Объем строительства, млн. кв. м | 2010 г. | 2011г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Всего за период 2010- 2014 гг. | Всего за период 2015- 2020 гг. |
Годовой объем строительства, на котором будут внедрены результаты программы, млн. кв.м* | 0,45 | 1,44 | 3 | 5 | 5 | 14,89 | 30,5 |
* Объемы строительства могут уточняться в соответствии с выделенными лимитами в связи со сложившейся экономической ситуацией.
В таблице 3-4 представлена ожидаемая энергетическая эффективность реализации мероприятий Программы при новом строительстве в 2010 - 2020 гг. Основное снижение тепловой нагрузки (отопление, вентиляция и горячее водоснабжение) построенных зданий будет обеспечено за счет новых конструктивных решений светопрозрачных ограждающих конструкций (окон и балконных дверей), инженерных систем здания (эффективные отопительные приборы и двухтрубные системы отопления), систем контроля и управления инженерными системами здания и квартир, а также за счет применения новейших технологий, утилизирующих (рекуперирующих) тепло вентиляционных выбросов, канализационных стоков и рациональной интеграции в системы теплоснабжения зданий тепловых насосов, использующих нетрадиционные источники энергии и вторичные энергетические ресурсы.
Таблица 3-4
Ожидаемая энергетическая эффективность Программы при внедрении ее мероприятий в городское новое строительство
Показатели | 2010 г. | 2011г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Всего за период 2010- 2014 гг. | Всего за период 2015- 2020 гг. |
Годовая экономия тепловой энергии по Программе нарастающим итогом, тыс. МВтч/год | 4,4 | 57,0 | 165,3 | 360,3 | 604,0 | 1191,0 | 2090,9 |
Снижение тепловой нагрузки построенных зданий - годовая экономия тепловой мощности теплогенерирующего оборудования и тепловых сетей (нарастающим итогом), МВт | 8,1 | 34,02 | 88,02 | 178,02 | 268,02 | 268,02 | 549 |
Снижение электрической нагрузки построенных зданий - годовая экономия электрической мощности электрогенерирующего оборудования и электрических сетей (нарастающим итогом), МВт | 4,05 | 17,01 | 44,01 | 89,01 | 134,01 | 134,01 | 274,5 |
Второй важной составляющей градостроительной и социально-экономической эффективности Программы является потенциал энергосбережения в жилых домах, подлежащих реконструкции и капитальному ремонту.
Внедрение результатов Программы при капитальном ремонте жилых зданий будет осуществляться через механизмы Городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009 - 2011 гг. и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1012-ПП.
В таблице 3-5 сведены итоговые результаты расчетов по градостроительной и социально-экономической эффективности Программы.
Таблица 3-5
Градостроительная и социально-экономическая эффективность Программы
Показатели | 2010 - 2014 гг. | 2010 - 2020 гг. |
Суммарная экономия тепловой энергии, тыс. МВтч. | 4423,3 | 14692,8 |
Снижение тепловой нагрузки зданий, МВт. | 1083,8 | 3479,8 |
Снижение электрической нагрузки зданий, МВт. | 405,9 | 1251,4 |
Суммарная экономия природного газа, млн. куб. м | 442,3 | 1469,3 |
Суммарное сокращение выбросов в атмосферу диоксида углерода и других вредных веществ, тыс. т. | 884,7 | 2938,6 |
Ожидаемая экономия капвложений в инфраструктуру города, млрд. руб., в том числе: | 38,9 | 122,4 |
экономия капвложений в теплогенерирующие мощности и сети; | 18,6 | 59,9 |
экономия капвложений в электрогенерирующие мощности и сети; | 20,3 | 62,6 |
Ожидаемый экономический эффект от экономии энергии у потребителей, млрд. руб. | 4,4 | 14,7 |
Стоимость сэкономленных квот на выбросы СО2, млрд. руб. | 0,3 | 1,0 |
Таким образом, реализация Программы позволит бюджету города Москвы сэкономить к 2020 году 122,4 млрд. рублей, а населению около 15 млрд.рублей в ценах первого квартала 2009 года. При этом экологическая составляющая эффективности Программы может достигнуть к 2020 году 1 млрд. рублей только от реализации сэкономленных квот на выбросы СО2.
В таблице 3-6 приведены целевые удельные показатели энергетической эффективности объектов капитального строительства в городе Москве на 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года, применяемые при проектировании, новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте жилых и общественных зданий. При капитальном ремонте жилых зданий удельные показатели энергетической эффективности, установленные в таблице 3-6, применяются только при наличии технической возможности их достижения без отселения жителей и без реконструкции здания.
