В целях повышения качества экспертизы и повышения надежности правовой охраны обозначений, охраняемых в качестве товарных знаков, и во исполнение пункта 1.6.4 Плана деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам на 2009 год, утвержденного Министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко (приложение N 1 к приказу Роспатента от 28.01.2009 N 10), и пункта 1.2.2.5 мероприятий Комплексного плана развития системы Роспатента на 2009 год, утвержденных приказом Роспатента от 13.02.2009 N 22, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания (далее - Рекомендации).
2. ФГУ ФИПС (Барбашин А.В.) обеспечить использование в работе Рекомендаций.
3. Отменить приказ Российского агентства по патентам и товарным знакам от 27.03.1997 N 26 "О методических рекомендациях по отдельным вопросам экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков" в части Методических рекомендаций по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель | Б.П. Симонов |
Приложение
к приказу Федеральной службы
по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам
от 31 декабря 2009 г. N 198
к приказу Федеральной службы
по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам
от 31 декабря 2009 г. N 198
Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания
1. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания (далее - Рекомендации) направлены на обеспечение реализации положений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), связанных с определением однородности товаров и услуг (далее - товары) при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков (далее - заявка на товарный знак) в соответствии с пунктом 1 статьи 1499 Кодекса.
Рекомендации разработаны для экспертов и специалистов Роспатента и подведомственных ему организаций с целью их применения при экспертизе обозначения, заявленного на государственную регистрацию в качестве товарного знака, при рассмотрении возражения на решения о государственной регистрации товарного знака или об отказе в государственной регистрации товарного знака, а также при рассмотрении возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку.
Рекомендации могут быть использованы также при решении вопросов об однородности товаров, возникающих в ходе рассмотрения судебными, антимонопольными, правоохранительными органами дел, связанных с нарушением исключительного права на товарный знак.
Предлагаемые в Рекомендациях методические подходы, включающие признаки однородности товаров, определены исходя из положений раздела VII части четвертой Кодекса.
При определении методических подходов были также учтены применявшиеся в предыдущие годы в системе Роспатента разработки по этой проблеме и опыт их практического применения.
2. Правовые основания определения однородности товаров
Согласно пункту 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, перечисленными в подпунктах 1), 2), 3) упомянутого выше пункта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1484 Кодекса никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Вышеуказанные положения Кодекса призваны защищать интересы как обладателя исключительного права на товарный знак, так и потребителя, не допуская возможности обозначения однородных товаров разных изготовителей тождественными или сходными до степени смешения товарными знаками, что привело бы к дезориентации потребителя.
В то же время Кодекс не предусматривает запрета на регистрацию разными лицами тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков в отношении неоднородных товаров, т.е. таких товаров, при обозначении которых потребитель не будет вводиться в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
Установление тождества товарных знаков или их сходства до степени смешения проводится при экспертизе заявок на товарные знаки в отношении однородных товаров.
В имеющихся толковых словарях русского языка даются следующие определения термина "однородный": относящийся к тому же (к одному и тому же) разряду, роду; одинаковый во всех своих частях, состоящий из одинаковых частей; одинаковый, похожий на другого, на другое.
Применительно к рассмотрению вопросов о регистрации и использовании тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков под однородными товарами следует понимать товары, в отношении которых у потребителя может создаваться представление о принадлежности их одному и тому же изготовителю.
3. Установление однородности товаров
3.1. При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
Для установления однородности товаров могут приниматься во внимание такие обстоятельства как, в частности, род (вид) товаров, их потребительские свойства и функциональное назначение (объем и цель применения), вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия их реализации (в том числе общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей, традиционный или преимущественный уклад использования товаров и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа по перечисленным признакам в их совокупности в том случае если товары по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения.
Принятая Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ) не влияет на оценку однородности товаров и услуг.
Признаки однородности товаров подразделяются на основные и вспомогательные.
К основным признакам относятся:
- род (вид) товаров;
- назначение товаров;
- вид материала, из которого изготовлены товары.
Остальные признаки относятся к вспомогательным.
Основные признаки однородности товаров могут учитываться как каждый в отдельности, так и в совокупности один с другим и со вспомогательными признаками. При этом основные признаки могут переходить в разряд вспомогательных.
3.1.1. Чаще всего основанием для признания товаров однородными является их принадлежность к одной и той же родовой или видовой группе.
Например, однородными товарами являются следующие товары 25 класса МКТУ: "платье, блузки, юбки, жакеты, брюки, пиджаки", так как все эти товары относятся к одной родовой группе "одежда". Однако неоднородными товарами могут быть признаны товары 25 класса МКТУ "одежда" и товары 9 класса МКТУ "одежда для защиты от огня", также относящиеся к одной родовой группе, но имеющие разное назначение.
