Постановление Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. N 536-ПП "О Городской программе "Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года" стр. 3

Объем строительства, млн. кв. м
2010 г.
2011г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Всего за период 2010- 2014 гг.
Всего за период 2015- 2020 гг.
Годовой объем строительства, на котором будут внедрены результаты программы, млн. кв.м*
0,45
1,44
3
5
5
14,89
30,5
* Объемы строительства могут уточняться в соответствии с выделенными лимитами в связи со сложившейся экономической ситуацией.
В таблице 3-4 представлена ожидаемая энергетическая эффективность реализации мероприятий Программы при новом строительстве в 2010 - 2020 гг. Основное снижение тепловой нагрузки (отопление, вентиляция и горячее водоснабжение) построенных зданий будет обеспечено за счет новых конструктивных решений светопрозрачных ограждающих конструкций (окон и балконных дверей), инженерных систем здания (эффективные отопительные приборы и двухтрубные системы отопления), систем контроля и управления инженерными системами здания и квартир, а также за счет применения новейших технологий, утилизирующих (рекуперирующих) тепло вентиляционных выбросов, канализационных стоков и рациональной интеграции в системы теплоснабжения зданий тепловых насосов, использующих нетрадиционные источники энергии и вторичные энергетические ресурсы.
Таблица 3-4

Ожидаемая энергетическая эффективность Программы при внедрении ее мероприятий в городское новое строительство

Показатели
2010 г.
2011г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Всего за период 2010-
2014 гг.
Всего за период 2015- 2020 гг.
Годовая экономия тепловой энергии по Программе нарастающим итогом, тыс. МВтч/год
4,4
57,0
165,3
360,3
604,0
1191,0
2090,9
Снижение тепловой нагрузки построенных зданий - годовая экономия тепловой мощности теплогенерирующего оборудования и тепловых сетей (нарастающим итогом), МВт
8,1
34,02
88,02
178,02
268,02
268,02
549
Снижение электрической нагрузки построенных зданий - годовая экономия электрической мощности электрогенерирующего оборудования и электрических сетей (нарастающим итогом), МВт
4,05
17,01
44,01
89,01
134,01
134,01
274,5
Второй важной составляющей градостроительной и социально-экономической эффективности Программы является потенциал энергосбережения в жилых домах, подлежащих реконструкции и капитальному ремонту.
Внедрение результатов Программы при капитальном ремонте жилых зданий будет осуществляться через механизмы Городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009 - 2011 гг. и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1012-ПП.
В таблице 3-5 сведены итоговые результаты расчетов по градостроительной и социально-экономической эффективности Программы.
Таблица 3-5

Градостроительная и социально-экономическая эффективность Программы

Показатели
2010 - 2014 гг.
2010 - 2020 гг.
Суммарная экономия тепловой энергии, тыс. МВтч.
4423,3
14692,8
Снижение тепловой нагрузки зданий, МВт.
1083,8
3479,8
Снижение электрической нагрузки зданий, МВт.
405,9
1251,4
Суммарная экономия природного газа, млн. куб. м
442,3
1469,3
Суммарное сокращение выбросов в атмосферу диоксида углерода и других вредных веществ, тыс. т.
884,7
2938,6
Ожидаемая экономия капвложений в инфраструктуру города, млрд. руб., в том числе:
38,9
122,4
экономия капвложений в теплогенерирующие мощности и сети;
18,6
59,9
экономия капвложений в электрогенерирующие мощности и сети;
20,3
62,6
Ожидаемый экономический эффект от экономии энергии у потребителей, млрд. руб.
4,4
14,7
Стоимость сэкономленных квот на выбросы СО2, млрд. руб.
0,3
1,0
Таким образом, реализация Программы позволит бюджету города Москвы сэкономить к 2020 году 122,4 млрд. рублей, а населению около 15 млрд.рублей в ценах первого квартала 2009 года. При этом экологическая составляющая эффективности Программы может достигнуть к 2020 году 1 млрд. рублей только от реализации сэкономленных квот на выбросы СО2.
В таблице 3-6 приведены целевые удельные показатели энергетической эффективности объектов капитального строительства в городе Москве на 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года, применяемые при проектировании, новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте жилых и общественных зданий. При капитальном ремонте жилых зданий удельные показатели энергетической эффективности, установленные в таблице 3-6, применяются только при наличии технической возможности их достижения без отселения жителей и без реконструкции здания.
Таблица 3-6

Целевые удельные показатели энергетической эффективности объектов капитального строительства в городе Москве на 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года