Таблица 3-6
Целевые удельные показатели энергетической эффективности объектов капитального строительства в городе Москве на 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года
N | Наименование удельного показателя | Базовое удельное потребление тепловой и электрической энергии существующим жилым и общественно-деловым фондами г. Москвы на 01.01.2008 | Действующий норматив для нового строительства, капремонта и реконст- рукции*(1) на 01.07.2010 | Нормируемое значение*(2), устанавливаемое с 01.10.2010 | Нормируемое значение*(2), устанавливаемое с 01.01.2016 | Нормируемое значение*(2), устанавливаемое с 01.01.2020 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Жилые здания*(3) | |||||
1.1. | Удельное потребление энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение*(4) и эксплуатацию общедомового инженерного оборудования в многоквартирных жилых домах, кВтч/кв.м в год*(5) | 340 | 215 | 160 | 130 | 86 |
1.1.1. | Снижение удельного потребления энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение и эксплуатацию общедомового инженерного оборудования в многоквартирных жилых домах, в % по отношению: | |||||
- к базовому потреблению на 01.01.2008 (в числителе) | - | - | 53 | 62 | 75 | |
- к нормативному потреблению на 01.07.2010 (в знаменателе) | 25 | 40 | 60 | |||
1.2. | Удельное потребление энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение и эксплуатацию общедомового инженерного оборудования в многоквартирных жилых домах низкого энергопотребления, кВтч/кв.м в год | 340 | 215 | 80 | 65 | 43,5 |
1.2.1. | Снижение удельного потребления энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение и эксплуатацию общедомового инженерного оборудования в многоквартирных жилых домах низкого энергопотребления, в % по отношению: | |||||
- к базовому потреблению на 01.01.2008 (в числителе) | - | - | 76 | 81 | 87 | |
- к нормативному потреблению на 01.07.2010 (в знаменателе) | 63 | 70 | 80 | |||
1.3. | Удельное потребление воды жилыми зданиями, л/чел.сут.: | 300 | 250 | 210 | 180 | 160 |
- холодной воды | 170 | 135 | 115 | 95 | 90 | |
- горячей воды | 130 | 115 | 95 | 85 | 70 | |
2. | Социальные и общественно-деловые здания *(6) | |||||
2.1. | Удельное потребление энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение и эксплуатацию инженерного оборудования в социальных и общественно-деловых зданиях, кВтч/кв.м в год | 375 | 187 | 140 | 112 | 74 |
2.1.1. | Снижение удельного потребления энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение и эксплуатацию инженерного оборудования в социальных и общественно-деловых зданиях, в % по отношению: | |||||
- к базовому потреблению на 01.01.2008 (в числителе) | - | - | 63 | 70 | 80 | |
- к нормативному потреблению на 01.07.2010 (в знаменателе) | 25 | 40 | 60 | |||
2.2. | Удельное потребление энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение и эксплуатацию инженерного оборудования в социальных и общественно-деловых зданиях низкого энергопотребления, кВтч/кв.м в год | 375 | 187 | 70 | 56 | 37 |
2.2.1. | Снижение удельного потребления энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение и эксплуатацию инженерного оборудования в социальных и общественно-деловых зданиях низкого энергопотребления, в % по отношению: | |||||
- к базовому потреблению на 01.01.2008 (в числителе) | - | - | 81 | 85 | 90 | |
- к нормативному потреблению на 01.07.2010 (в знаменателе) | 62 | 70 | 80 | |||
3. | Удельное потребление воды социальными и общественно-деловыми зданиями, л/чел. сут.: | 300 | 250 | 210 | 180 | 160 |
- холодной воды | 170 | 135 | 115 | 95 | 90 | |
- горячей воды | 130 | 115 | 95 | 85 | 70 | |
4. | Стройиндустрия | |||||
4.1. | Рекомендуемое удельное потребление энергии на термообработку железобетонных конструкций, кВт*ч/куб.м продукции | 522 | Не нормируется | 390 | 315 | 260 |
4.2. | Рекомендуемое удельное потребление энергии на производство и монтаж наружных ограждающих конструкций (стен и перекрытий), кВт*ч/кв.м | 172 | Не нормируется | 130 | 105 | 86 |
*(1) В действующих нормативах не учитываются годовые расходы энергии на кондиционирование и освещение.
*(2) Электроэнергия (кроме затрачиваемой на освещение), потребляемая в часы пиковой нагрузки на энергосистему города Москвы, учитывается с коэффициентом 1,5. Часы пиковой нагрузки с 7 до 10 часов и с 17 до 21 часа.
*(3) При высотности здания менее 12 этажей удельное теплопотребление увеличивается на 4% при уменьшении высоты здания на 1 этаж, а при площади здания в пределах 300-1000 кв.м удельное теплопотребление увеличивается на 4% на каждые 100 кв.м уменьшения площади здания (от 1000 кв.м).
*(4) Освещение общедомовых помещений.
*(5) Для жилых зданий принимается отапливаемая площадь квартир.
