9.1.10. Горизонтальное бурение применяется для трубопроводов средних и больших диаметров (530-1420 мм) в грунтах I-IV категорий. Проходка скважины ведется установками горизонтального бурения. Этот метод не рекомендуется применять на слабых (водонасыщенных и сыпучих) грунтах во избежание просадки дорожного полотна.
9.1.11. Продавливание является наиболее универсальным способом прокладки кожухов и наилучшим образом обеспечивает сохранность дорожных насыпи и полотна.
Как правило, продавливание кожухов осуществляется гидродомкратами.
9.1.12. Размеры рабочего котлована при закрытом способе прокладки выбираются в зависимости от диаметра трубопровода, глубины его заложения, вида применяемого оборудования и длины перехода через дорогу. Ширина котлована должна обеспечить безопасное размещение людей, обслуживающих проходческое оборудование; в котловане устанавливают лестницу для подъема и спуска людей. При неустойчивых грунтах необходимо укрепить стенки котлована; при наличии воды - устроить водосборный приямок, откуда по мере накопления удаляют воду.
9.1.13. Сборку и сварку кожухов необходимо производить с помощью центраторов. Торцы свариваемых труб должны быть перпендикулярны их осям; искривление оси кожуха не допускается. Кольцевые стыки должны быть проварены на полную толщину стенки труб сплошным швом. При прокладке защитного футляра (кожуха) под дорогами необходимо контролировать глубину заложения футляра и его положение в горизонтальной плоскости с учетом допускаемых отклонений. Отклонение оси кожуха от проектного положения по вертикали и по горизонтали не должно превышать 1% от длины кожуха.
9.1.14. При протаскивании рабочей плети в защитный кожух наружная поверхность трубы (изоляционное покрытие) должна быть защищена от повреждений путем закрепления на ней опорно-центрирующих устройств из полимерных (диэлектрических) материалов.
9.1.15. Если проектом предусмотрена прокладка кабеля связи внутри кожуха, то кожухи для этого кабеля прикрепляются к трубной плети и протаскиваются сквозь кожух совместно с ней.
9.1.16. Перед началом работ необходимо уточнить фактическое положение подземных коммуникаций, проложенных вдоль дороги и принять меры к защите их в период производства работ.
9.1.17. При наличии высоких грунтовых вод во избежание осадки земляного полотна или выноса грунта подземными водами необходимо до начала земляных работ осушить участок перехода методом открытого водоотлива или закрытого водопонижения. Открытый метод предусматривает устройство водоотливных каналов и колодцев. Закрытое водопонижение предполагает использование иглофильтров.
9.1.18. Если по каким-либо причинам задерживается протаскивание трубной плети (более 2-х суток), то концы кожуха необходимо герметизировать приваркой заглушек.
9.1.19. После завершения работ строительная организация должна восстановить элементы дороги (откосы, обочины, кюветы, полотно и др.) и вдоль дорожные коммуникации, придав им исходное состояние.
9.2. Переходы через подземные и наземные коммуникации
9.2.1. Разработка траншеи на пересечениях через подземные коммуникации (трубопроводы, кабельные линии связи и электропередачи) допускается при наличии письменного разрешения организации, эксплуатирующей эти коммуникации и в присутствии ответственных представителей строительной и эксплуатирующей организаций.
9.2.2. Эксплуатирующая организация обязана до начала работ обозначить на местности в зоне производства работ ось и границы коммуникаций. Перед началом разработки траншеи строительная организация проводит ручную шурфовку с целью уточнения глубины заложения и расположения в плане коммуникации.
9.2.3. Разработка грунта механизированным способом разрешается не ближе 2-х м от боковой стенки и не ближе 1 м над верхом подземной коммуникации. Оставшийся грунт дорабатывается вручную без применения ударов (ломом, киркой, лопатой, механизированным инструментом) и с принятием мер, исключающих повреждения коммуникаций при вскрытии. Мерзлый грунт должен быть отогрет.
