Согласно акту проверки от 23.12.2010 Министерством создан сайт в сети "Интернет" (http://www.uprdor.chel.ru), на котором в разделе "документы" размещается информация об актах, принятых Министерством. В их числе Приказы Министерства, в том числе: Приказ от 09.08.2010 N 100 "Об утверждении перечня документов и материалов, предоставляемых главами городских округов и муниципальных районов Челябинской области для формирования перечня мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации и капитальному ремонту приоритетных объектов коммунальной инфраструктуры", Приказ от 18.12.2009 N 154 "О порядке предоставления сведений в Министерство энергетики Российской Федерации о поставщиках сжиженного газа для бытовых нужд населения", Приказ от 03.06.2010 N 71 "Об утверждении положения об организации и проведении конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту" (далее - приказ N 71), Приказ от 30.04.2010 N 51 "Об утверждении Положения о порядке деятельности комиссии по обследованию и замеру протяженности автобусных маршрутов перед открытием межмуниципальных маршрутов Челябинской области и в процессе их эксплуатации" (далее - приказ N 51), Приказ от 02.12.2010 N 170 "Об утверждении формы договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту" (далее - приказ N 170).
Приказы размещаются со всеми приложениями. В ряде случаев приказы содержат указание на необходимость его размещения на официальном сайте Министерства по адресу: http://www.uprdor.chel.ru, а также опубликования приказа в официальных печатных изданиях органов государственной власти Челябинской области (например, пункты 3 и 4 приказа N 71, пункт 4 приказа N 51, пункт 2 приказа N 170).
Однако нормативы, утвержденные приказом Министерства и подлежащие обязательному применению при формировании сметной документации объектов капстроительства, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета, на сайте Министерства не размещены, в СМИ не опубликованы. Соответственно Министерством указанные в Положении о Министерстве и в Законе о доступе к информации функции не исполнены.
В тексте Приказа N 11 от 10.02.2010 отсутствует указание на необходимость опубликования в СМИ нормативов, утвержденных данным Приказом, или их размещения на сайте. Согласно письменным пояснениям Министерства от 25.08.2010 N 10713 нормативы опубликовывались ООО "Ч".
Соответственно, в нарушение требований действующего законодательства, в том числе пункта 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, утвержденные нормативы Министерством не доведены до сведения неопределенного круга лиц и безвозмездно переданы ООО "Ч", вследствие чего общество получило возможность взимать плату за предоставление информации, полученной обществом в приоритетном порядке. Документов, свидетельствующих о доведении Министерством до неограниченного круга лиц информации об утвержденных нормативах каким-либо иным образом, кроме передачи их ООО "Ч", в материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства не имеется.
Доводы Министерства и ООО "Ч" о правомерности получения обществом нормативов по причине того, что общество осуществляло в соответствии с актами Челябинской области их разработку и опубликование, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Договорные отношения и переписка по данному вопросу между Министерством и обществом отсутствуют.
В соответствии с Постановлением Главы администрации Челябинской области от 07.04.1994 N 262 ООО "Ч" была поручена разработка территориальных сметных нормативов в Челябинской области. Однако само по себе указанное обстоятельство не подтверждает факт разработки Обществом нормативов. Более того, указанное Постановление содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем по обращению Челябинского УФАС России Постановление Главы администрации Челябинской области от 07.04.1994 N 262 признано утратившим силу, о чем свидетельствует Постановление Правительства от 03.09.2010 N 261 (опубликовано в газете "Южноуральская панорама" N 213 от 09.09.2010).
Кроме того, то обстоятельство, что обществом разработаны нормативы, не имеет правового значения, так как разработка нормативов неразрывно связана с осуществлением функций органа исполнительной власти Челябинской области по утверждению указанных нормативов. Соответственно именно Министерство обязано довести указанную информацию до неопределенного круга лиц.
Доводы Министерства о том, что нормативы опубликованы ООО "Ч" в соответствии Постановлением Губернатора Челябинской области от 07.07.2003 N 298 "О переходе на новую территориальную сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве" (далее - Постановление N 298), не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Постановления N 298 ООО "Ч" рекомендовано с 1 августа 2003 г. ежеквартально рассчитывать для объектов строительства и ремонта, финансируемых из областного бюджета, индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ к уровню цен, предусмотренных ТСНБ-2001, и после утверждения в установленном порядке Межведомственной комиссией по ценовой политике в строительстве при администрации Челябинской области публиковать в справочнике "ЧелСЦена".
Министерством и ООО "Ч" указанные нормативы в справочнике "ЧелСЦена" не опубликованы, общество распространяло нормативы посредством реализации сборника "ЧелСЦена", который не является средством массовой информации.
Кроме того, Постановление N 298 не предусматривает необходимость опубликования в справочнике "ЧелСЦена" нормативов, в Постановлении N 298 указано на то, что ООО "Ч" осуществляет опубликование в указанном справочнике индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ к уровню цен, предусмотренных ТСНБ-2001.
Нормативы в указанных выше случаях обязательны к применению и необходимы для неограниченного круга лиц. Соответственно, Министерство, утвердившее нормативы, не вправе создавать преимущества отдельному хозяйствующему субъекту посредством передачи ему утвержденных нормативов, не опубликовав их в СМИ или не разместив их на сайте, в результате чего Министерством не обеспечена возможность ознакомления с нормативами неограниченного круга заинтересованных лиц.
