СП 109-34-97 Сооружение переходов под автомобильными и железными дорогами стр. 11

8.13. Контроль качества засыпки траншеи и котлованов(прораб, мастер) - присыпка производится мелкозернистым грунтом, засыпаются и подбиваются приямки и пазухи одновременно с обеих сторон, а затем плеть засыпается тем же грунтом на 0,2 м выше верха труб с обеспечением сохранности изоляции. Грунт в пределах дорожной насыпи отсыпается слоями и уплотняется.
Последующая засыпка производится любым грунтом без крупных включений (размером 200 мм и более). Обратная засыпка траншей, на прилегающих к дороге участках, может выполняться без уплотнения грунта, но с отсыпкой валика, размеры которого определяются с учетом естественной осадки грунта.
8.14. Завершающим этапом контроля качества выполнения СМР по сооружению переходов магистральных газопроводов через железные и автомобильные дороги является оформление исполнительной документации(прораб), которая представляется двумя следующими актами, приведенными в приложениях 3 и 4(правильность оформления актов по всем установленным в них позициям).
8.15. В местах пересечения или сближения газопровода с железными дорогами, где исходя из условий рельефа местности в случае повреждения газопровода возможно создание взрывопожароопасной обстановки, угрожающей безопасности движения поездов, следует устанавливать, по решению проектных организаций, устройства системы автоматического газового контроля(САГК).

9. Техника безопасности

9.1. Строительно-монтажные и специальные строительные работы при строительстве переходов - подготовительные, земляные, погрузочно-разгрузочные, сварочно-монтажные, изоляционные, укладочные, по очистке полосок и испытания участков газопроводов и другие, в том числе по обслуживанию общестроительных и других машин и оборудования, должны выполняться в соответствии с действующими основополагающими в этой области документами РФ -Конституцией и законами, государственными стандартами системы стандартов безопасности труда (ССБТ), нормативными общегосударственными документами, нормативными документами Госстроя России (СНиП, ГОСТ, СП, РДС), документами субъектов РФ (ТСН), производственно-отраслевыми нормативными документами (СТП и СТО), а также документами Минздрава России, Госгортехнадзора России, надзорных организаций за безопасным производством СМР в газовой, трубопроводной, энергетической, автостроительной и других отраслях.
Применительно к строительству указанных переходов основополагающими нормативными документами являются:
СНиП III-4-80*.Техника безопасности в строительстве;
СНиП III-42-80*.Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ;
РД102-011-89. Охрана труда. Организационно-методические документы. М. ВНИИСТ,1989.
Кроме того, по технике безопасности при строительстве переходов магистральных газопроводов через железные и автомобильные дороги рекомендуются следующие документы:
ВСН013-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов в условиях вечной мерзлоты М., ВНИИСТ 1989, стр. 29 - 31;
ВСН006-89. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка. М.. ВНИИСТ, 1989, стр. 205 - 214;
ВСН008-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Противокоррозионная и тепловая изоляция. М., ВНИИСТ, 1989, стр. 51;
ВСН011-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Очистка полости и испытания. М., ВНИИСТ, 1989, стр. 87 - 88.
9.2. Правила техники безопасности, относящиеся к строительству переходов магистральных газопроводов через железные и автомобильные дороги, следующие:
9.2.1. На время сооружения перехода в его зоне для безопасного производства работ устанавливаются ограждения и вывешиваются предупредительные знаки, которые должны быть видны в любое время суток.
9.2.2. При эксплуатации машин горизонтального бурения и для продавливания защитного кожуха корпуса их должны быть заземлены.
9.2.3. Машины, материалы и оборудование около котлована располагаются за пределами призмы обрушения грунта.
9.2.4. При опускании в котлован оборудования или труб нахождение рабочих под грузом не допускается.
9.2.5. Спуск рабочих в котлован допускается только по переносным инвентарным лестницам. Откосы котлована должны иметь крутизну, указанную в ППР, или крепи стенок.
9.2.6. На рабочих местах в котловане должно применяться электроосвещение, рассчитанное на напряжение не более 12 В. Приямки для размещения рабочих под трубой должны иметь размеры, указанные в ППР.
9.2.7. Площадка работы машиниста установки горизонтального бурения должна быть надежно защищена.
9.2.8. Площадка (место) работы машиниста установки горизонтального бурения должна быть защищена на случай аварии арматуры высокого давления.
9.2.9. Как при горизонтальном бурении, так и при продавливании защитного кожуха скорость его подачи следует уменьшать по мере возрастания сопротивления грунта.
9.2.10. Между машинистом крана - трубоукладчика и машинистом установки горизонтального бурения или продавливания, а также между рабочими должна быть установлена надежная сигнализационная связь.
9.2.11. Перед началом работ машинист-оператор должен:
- проверить наличие защитных ограждений движущихся частей;
- проверить исправность электрооборудования;
- проверить исправность гидроприводов;
- осмотреть состояние всех узлов установки;
- устранить замеченные неисправности.
9.2.12. Перед началом работы машинист-оператор установки для продавливания кожуха должен проверить:
- исправность гидропривода;
- арматуру высокого давления;
- состояние упорной стенки;
- состояние нажимных штанг и другого оборудования.
9.2.13. После осмотра установки машинист-оператор обязан проверить действие всех механизмов на холостом ходу.
9.2.14. Начинать бурение необходимо на первой скорости. Переходить на более высокие скорости шнека можно только после проверки исправности установки.
9.2.15. Во время работы установки необходимо следить за количеством грунта, поступающего из защитного кожуха.
9.2.16. По окончании смены машинист-оператор обязан:
- установить рычаги управления в нейтральное положение;
- отключить электродвигатели и принять меры, исключающие пуск посторонними лицами;
- произвести осмотр всей установки и замеченные неисправности устранить, а о крупных -сообщить механику (прорабу).