N
Наименование удельного показателя
Базовое удельное потребление тепловой и электрической энергии существующим жилым и общественно-деловым фондами г. Москвы на 01.01.2008
Действующий норматив для нового строительства, капремонта и реконст-
рукции*(1) на 01.07.2010
Нормируемое значение*(2), устанавливаемое с 01.10.2010
Нормируемое значение*(2), устанавливаемое с 01.01.2016
Нормируемое значение*(2), устанавливаемое с 01.01.2020
1
2
3
4
5
6
7
1
Жилые здания*(3)
1.1.
Удельное потребление энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение*(4) и эксплуатацию общедомового инженерного оборудования в многоквартирных жилых домах, кВтч/кв.м в год*(5)
340
215
160
130
86
1.1.1.
Снижение удельного потребления энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение и эксплуатацию общедомового инженерного оборудования в многоквартирных жилых домах, в % по отношению:
- к базовому потреблению на 01.01.2008 (в числителе)
-
-
53
62
75
- к нормативному потреблению на 01.07.2010 (в знаменателе)
25
40
60
1.2.
Удельное потребление энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение и эксплуатацию общедомового инженерного оборудования в многоквартирных жилых домах низкого энергопотребления, кВтч/кв.м в год
340
215
80
65
43,5
1.2.1.
Снижение удельного потребления энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение и эксплуатацию общедомового инженерного оборудования в многоквартирных жилых домах низкого энергопотребления, в % по отношению:
- к базовому потреблению на 01.01.2008 (в числителе)
-
-
76
81
87
- к нормативному потреблению на 01.07.2010 (в знаменателе)
63
70
80
1.3.
Удельное потребление воды жилыми зданиями, л/чел.сут.:
300
250
210
180
160
- холодной воды
170
135
115
95
90
- горячей воды
130
115
95
85
70
2.
Социальные и общественно-деловые здания *(6)
2.1.
Удельное потребление энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение и эксплуатацию инженерного оборудования в социальных и общественно-деловых зданиях, кВтч/кв.м в год
375
187
140
112
74
2.1.1.
Снижение удельного потребления энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение и эксплуатацию инженерного оборудования в социальных и общественно-деловых зданиях, в % по отношению:
- к базовому потреблению на 01.01.2008 (в числителе)
-
-
63
70
80
- к нормативному потреблению на 01.07.2010 (в знаменателе)
25
40
60
2.2.
Удельное потребление энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение и эксплуатацию инженерного оборудования в социальных и общественно-деловых зданиях низкого энергопотребления, кВтч/кв.м в год
375
187
70
56
37
2.2.1.
Снижение удельного потребления энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение и эксплуатацию инженерного оборудования в социальных и общественно-деловых зданиях низкого энергопотребления, в % по отношению:
- к базовому потреблению на 01.01.2008 (в числителе)
-
-
81
85
90
- к нормативному потреблению на 01.07.2010 (в знаменателе)
62
70
80
3.
Удельное потребление воды социальными и общественно-деловыми зданиями, л/чел. сут.:
300
250
210
180
160
- холодной воды
170
135
115
95
90
- горячей воды
130
115
95
85
70
4.
Стройиндустрия
4.1.
Рекомендуемое удельное потребление энергии на термообработку железобетонных конструкций, кВт*ч/куб.м продукции
522
Не нормируется
390
315
260
4.2.
Рекомендуемое удельное потребление энергии на производство и монтаж наружных ограждающих конструкций (стен и перекрытий), кВт*ч/кв.м
172
Не нормируется
130
105
86
*(1) В действующих нормативах не учитываются годовые расходы энергии на кондиционирование и освещение.
*(2) Электроэнергия (кроме затрачиваемой на освещение), потребляемая в часы пиковой нагрузки на энергосистему города Москвы, учитывается с коэффициентом 1,5. Часы пиковой нагрузки с 7 до 10 часов и с 17 до 21 часа.
*(3) При высотности здания менее 12 этажей удельное теплопотребление увеличивается на 4% при уменьшении высоты здания на 1 этаж, а при площади здания в пределах 300-1000 кв.м удельное теплопотребление увеличивается на 4% на каждые 100 кв.м уменьшения площади здания (от 1000 кв.м).
*(4) Освещение общедомовых помещений.
*(5) Для жилых зданий принимается отапливаемая площадь квартир.
*(6) Значения показателей должны быть увеличены:
- в 1,2 раза для зданий до трех этажей включительно, кроме того:
- в 1,25 раза для административных, общественных и торговых зданий с 1,5-сменным режимом работы;
- в 1,4 раза для общественных и торговых зданий с 2-сменным режимом работы;
- в 1,6 раза для общественных и торговых зданий с круглосуточным режимом работы и для зданий дошкольных учреждений и хосписов.