Данный запрет установлен пунктами 2 и 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, доводы Министерства о том, что им обеспечена возможность ознакомления с нормативами неограниченного круга заинтересованных лиц посредством распространения утвержденных нормативов через сборник "ЧелСЦена", не могут быть приняты во внимание Комиссией.
В соответствии с пунктом 3.11 определения об отложении рассмотрения дела N 94-07/10 о нарушении антимонопольного законодательства от 10.11.2010 у Министерства запрошены документы, подтверждающие довод об отсутствии технической возможности размещения на официальном сайте Министерства территориальных сметных нормативов, утвержденных приказом Министерства от 10.02.2010 N 11, а также ранее действовавших в Челябинской области территориальных сметных нормативов. Однако такие документы Министерством не представлены, ввиду чего указанный довод не может быть принят во внимание Комиссией. Кроме того, в силу Закона Министерство обязано обеспечить размещение указанной информации на своем сайте, а соответственно, и должно предпринять меры по обеспечению технической возможности сайта для размещения информации о принимаемых Министерством актах.
Комиссией установлено, что ранее Министерством выносились приказы от 14.12.2006 N 258, от 03.04.2007 N 31, от 28.02.2008 N 16, которыми утверждались территориальные сметные нормативы. Указанные нормативы также подлежали обязательному применению на территории Челябинской области, так как подпунктом 1 пункта 2 Постановления N 298 предусмотрено, что с 1 сентября 2003 г. вся сметная документация для строек и объектов, финансируемых из бюджетных и внебюджетных источников, разрабатывается на основе новой территориальной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.
Согласно указанным приказам официальное издание и распространение нормативов возложены на ООО "Ч", информирование о введении в действие на территории Челябинской области настоящих территориальных сметных нормативов осуществляется через "Справочник ЧелСЦена".
Таким образом, в нарушение Положения о Министерстве и Закона о защите конкуренции информация о нормативах, утвержденных Приказами от 14.12.2006 N 258, от 03.04.2007 N 31, от 28.02.2008 N 16, Министерством также не доводилась до сведения неопределенного круга лиц.
При рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, участвующими в деле, подтверждено, что опубликование и распространение территориальных сметных нормативов осуществлялось ООО "Ч" через сборник "ЧелСЦена".
Действия Министерства по передаче ООО "Ч" нормативов, утвержденных Приказами Министерства от 14.12.2006 N 258, от 03.04.2007 N 31, для их опубликования и распространения привели к необоснованному препятствованию деятельности хозяйствующим субъектам, связанной с необходимостью применения нормативов (проектирование, строительство, разработка сметных программ и т.д.), поскольку указанные хозяйствующие субъекты вынуждены обращаться к ООО "Ч" для получения достоверной информации о нормативах, оплачивая обществу денежные средства за ее получение, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
Действия Министерства по передаче ООО "Ч" нормативов, утвержденных Приказом Министерства от 28.02.2008 N 16, для их опубликования и распространения привели к необоснованному препятствованию деятельности хозяйствующим субъектам, связанной с необходимостью применения нормативов (проектирование, строительство, разработка сметных программ и т.д.), поскольку указанные хозяйствующие субъекты вынуждены обращаться к ООО "Ч" для получения достоверной информации о нормативах, оплачивая обществу денежные средства за ее получение, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ).
На момент рассмотрения настоящего дела Приказы Министерства от 14.12.2006 N 258 и от 03.04.2007 N 31 признаны утратившими силу (Приказ Министерства от 30.03.2010 N 39).
Приказ Министерства от 28.02.2008 N 16, пункты 3 и 4 которого предусматривают официальное издание и распространение введенных в действие нормативов ООО "Ч" и информирование о введении в действие на территории Челябинской области нормативов через "Справочник ЧелСЦена", на момент рассмотрения настоящего дела утратившим силу не признан, следовательно, является действующим.
С учетом законодательства о доступе к информации Министерству надлежало разместить указанный приказ на сайте Министерства. Однако Министерством такие действия не предприняты.
С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым выдать предписание об изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а также предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать противоречащими пунктам 2 и 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Министерства, выразившиеся в предоставлении ООО "Ч" доступа к информации о нормативах, утвержденных Приказом N 11 от 10.02.2010, в приоритетном порядке, в результате чего хозяйствующим субъектам созданы необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, связанной с необходимостью применения нормативов, что приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Признать противоречащими пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ) действия Министерства по передаче ООО "Ч" для опубликования и распространения нормативов, утвержденных Приказами Министерства от 14.12.2006 N 258, от 03.04.2007 N 31, в результате чего хозяйствующим субъектам созданы необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, связанной с необходимостью применения нормативов, что приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
3. Признать противоречащими пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ) действия Министерства, выразившиеся в передаче ООО "Ч" для опубликования и распространения нормативов, утвержденных Приказом Министерства от 28.02.2008 N 16, в результате чего хозяйствующим субъектам созданы необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, связанной с необходимостью применения нормативов, что приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
4. Выдать Министерству предписание об изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.
5. Выдать Министерству предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
6. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по фактам нарушения антимонопольного законодательства, указанным в настоящем решении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель комиссии
Н.В.САПРЫКИНА
Члены Комиссии
Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ
М.А.КУДРЯВЦЕВА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРЕДПИСАНИЕ от 23 декабря 2010 г. по делу N 94-07/10 Об изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство
г. Челябинск,
пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Сапрыкина Н.В. - заместитель руководителя
Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии: Соболевская Т.М. - начальник отдела контроля