9.2.4. Вскрытые сооружения необходимо защитить от повреждения при производстве работ путем устройства деревянного короба и его подвески к несущей конструкции, укладываемой поперек траншеи; кроме того необходимо обеспечить тепловую изоляцию вокруг водоводов, водостоков или канализации с целью зашиты их от промерзания (при отрицательных температурах воздуха).
Во всех случаях тепловая изоляция защищается от увлажнения оберткой гидроизоляционными материалами. Толщина тепловой изоляции принимается в пределах 50-100 мм в зависимости от продолжительности вскрытия трубопроводов и температуры воздуха.
9.2.5. В случаях обнаружения действующих подземных сооружений, не обозначенных в проекте, работы приостанавливаются, указанные места ограждаются и одновременно необходимо вызвать представителей эксплуатирующих эти сооружения организаций. Работы могут быть продолжены после получения официального (письменного) разрешения от этих организаций.
9.2.6. Укладка трубопровода на переходе через подземные коммуникации производится продольным перемещением в траншее под коммуникациями предварительно заизолированной плети.
9.2.7. Обратная засыпка траншеи в месте пересечения трубопровода с подземной коммуникацией производится в следующем порядке:
присыпка трубопровода песчаным грунтом по всему поперечному сечению траншеи на высоту до половины диаметра подземного сооружения (коммуникации) с послойным уплотнением; вдоль траншеи размер присыпки поверху должен быть больше на 0,5 м с каждой стороны коммуникации, а крутизна откосов присыпки должна быть 1:1 или более пологая;
обратная засыпка остальной части траншеи; при этом трамбовка грунта над коммуникацией не производится, а валик отсыпается с учетом последующей осадки грунта не ниже поверхности земли.
При наличии уклонов более 20°следует принимать меры против сползания грунта и размыва его ливневыми водами. Способ укрепления грунта должен быть указан в проекте.
9.2.8. В местах пересечения траншеи с осушительными, нагорными, мелиоративными каналами (канавами) надлежит делать временные водопропуски с целью недопущения проникания воды в траншеи. После окончания работ каналы (канавы) необходимо восстановить силами строительной организации.
9.2.9. В местах пересечения трубопроводом подземных осушительных систем (например, из керамических труб)они временно демонтируются и восстанавливаются строительной организацией после прокладки трубопровода.
9.3. Переходы через овраги, балки и малые водотоки
9.3.1. Ввиду сложности и ответственности переходов трубопроводов через овраги, балки и малые водотоки, когда профиль трассы имеет сложную конфигурацию, их строительство должно выполняться по индивидуальным проектам. В рабочих чертежах отметки поверхности земли и дна траншеи должны быть указаны через каждые 2 м.
9.3.2. В проекте производства работ на вышеуказанные переходы должны быть разработаны индивидуальные технологические карты на следующие виды работ: разработка траншеи, монтаж трубной плети (с указанием мест технологических захлестов и последовательности их сборки и сварки); укладка плети; балластировка; засыпка.
9.3.3. Строительство переходов необходимо вести, как правило, без срезки грунта на строительной полосе (во избежание эрозии грунтов). Это достигается путем тщательного «вписывания" трубопровода в рельеф местности за счет вставки кривых колен и применения специальных способов производства работ (проталкивание плетей на крутых склонах, сварка одиночных труб в траншее, использование индивидуальных технологических схем, якорение машин и т.д.).
9.3.4. Монтаж криволинейного участка ведут с применением внутреннего центратора с таким расчетом, чтобы присоединении этого участка с прямолинейной частью трубопровода пришлось бы производить не более одного захлеста, монтируемого с помощью наружного центратора.
9.3.5. Технологический разрыв под захлест, как правило, необходимо располагать перед переходом (по ходулинейной колонны) с целью обеспечения более точного вписывания кривого участка в траншею.
9.3.6. Перед укладкой плети на переходе необходимо произвести контрольное нивелирование дна траншеи и плети, а в случае необходимости - дно траншеи доработать.