*(6) Значения показателей должны быть увеличены:
- в 1,2 раза для зданий до трех этажей включительно, кроме того:
- в 1,25 раза для административных, общественных и торговых зданий с 1,5-сменным режимом работы;
- в 1,4 раза для общественных и торговых зданий с 2-сменным режимом работы;
- в 1,6 раза для общественных и торговых зданий с круглосуточным режимом работы и для зданий дошкольных учреждений и хосписов.
4. Основные задачи Программы
Основные задачи Программы следующие:
1. Разработка и введение в действие рыночных механизмов, стимулирующих внедрение в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования и содействующих привлечению внебюджетных финансовых средств в городские энергосберегающие проекты, включая совершенствование системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере энергосберегающего домостроения на территории города Москвы.
2. Повышение энергетической и экологической эффективности продукции массового строительства.
3. Модернизация системы сертификации и нормативно-технической документации, включая создание системы энергосберегающих стандартов в строительном комплексе.
4. Развитие экспериментального проектирования и строительства, включая создание и введение в действие механизмов инновационной стратегии строительного комплекса Москвы, предусматривающих натурную апробацию инновационных энергоэффективных материалов, технологий и оборудования на экспериментальных объектах.
5. Создание системы научно-технического обеспечения энергосберегающего домостроения и организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования.
6. Создание системы обучения и подготовки кадров, а также системы информационной и методической поддержки участников Программы и населения в решении проблем экономии топливно-энергетических ресурсов.
5. Основные мероприятия Программы
5.1. Мероприятия по модернизации нормативно-технической документации и системы сертификации, включая создание системы энергосберегающих стандартов в строительном комплексе
Важнейшей составляющей рыночных механизмов внедрения энергоэффективных технологий и оборудования являются стандартизация и сертификация в системе энергосбережения.
Действующая в Москве система стандартизации энергопотребления и энергосбережения должна соответствовать условиям рыночной экономики.
Вместе с тем, нормируемые сегодня показатели не охватывают в полной мере проблем энергосберегающего домостроения и не могут быть использованы в качестве технической базы нормативов потребления энергоресурсов в жилищном строительстве. Необходимо продолжение работы по разработке и определению базы в области стандартизации энергетических характеристик помещений, зданий и сооружений, а также инженерного оборудования зданий, направленных на обеспечение высокой энергетической эффективности городского строительства и отвечающих условиям перехода к рыночным отношениям в энергосбережении.
Представляется целесообразным, чтобы стандартизация охватывала как помещения площадью более 100 кв.м, так и здания в целом, а также строительные конструкции зданий и сооружений, их инженерное оборудование, бытовые приборы, системы освещения, отопления, вентиляции и пр. Объектами стандартизации энергетических характеристик должны стать также теплоизоляционные и другие строительные материалы.
Важным направлением энергосберегающей политики является сертификация вновь выпускаемой продукции на соответствие ее нормативным энергетическим характеристикам. На первом этапе в качестве объектов сертификации должна быть определена продукция массового производства: теплоизоляционные материалы, строительные конструкции, отопительные приборы, светотехнические изделия, энергоизмерительные приборы, запорно-регулирующая арматура, электродвигатели.
Первоочередные мероприятия по модернизации нормативно-технической документации и системы сертификации, организовать выполнение которых необходимо государственному заказчику-координатору следующие:
- сформировать перечень подлежащих нормированию количественных показателей энергетической эффективности проектируемых и строящихся зданий на 2010 - 2014 гг. и на перспективу до 2020 года, включая нормативы по теплозащите наружных ограждающих конструкций, по электропотреблению системами кондиционирования воздуха, по рекуперации, утилизации вторичных энергетических ресурсов и горячему водоснабжению;
- разработать и утвердить порядок организации внутриведомственного контроля и мониторинга подлежащих нормированию количественных показателей энергетической эффективности зданий на 2010 - 2014 гг. и на перспективу до 2020 года;
- разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы проект закона города Москвы "О региональных нормативах градостроительного проектирования "Нормы и правила энергоэффективного градостроительного проектирования зданий на территории города Москвы" для последующего внесения его в установленном порядке на утверждение в Московскую городскую Думу;
- сформировать Перечень утверждаемых Правительством Москвы Инструкций по энергоэффективному проектированию зданий на территории города Москвы для последующего их включения в план работ по формированию нормативной правовой и нормативно-технической базы энергоэффективного градостроительного и архитектурно-строительного проектирования для строительства зданий в городе Москве;
- провести энергетические обследования домов-представителей массовых типовых серий и представить в Правительство Москвы предложения по их энергетической санации или сносу.
Кроме того, приоритетами этой группы мероприятий являются:
1. Вовлечение в систему сертификации строительного комплекса стандартов независимых саморегулируемых и общественных организаций, профессиональных ассоциаций и объединений. Создание и оснащение сертификационных центров, аккредитованных при строительном комплексе города Москвы.