Применение импортных шин на автомобилях отечественного производства и отечественных шин на импортных автомобилях возможно после проведения комплекса лабораторно-дорожных исследований (испытаний) и оформленных Протоколом разрешения применения покупного изделия.
35. Не допускается установка на одну ось автомобилей шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.
36. При частичной замене шин, вышедших из строя, рекомендуется производить доукомплектование автомобиля шинами того же размера и модели, что и установленные на данном автомобиле, так как шины одного и того же размера, но разных моделей могут быть разных конструкций, иметь неодинаковые: типы рисунка протектора, радиусы качения, сцепные качества и другие эксплуатационные характеристики.
Для обеспечения нормальной работы шин на сдвоенных колесах автомобиля рекомендуется подбирать шины так, чтобы разница по величине износа протектора и величине диаметра шины была наименьшей.
37. На автотранспортных средствах не допускается установка (ГОСТ 25478 и ОСТ 38-47-170-95):
- шин, восстановленных по I классу, на передней оси междугородных автобусов;
- шин, восстановленных по II классу, на междугородных автобусах, на передней оси легковых автомобилей, и на передней и средней осях немеждугородных автобусов и троллейбусов;
- шин, восстановленных по классу "Д", на междугородных автобусах, на передней оси легковых автомобилей, передней и средней осях автобусов, троллейбусов, грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов;
- шин, восстановленных по I, II классу и классу "Д", с момента изготовления которых прошло от 7 до 10 лет, на передней оси легковых автомобилей:
- шин с отремонтированными местными повреждениями на передней оси легковых, грузовых автомобилей, на передней и средней оси автобусов и троллейбусов
- шин с углубленным рисунком протектора методом нарезки на передней оси легковых, грузовых автомобилей, передней и средней оси автобусов и троллейбусов;
Определение класса восстановления производится в соответствии с ОСТ 38-47-171-95 (Приложение 7).
Восстановленные бескамерные шины при утере герметичности эксплуатируют с камерами.
38. При комплектации автомобилей шинами с рисунком протектора повышенной проходимости и направленным рисунком протектора необходимо обеспечить вращение колеса в соответствии с указанием стрелки находящейся на боковине шины.
39. Рекомендации по ошиповке шин и эксплуатации автомобилей с применением ошипованных шин изложены в "Инструкции по применению шипов противоскольжения", утвержденной Министерством автомобильного транспорта РСФСР, изданной в 1974 г.
40. Шины с шипами противоскольжения устанавливаются на все колеса автомобиля, автобуса, троллейбуса и автопоезда.
7. Правила монтажа и демонтажа шин
41. Монтажные и демонтажные работы по шинам должны выполняться в шиномонтажном отделении с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента (Приложение 8) в соответствии с "Типовыми технологическими картами шиномонтажных работ и технического обслуживания автомобильных шин" (издательство "Транспорт" 1988 г.).
42. Монтажу подлежат только исправные, чистые, сухие, соответствующие по размерам и типам шины, камеры и ободные ленты, ободья и их элементы.
43. Шины, камеры и ободные ленты, хранившиеся при температуре ниже нуля, перед монтажом должны быть выдержаны в нормальных условиях при комнатной температуре в течение 3-4 часов.
44. Шины перед монтажом подвергаются осмотру снаружи и внутри с помощью борторасширителя или других приспособлений. При обнаружении производственных или эксплуатационных дефектов в шинах их не разрешается применять для монтажа (Приложение 9). Посторонние предметы должны быть изъяты из шины (камни, гвозди и др.).
Перед монтажом шины на обод необходимо смазать борт шины и посадочное место обода смазкой (ГОСТ 13032), а камеру снаружи пропудрить тальком.
45. Перед монтажом камеры проверяются на герметичность в ваннах или других резервуарах с водой.
46. Поверхность ободьев должна быть очищена от ржавчины и покрашена лаком или краской для металла.
Ободья и их элементы не допускаются к монтажу при обнаружении на них: деформаций, трещин, острых кромок и заусенцев, ржавчины, разработки крепежных отверстий более размеров, указанных в стандартах на автомобильные колеса (ОСТ 37.001.429-86, ГОСТ 10409, ОСТ 37.001.479-88 (ИСО 4209/2-87) и ГОСТ 28744).
47. При монтаже шины на обод необходимо обеспечить совмещение балансировочной метки на боковине шины с вентилем.