Приложение 1 График производства работ по продавливанию защитного кожуха диаметром 1720 мм, длиной 30 м комплексом КП-1721

968 × 459 пикс.     Открыть в новом окне

Приложение 2 Схема операционного контроля качества работ по строительству переходов магистральных газопроводов через автомобильные и железные дороги

 
Основные операции, подлежащие контролю
Состав контроля (что проверяется). Исполнительная документация
Кто контролирует
Периодичность или режим контроля
Техническое оснащение контроля
Контролируемые показатели, допуски
1
2
3
4
5
6
7
1
Подготовительные работы
Соответствие закрепления оси
Геодезист
Непрерывно (в процессе работы).
Теодолит
Допускается отклонение фактической оси перехода от проектной:
-по вертикали не более 5 % глубины заложения;
- по горизонтали не более 1 % длины кожуха
перехода рабочим чертежам.
Мастер
Непрерывно (в процессе работы).
Мерная лента
Ведомость операционного контроля
Прораб
Выборочно (в местах, вызывающих сомнение).
2
Рытье рабочего и приемного котлованов
Ширина по дну и глубина котлованов.
Исполнитель работ
Непрерывно (в процессе работы).
Визуально
Допускается отклонение отметок дна котлована при разработке грунта землеройными машинами ± 5 см
Ведомость операционного контроля
Мастер
Непрерывно (в процессе рытья котлованов).
Мерная лента, шест
Прораб
Выборочно (в местах, вызывающих сомнение).
Мерная лента, шест
3
Разработка горизонтальной скважины и прокладка защитного кожуха
Соответствие фактической оси кожуха проекту.
Мастер
Непрерывно (в процессе работы).
Теодолит
Отклонение фактической оси кожуха и рабочей трубы от оси при закрытом способе прокладки:
- по вертикали не более 5 % глубины заложения;
- по горизонтали не более 1 % длины кожуха
Акт на приемку перехода.
Прораб
Выборочно (в местах, вызывающих сомнение).
Теодолит
Ведомость операционного контроля.
Состояние насыпи и полотна дороги
Мастер
Периодически, но не реже чем 3 раза в смену
Нивелир
4
Протаскивание рабочей трубы в кожух
Соосность рабочей трубы и кожуха.
Исполнитель работ
Непрерывно (в процессе работы).
Визуально
Расстояние между кожухом и рабочей трубой должно быть одинаково в точках замера
Акт на приемку перехода.
Мастер
Периодически, но не реже, чем 3 раза в смену
Линейка
Ведомость операционного контроля.
Состояние изоляционного покрытия.
Прораб
Выборочно (в местах, вызывающих сомнение).
Линейка
Исполнитель работ
Непрерывно (в процессе работы).
Визуально
5
Заделка концов кожуха
Герметичность заделки.
Исполнитель работ
Непрерывно (в процессе работы).
Визуально
Концы кожуха должны быть заделаны герметично
Акт на приемку перехода.
Мастер
Периодически, но не реже, чем 3 раза в смену
Визуально
Ведомость операционного контроля.
Прораб
Выборочно (в местах, вызывающих сомнение).
Визуально
6
Установка вытяжной свечи на переходах газопровода
Соответствие расстояния вытяжной свечи от дороги рабочим чертежам.
Исполнитель работ
Непрерывно (в процессе работы).
Мерная лента
Расстояние от свечи до дороги должно быть не менее по горизонтали:
- от оси крайнего пути железной дороги общего пользования 40м;
- то же; промышленных дорог 25 м;
- от подошвы земляного полотна автодороги 25 м
Акт на приемку перехода
Ведомость операционного контроля
Мастер
Непрерывно (в процессе работы).
Мерная лента
Прораб
Выборочно (в местах, вызывающих сомнение).
 

Приложение 3 Акт на укладку защитного кожуха на переходе газопровода через дорогу

Данные подрядчика
(наименование фирмы, организации)
Данные заказчика
Строительство _______________
Объект ___________________
(км, пикеты)
АКТ №......
на укладку защитного кожуха на переходе газопровода
через ______________________________ дорогу
(автомобильную, железную)
от "____" ____________ 199__ г.
Составлен представителями: подрядчика ____________________________________
__________________________________________________________________________,
(должность, организация, фамилия, инициалы)
службы контроля качества __________________________________________________,
(должность, организация, фамилия, инициалы)
надзора заказчика _________________________________________________________
(должность, организация, фамилия, инициалы)
в том, что на участке км/ПК ___________________________ газопровода перехода через __________________________________ в соответствии с проектом по рабочему
(наименование дороги)
чертежу № ________ уложен защитный кожух из стальных труб диаметром _______ мм с толщиной стенки __________ мм, протяженностью _________ м, покрытый противокоррозионной изоляцией _____________ и защищенный установкой _____ шт.
(указать тип покрытия)
протекторов марки ____________. Защитный потенциал соответствует проектному значению.
Кожух готов под укладку перехода газопровода через дорогу.
Представитель подрядной
организации                              __________________       ___________________
(фамилия, инициалы)                   (подпись, дата, печать)
Представитель службы производственного
контроля качества                    __________________       ___________________
(фамилия, инициалы)                   (подпись, дата, печать)
Представитель технадзора
заказчика                                   __________________       ___________________
(фамилия, инициалы)                   (подпись, дата, печать)