством в деле повышения продуктивности лесов, улучшения их породного состава и эффективности использования земель лесного фонда требуют более интенсивного строительства лесных дорог необходимой густоты. При дальнейшем развитии механизации работ в лесном хозяйстве класс дорог и их качество должны быть значительно повышены. Объемы строительства дорожной сети на перспективу будут в значительной степени определяться концентрацией преобладающих видов лесопользования и лесохозяйственных мероприятий.
При проведении лесоустроительных работ рекомендуется провести на всей имеющейся в лесном фонде устраиваемого лесничества дорожной сети маршрутное обследование и инвентаризацию в натуре. Материалы обследования должны дать ясное представление об обеспеченности территории лесничества транспортными путями различного типа, о состоянии дорог и мостов, о возможности их использования в различные периоды года. Одновременно выявляется объем фактически выполненных за истекший ревизионный период работ по новому строительству, капитальному и текущему ремонту дорог, мостов и произведенных на это денежных затратах.
Характеристика транспортных путей по лесничествам в лесах на землях лесного фонда Челябинской области приведена в Справочных материалах (согласно данным государственного лесного реестра на 01.01.2008 г., форма 3, раздел 9). Характеристика транспортных путей по лесам на других категориях земель представлена в таблице 3 Том III "Справочные материалы" (по данным государственного лесного реестра на 01.01.2008 г.).
Ниже показана схема транспортного освоения лесов Челябинской области (детальная Карта-схема приведена в картографическом приложении к лесному плану).
834 × 1200 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 1.41. Карта-схема транспортной доступности лесов Челябинской области.
1.3. Возрасты рубок основных лесообразующих пород по лесным районам Челябинской области
Возраст рубки - это тот возраст, с которого целесообразно и необходимо назначать древостои хозсекции в рубку.
Хозяйственная секция представляет собой организационно-хозяйственную единицу, образованную при данных природных и экономических условиях из территориально разобщенных, разбросанных насаждений и не покрытых лесом лесных участков, на базе общности их целевого назначения, однородности комплекса лесоводственных мероприятий (хозяйственного режима) и единства лесоводственно-технических расчетов. Главным моментом, представляющим образование тех или иных хозсекций, является хозяйственная цель. Хозяйственные цели различны, но в основном связаны с потреблением древесины различных размеров и сортиментов. Основные признаки, по которым образуются самостоятельные хозсекции, - различие в преобладающих породах; различие в пределах одной и той же главной породы в классах бонитета; различие в происхождении леса; различие в лесорастительных условиях.
Возраст рубки устанавливается для каждой хозсекции и может быть равным обороту рубки, ниже оборота или выше его. Оборот рубки - период воспроизводства в хозсекции спелой древесины, слагающийся из возраста спелости и лесовозобновительного периода.
Возрасты рубки определяются при лесоустройстве или по результатам научных исследований. С 1993 года возраст рубки в лесах Челябинской области устанавливался в соответствии с Письмом Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации "Об уточнении возрастов рубок для лесов Челябинской области от 13.09.1993 г. N 631/438. За период их применения серьезных проблем не возникало. Эти же возраста рубок использовались при лесоустройстве лесхозов. В настоящее время возраст рубки устанавливается в соответствии с Приказом Рослесхоза N 37 от 19 февраля 2008 года и Приказом Рослесхоза от 06.10.2008 г N 283.
По сравнению с предыдущим ревизионным периодом при установлении возрастов рубок произошли следующие изменения. В защитных лесах установлен один возраст рубки для всех категорий защитности, кроме того для высокобонитетных насаждений сосны, ели и пихты понижен возраст рубки на один класс возраста. В эксплуатационных лесах также возраст рубки был изменен для высокобонитетных насаждений сосны, ели и пихты на один класс возраста, в результате чего увеличилась площадь древостоев, возможных для эксплуатации. Это допустимо проводить в лесодефицитных районах с большой долей приспевающих и средневозрастных насаждений, каким является Челябинская область, для удовлетворения хозяйственной потребности в древесине. Однако необходимо отметить, что снижение возраста рубки ниже минимального предела периода спелости, может повлечь за собой увеличение затрат труда на заготовку, транспортировку и обработку древесины, что повлечет за собой увеличение ее стоимости. Поэтому снижение возрастов рубки допускается лишь в исключительных случаях.
В таблице 1.70 представлены данные по возрастам и классам возрастов рубок по лесорастительным районам и лесничествам.
Перечень лесничеств Челябинской области приведен согласно Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 27 июля 2009 года N 316 "Об определении количества лесничеств на территории Челябинской области и установлении их границ".
