СП 34-112-97 Строительство магистральных и промысловых трубопроводов Комплексная технология и организация стр. 17

8.6.16. Защита трубопровода от повреждений в местах установки штучных балластирующих пригрузов или силовых поясов анкерных устройств должна производиться в соответствии с требованиями, заложенными в технических условиях на применение указанных изделий.
8.6.17. Защиту изоляционного покрытия трубопровода от механических повреждений можно также производить с применением пенополимерных материалов (ППМ).
Толщина слоя пенополимерного материала на дне траншеи при нанесении должна составлять 200-250 мм. После укладки на него трубопровода ППМ уплотняется, и за счет этого толщина слоя уменьшается до 100-150 мм.
При формировании защитного слоя над уложенным трубопроводом его толщина должна находиться в пределах300-400 мм; под действием веса грунта засыпки эта величина уменьшается до 200-250мм.
8.6.18. Защиту от механических повреждений применяют не только из-за наличия на трассе скальных или мерзлых грунтов, но и в тех случаях, когда такая необходимость обусловлена технологией производства укладочных работ, например, при протаскивании плетей.
Как правило, такая защита выполняется в виде футеровки. Дополнительным требованием к защитному покрытию в этом случае является надежность его закрепления на трубопроводе(сопротивляемость сдвигу при протаскивании).

9. Строительство трубопровода на переходах

9.1. Подземные переходы под дорогами

9.1.1. Способы и сроки производства работ по сооружению переходов под автомобильными и железными дорогами должны быть согласованы с эксплуатирующими эти дороги организациями. На строительство таких пересечений разрабатывается отдельный проект производства работ (ППР).
В зависимости от интенсивности движения, категорийности дорог, диаметра трубопровода, методов производства работ, грунтовых условий укладка трубопроводов может осуществляться следующими способами:
открытым, при котором трубопровод укладывается в траншею, устроенную в насыпи дороги с перекрытием движения транспорта и устройством объезда для движения транспорта;
закрытым, без перекрытия движения транспорта, при этом для укладки футляра (кожуха) через дороги применяются методы бестраншейной проходки; прокол, продавливание или горизонтальное бурение.
9.1.2. Открытый способ может быть использован там, где имеется возможность временно прекратить движение транспорта или устроить временные объезды, т.е. на дорогах с низкой интенсивностью движения.
9.1.3. При открытом способе работы выполняются в следующем порядке:
планировка площадок, доставка труб, машин и другого оборудования;
сварка кожуха (футляра) и трубной плети;
изоляция кожуха и плети, футеровка плети;
насадка кожуха на плеть;
разборка покрытия дороги (рельсового пути);
разработка траншеи на переходе;
укладка плети с кожухом в траншею;
засыпка траншеи с послойной трамбовкой грунта;
гидравлическое испытание плети;
восстановление твердого покрытия дороги (или рельсового пути);
приварка вытяжных свечей (сливных патрубков);
вварка плети в общую нитку трубопровода;
установка концевых сальников на кожухе;
испытание плети совместно с прилегающими участками.
9.1.4. При строительстве переходов через автодороги открытым способом необходимо оградить место производства работ и установить соответствующее предупреждающие и указательные знаки.
9.1.5. Ширина полосы вскрытия покрытия автодороги должна быть больше ширины траншеи по верху на 0,3-0,4 м, а для булыжного покрытия на 0,6-0,8 м.
При наличии неустойчивых грунтов необходимо по мере разработки траншеи ее стенки крепить досками или инвентарными щитами.
9.1.6. Закрытый способ(бестраншейная проходка) может применяться без ограничений, т.е. независимо от категории дорог, интенсивности движения транспорта, категории грунтов и диаметра трубопровода.
9.1.7. При закрытом способе работы выполняются в следующем порядке:
планировка площадок, доставка труб, машин и другого оборудования;
сварка кожуха и трубной плети;
разработка рабочего и приёмного котлованов;
изоляция кожуха;
прокладка кожуха;
изоляция плети;
оснащение плети опорно-центрирующими кольцами;
протаскивание плети через кожух;
предварительное гидравлическое испытание плети;
вварка плети в общую нитку трубопровода;
установка концевых сальников;
приварка свечей (сливных патрубков);
засыпка трубопровода на участках, выступающих за полотно дороги;
испытание плети совместно с прилегающими участками.
9.1.8. При закрытом способе прокладки кожухов (футляров) применяют три способа проходки: прокаливание, горизонтальное бурение и продавливание.
9.1.9. Прокаливание (прокол)применяется в мягких грунтах для трубопроводов малых диаметров (до 530 мм).Этот метод не рекомендуется применять при неглубоком заложении (менее 2 м)кожуха во избежание образования вертикального выпора грунта и нарушения полотна дороги.
Прокаливание, как правило, осуществляется путем статического силового воздействия (гидродомкратами).