48. При получении новых ободьев отдельно или на автомобилях, а также в период эксплуатации рекомендуется проверять их осевое (торцевое) и радиальное биение. Для автомобильных колес с неразборным ободом, его биение не должно превышать значений, указанных в таблице 1, а с разборным ободом - в таблице 2.
Таблица 1
Тип автотранспортного средства | Условное обозначение номинального диаметра обода | Наименование стандарта | Биение, мм | ||
радиальное | осевое | ||||
легковые автомобили | 12,13 14, 15, 16 | ОСТ 37.001-429-86 | 1,0 1,2 | 0,71 1,2 | |
грузовые, грузопассажирские автомобили, автобусы и прицепы | 12, 13, 14, 15, 16 | 1,2 | 1,2 |
Таблица 2
Условное обозначение типоразмера обода колеса | Наименование стандарта | Биение, мм | ||
радиальное | осевое | |||
от 5,0-15 до 6,5-20 | включительно по ГОСТ 10409 | 2,5 | 2,0 | |
от 7,0-15 до 7,0-20 | 2,5 | 2,5 | ||
от 7,5-15 до 8,5-20 | 3,0 | 2,5 | ||
от 9,0-20 до 10,0-24 | 5,0 | 5,0 | ||
465-228 | ||||
515-254 | по ГОСТ 28744 | 4,0 | 4,0 |
49. В автотранспортных предприятиях необходимо производить балансировку колес в сборе после каждого монтажа шины и при каждом втором техническом обслуживании (ТО-2). Балансировка производится со снятием колес с автомобиля или непосредственно на автомобиле с использованием при этом стационарных или передвижных станков. Перед балансировкой шины должны быть вымыты и очищены от грязи и посторонних предметов.
50. При проведении монтажно-демонтажных работ необходимо соблюдать следующие правила по технике безопасности:
а) шиномонтажники должны пройти инструктаж по монтажно-демонтажным работам;
б) производить сборку обода с шиной только установленного размера для данной марки автомобиля;
в) перед демонтажем шины с обода необходимо полностью выпустить из шины воздух;
г) перед накачиванием шин на разборных ободьях с болтовыми соединениями необходимо убедиться, что все гайки затянуты одинаково, в соответствии с Руководством (Инструкцией) по эксплуатации автомобиля; не допускаются к эксплуатации ободья, у которых нет хотя бы одной гайки;
д) накачивание шины в сборе с ободом в шиномонтажном отделении производится в специальном металлическом ограждении, способном защитить обслуживающий персонал при самопроизвольном демонтаже;
е) при накачивании шины необходимо пользоваться специальными наконечниками, соединяющими вентиль камеры (шины) со шлангом от воздухораздаточной точки и обеспечивающими прохождение воздуха через золотник;
ж) в случае неплотной посадки бортов шины на полки обода после накачивания воздуха необходимо выпустить воздух из шины, демонтировать ее и устранить причину, вызвавшую неплотную посадку бортов шины, после чего произвести заново монтаж шины на обод, накачку шины и проверку плотности посадки бортов;
з) в целях уменьшения осевого и радиального биения колеса затяжку болтовых соединений обода и колеса необходимо производить в следующей последовательности: сначала завернуть верхнюю гайку, затем диаметрально противоположную ей, остальные гайки завертывать также попарно (крест на крест), постепенно в той же последовательности завернуть все гайки в соответствии с Руководством (Инструкцией) по эксплуатации автомобиля;
и) перед вывешиванием снимаемого колеса на домкрате необходимо затормозить автомобиль ручным тормозом, включить первую скорость в коробке передач и положить под остальные колеса упоры для предотвращения скатывания автомобиля при подъеме на домкрат, ослабить затяжку гаек крепления колеса, после этого вывесить колесо домкратом, отвернуть гайки и снять колесо.
51.Запрещается:
а) демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;
б) исправление положения бортовых и замочных колец, когда шина находится под давлением;
в) демонтаж с автомобиля одного из сдвоенных колес без применения домкрата, путем наезда второго сдвоенного колеса на выступающий предмет;
г) не допускается применение кувалд и подобных предметов при монтажно-демонтажных работах, способных деформировать детали колес.
52. Для предохранения золотников от загрязнения и повреждения все вентили должны быть снабжены металлическими, пластмассовыми или резиновыми колпачками.
Запрещается: заменять золотники различного рода заглушками.
53. Монтажно-демонтажные работы в пути водителем выполняются инструментом, имеющемся в наборе.