9.3.7. Монтаж плети во избежание ее сползания вниз по склону следует производить снизу вверх с подачей труб (секций) сверху вниз, чем облегчается процесс сборки стыков.
9.3.8. Количество кранов-трубоукладчиков в изоляционно-укладочной колонне необходимо увеличивать на 1-2 единицы. При уклонах свыше 15° все машины необходимо якорить.
9.3.9. Для удержания очистной и изоляционной машин в равновесии при проходе колонной дна оврага или балки рекомендуется использовать стальной канат, натянутый между двумя кранами-трубоукладчиками, расположенными по обе стороны перехода.
9.3.10. Засыпка уложенного трубопровода производится сверху вниз.
9.3.11. Монтаж технологических захлестов с целью минимизации остаточных напряжений производится не ранее чем через месяц после окончания балластировки и засыпки трубопровода.
9.3.12. Размеры приямка подзахлест должны быть достаточными для свободного размещения сварщика и изолировщика. Минимальные размеры приямка должны быть следующие: длина - 1 м, глубина - 0,7 м и ширина - (D+1,2 м), где D - диаметр трубопровода, м. Откосы траншеи определяются проектом.
9.3.13. При поставке труб с разной номинальной толщиной стенки, но предназначенных для строительства участков одной и той же категории, рекомендуется для прокладки на переходах отбирать более толстостенные трубы.
9.4. Строительство надземных переходов
9.4.1. Монтаж перехода следует выполнять в соответствии с проектом производства работ, который должен содержать указания о способе и последовательности монтажа, обеспечивающего прочность, устойчивость и неизменяемость конструкции на всех стадиях строительства. При этом суммарная величина монтажных напряжений в трубопроводе должна быть не более 90% от нормативного предела текучести материала трубы.
9.4.2. Проект производства работ по сооружению надземных переходов через судоходные водные препятствия, оросительные каналы, железные и автомобильные дороги строительная организация должна согласовывать с соответствующими эксплуатирующими организациями.
9.4.3. После проведения испытаний трубопровода следует проводить повторный геодезический контроль положения всех элементов конструкции перехода.
9.4.4. Допускаемые отклонения строительно-разбивочных работ от проектных размеров для балочных переходов и надземной прокладки трубопроводов приведены в табл. 9.1.
Допускаемые отклонения строительно-разбивочных работ от проектных размеров на арочные, вантовые, шпренгельные переходы должны указываться в проекте.
Таблица 9.1
Допускаемые отклонения при строительстве надземных трубопроводов и балочных переходов
Контролируемый показатель | Допускаемое отклонение, мм |
1 | 2 |
Точность положения осей опоры и трубопровода при выносе в натуру: | |
вдоль оси трубопровода | + 100 |
поперек оси трубопровода | + 50 |
Отклонения высотной отметки подошвы фундамента опоры | + 25 |
Смещение фундамента относительно разбивочных осей | + 40 |
Отклонение головы свай в плане | + 50 |
Отклонение отметки верха сваи | + 50 |
Отклонение центра опоры | + 50 |
Отклонение отметки верха опорной части | + 20 |
Отклонение оси трубопровода от центра опоры: | |
на продольно-подвижных опорах | + 100 |
на свободно-подвижных опорах с учетом температурного графика (по проекту) | + 200 |
Отклонение трубопровода от геометрической оси на прямолинейных переходах без компенсации температурных деформаций на каждой опоре | + 50 |
Отклонение вылета компенсатора | +1000 - 500 |
9.4.5. Поперечные сварные стыки трубопроводов в процессе монтажа должны выноситься за пределы опорной части трубопровода на расстояние не менее диаметра трубопровода, но не менее 200 мм.
9.4.6. При замыкании участков надземного трубопровода положение монтируемого трубопровода на ригелях опор необходимо определять в зависимости от температуры наружного воздуха в соответствии с проектом.