4. Основные задачи Программы

Основные задачи Программы следующие:
1. Разработка и введение в действие рыночных механизмов, стимулирующих внедрение в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования и содействующих привлечению внебюджетных финансовых средств в городские энергосберегающие проекты, включая совершенствование системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере энергосберегающего домостроения на территории города Москвы.
2. Повышение энергетической и экологической эффективности продукции массового строительства.
3. Модернизация системы сертификации и нормативно-технической документации, включая создание системы энергосберегающих стандартов в строительном комплексе.
4. Развитие экспериментального проектирования и строительства, включая создание и введение в действие механизмов инновационной стратегии строительного комплекса Москвы, предусматривающих натурную апробацию инновационных энергоэффективных материалов, технологий и оборудования на экспериментальных объектах.
5. Создание системы научно-технического обеспечения энергосберегающего домостроения и организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования.
6. Создание системы обучения и подготовки кадров, а также системы информационной и методической поддержки участников Программы и населения в решении проблем экономии топливно-энергетических ресурсов.

5. Основные мероприятия Программы

5.1. Мероприятия по модернизации нормативно-технической документации и системы сертификации, включая создание системы энергосберегающих стандартов в строительном комплексе

Важнейшей составляющей рыночных механизмов внедрения энергоэффективных технологий и оборудования являются стандартизация и сертификация в системе энергосбережения.
Действующая в Москве система стандартизации энергопотребления и энергосбережения должна соответствовать условиям рыночной экономики.
Вместе с тем, нормируемые сегодня показатели не охватывают в полной мере проблем энергосберегающего домостроения и не могут быть использованы в качестве технической базы нормативов потребления энергоресурсов в жилищном строительстве. Необходимо продолжение работы по разработке и определению базы в области стандартизации энергетических характеристик помещений, зданий и сооружений, а также инженерного оборудования зданий, направленных на обеспечение высокой энергетической эффективности городского строительства и отвечающих условиям перехода к рыночным отношениям в энергосбережении.
Представляется целесообразным, чтобы стандартизация охватывала как помещения площадью более 100 кв.м, так и здания в целом, а также строительные конструкции зданий и сооружений, их инженерное оборудование, бытовые приборы, системы освещения, отопления, вентиляции и пр. Объектами стандартизации энергетических характеристик должны стать также теплоизоляционные и другие строительные материалы.
Важным направлением энергосберегающей политики является сертификация вновь выпускаемой продукции на соответствие ее нормативным энергетическим характеристикам. На первом этапе в качестве объектов сертификации должна быть определена продукция массового производства: теплоизоляционные материалы, строительные конструкции, отопительные приборы, светотехнические изделия, энергоизмерительные приборы, запорно-регулирующая арматура, электродвигатели.
Первоочередные мероприятия по модернизации нормативно-технической документации и системы сертификации, организовать выполнение которых необходимо государственному заказчику-координатору следующие:
- сформировать перечень подлежащих нормированию количественных показателей энергетической эффективности проектируемых и строящихся зданий на 2010 - 2014 гг. и на перспективу до 2020 года, включая нормативы по теплозащите наружных ограждающих конструкций, по электропотреблению системами кондиционирования воздуха, по рекуперации, утилизации вторичных энергетических ресурсов и горячему водоснабжению;
- разработать и утвердить порядок организации внутриведомственного контроля и мониторинга подлежащих нормированию количественных показателей энергетической эффективности зданий на 2010 - 2014 гг. и на перспективу до 2020 года;
- разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы проект закона города Москвы "О региональных нормативах градостроительного проектирования "Нормы и правила энергоэффективного градостроительного проектирования зданий на территории города Москвы" для последующего внесения его в установленном порядке на утверждение в Московскую городскую Думу;
- сформировать Перечень утверждаемых Правительством Москвы Инструкций по энергоэффективному проектированию зданий на территории города Москвы для последующего их включения в план работ по формированию нормативной правовой и нормативно-технической базы энергоэффективного градостроительного и архитектурно-строительного проектирования для строительства зданий в городе Москве;
- провести энергетические обследования домов-представителей массовых типовых серий и представить в Правительство Москвы предложения по их энергетической санации или сносу.
Кроме того, приоритетами этой группы мероприятий являются:
1. Вовлечение в систему сертификации строительного комплекса стандартов независимых саморегулируемых и общественных организаций, профессиональных ассоциаций и объединений. Создание и оснащение сертификационных центров, аккредитованных при строительном комплексе города Москвы.