Южно-Уральский район
Защитные леса:
Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; леса, расположенные в водоохранных зонах; ценные леса: по хвойному хозяйству для сосны II класса бонитета и выше 101-120 лет, VI класс возраста, III класса бонитета и ниже 121-140 лет, VII класс возраста, для лиственницы всех бонитетов 121-140 лет, VII класс возраста, для ели и пихты III класса бонитета и выше 101-120 лет, VI класс возраста, IV класса бонитета и ниже 121-140 лет, VII класс возраста; по твердолиственному хозяйству для дуба семенного происхождения всех бонитетов 121-140 лет, VII класс возраста, для клена всех бонитетов 101-120 лет, VI класс возраста, для вяза и других ильмовых всех бонитетов 71-80 лет, VIII класс возраста; по мягколиственному хозяйству для березы, липы и ольхи черной всех бонитетов 71-80 лет, VIII класс возраста, для липы медоносной всех бонитетов 81-90 лет, IX класс возраста, для осины, тополя, ольхи серой и ивы древовидной всех бонитетов 51-60 лет, VII класс возраста. В запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, устанавливается возраст рубок, соответствующий возрасту рубок, установленному в эксплуатационных лесах (в редакции приказа Рослесхоза от 06.10.2008 г. N 283).
Эксплуатационные леса: по хвойному хозяйству для сосны II класса бонитета и выше 81-100 лет, V класс возраста, III класса бонитета и ниже 101-120 лет, VI класс возраста, для лиственницы всех бонитетов 101-120 лет, VI класс возраста, для ели и пихты III класса бонитета и выше 81-100 лет, V класс возраста, IV класса бонитета и ниже 101-120 лет, VI класс возраста; по твердолиственному хозяйству для дуба семенного происхождения всех бонитетов 101-120 лет, VI класс возраста, для клена всех бонитетов 81-100 лет, V класс возраста, для вяза и других ильмовых всех бонитетов 61-70 лет, VII класс возраста; по мягколиственному хозяйству для березы, липы и ольхи черной всех бонитетов 61-70 лет, VII класс возраста, для липы медоносной всех бонитетов 81-90 лет, IX класс возраста, для осины, тополя, ольхи серой и ивы древовидной всех бонитетов 41-50 лет, V класс возраста.
Таблица 1.67
Возрасты рубок основных лесообразующих пород
Наименование лесного района | Наименование лесничества | Хозяйство | Лесообразующие породы | Классы бонитета | Возрасты рубок по целевому назначению лесов* | |
защитные леса | эксплуатационные леса защитные леса** | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Южно-Уральский район | Брединское Карталинское | Хвойное | Сосна | II и выше | 101-120 VI | |
III и ниже | 121-140 VII | |||||
Лиственница | все | 121-140 VII | ||||
Ель | III и выше | 101-120 VI | ||||
IV и ниже | 121-140 VII | |||||
Твердолиственное | Клен | все | 101-120 VI | |||
Вяз и другие ильмовые | все | 71-80 VII | ||||
Мягколиственное | Береза, ольха черная | все | 71-80 VII | |||
Осина, тополь, ольха серая, ива древовидная | все | 51-60 VI | ||||
Южно-Уральский район | ВерхнеуральскоеКаслинскоеКатав-ИвановскоеКусинскоеКыштымскоеМиасскоеНязепетровскоеСаткинскоеУсть-КатавскоеЧебаркульскоеШершневское | Хвойное | Сосна | II и выше | 101-120 VI | 81-100 V |
III и ниже | 121-140 VII | 101-120 VI | ||||
Лиственница | все | 121-140 VII | 101-120 VI | |||
Ель, пихта | III и выше | 101-120 VI | 81-100 V | |||
IV и ниже | 121-140 VII | 101-120 VI | ||||
Твердолиственное | Дуб семенного происхождения | все | 121-140 VII | 101-120 VI | ||
Вяз и другие ильмовые, дуб низкоствольный | все | 7180 VII | 6170 VI | |||
Клен | все | 101-120 VI | 81-100 V | |||
Мягколиственное | Береза, липа, ольха черная | все | 71-80 VII | 61-70 VI | ||
Липа медоносная | 81-90 IX | 81-90 IX | ||||
Осина, ольха серая, тополь, ива древовидная | все | 51-60 VI | 41-50 V | |||
Южно-Уральский район | ПластовскоеУвельское | Хвойное | Сосна | II и выше | 101-120 VI | 81-100 V |
III и ниже | 121-140 VII | 101-120 VI | ||||
Лиственница | все | 121-140 VII | 101-120 VI | |||
Ель, пихта | III и выше | 101-120 VI | 81-100 V | |||
IV и ниже | 121-140 VII | 101-120 VI | ||||
Твердолиственное | Дуб семенного происхождения | все | 121-140 VII | 101-120 VI | ||
Клен | все | 101-120 VI | 81-100 V | |||
Вяз и другие ильмовые | все | 71-80 VII | 61-70 VI | |||
Мягколиственное | Береза | все | 71-80 VII | 61-70 VI | ||
Осина, тополь, ива древовидная | все | 51-60 VI | 41-50 V |
*в числителе возраст, в знаменателе класс возраста