Неоднородными товарами могут быть признаны "соковыжималки бытовые электрические" (7 класс МКТУ) и "соковыжималки бытовые неэлектрические" (21 класс МКТУ), хотя они и относятся к одному виду товаров, но всё же имеют ряд существенных различий. Соковыжималка бытовая электрическая представляет собой сложный трудоемкий прибор. Она продается в специализированных магазинах бытовой техники или в соответствующих секциях универмагов, торговых центров. В то же время соковыжималка бытовая неэлектрическая - это более простое устройство. Она продается чаще всего в хозяйственных магазинах (в хозяйственных торговых секциях) наряду с другой мелкой кухонной утварью. Кроме того, оба товара имеют разную стоимость. Электрическая соковыжималка является более дорогостоящим товаром, чем неэлектрическая.
3.1.2. При определении однородности товаров с учетом их назначения целесообразно принимать во внимание область применения товаров и цель применения.
Например, могут быть признаны однородными товарами "препараты химические для защиты злаков от головни", относящиеся к 1 классу МКТУ, и "препараты химические для обработки злаков, пораженных головней", относящиеся к 5 классу МКТУ. Данные товары имеют одинаковую область применения (сельское хозяйство) и относятся к общей родовой группе (химические препараты). Кроме того, эти товары предназначены для обработки одинакового семейства растений (злаков) с целью борьбы с одним и тем же заболеванием (головней, вызываемой грибами - паразитами).
В то же время не могут быть признаны однородным товарами "машины для прополки", относящиеся к 7 классу МКТУ, и "культиваторы, полольники, сапки для прополки крупных сорняков", относящиеся к 8 классу МКТУ. Эти товары, хотя и имеют одно и то же назначение, поскольку применяются в сельском хозяйстве с целью прополки сорняков, но относятся к разным родовым группам (машины и ручные инструменты), а также отличаются по своей стоимости и условиям сбыта.
К однородным товарам могут быть отнесены "мыла дезинфицирующие" (3 класс МКТУ) и "средства дезинфицирующие для гигиенических целей" (5 класс МКТУ), так как они имеют одинаковую цель применения (дезинфекция - уничтожение возбудителей инфекционных и паразитарных болезней) и могут относиться к одной и той же родовой группе (химические товары). Однако "аппараты для дезинфекции" (11 класс МКТУ) не могут быть признаны однородными с указанными выше товарами, поскольку они относятся к другой родовой группе (приборы, технические устройства).
Область применения товара может сужать его функциональное назначение. Например, общее функциональное назначение такого товара, как "перчатки" - защита рук. В то же время в МКТУ присутствуют товары "перчатки для водолазов" (9 класс МКТУ), "перчатки для медицинских целей" (10 класс МКТУ), "перчатки для домашнего хозяйства" (21 класс МКТУ), "перчатки - аксессуары для игр (бокса, бейсбола, гольфа и т.д.)" - 28 класс МКТУ. Все вышеперечисленные товары имеют свои особенности в силу различий их использования и могут быть отнесены к неоднородным товарам.
3.1.3. Однородными могут быть признаны товары, хотя и относящиеся к разному роду (виду), но изготовленные из одного и того же вида материала.
Например, можно считать однородными такие товары 14 класса МКТУ, как "статуэтки из благородных металлов" и "коробки из благородных металлов", несмотря на принадлежность их к разным видам товаров. Данные товары изготавливаются из одинакового материала - благородного металла. Этот материал является очень дорогим, и редко применяется в производстве товаров. Поэтому оба вида товаров обладают высокой стоимостью. Кроме того, они реализуются одинаковым образом (в ювелирных магазинах и секциях).
В то же время нецелесообразно признавать однородными такие товары, как "мешки резиновые для упаковки" (17 класс МКТУ) и "обувь купальную резиновую" (25 класс МКТУ). В отличие от благородных металлов резина является дешевым, широко используемым материалом. В данном случае при определении однородности могли бы быть учтены другие признаки (вид товара, цель его применения, условия сбыта товара).
В качестве еще одного примера, иллюстрирующего значение материала, из которого изготовлены товары, при определении их однородности, можно привести товары "ящики из обычных металлов" (6 класс МКТУ) и "ящики деревянные" (20 класс МКТУ). Несмотря на то, что данные товары относятся к одному виду, они не являются однородными. Использование разного материала в этом случае влияет на стоимость товаров, их свойства и назначение. Обычный металл, в отличие от дерева, увеличивает стоимость товара, делает его более долговечным, придает ему определенные свойства (например, прочность, огнестойкость). Вследствие этого металлические ящики могут, в частности, применяться для транспортировки и хранения ценных предметов.
3.1.4. Одним из вспомогательных признаков однородности товаров являются условия их реализации. Например, краскам, олифам, лакам могут сопутствовать в торговле препараты для чистки, полирования, обезжиривания и абразивной обработки. В связи с этим могут быть признаны однородными "лаки" (2 класс МКТУ) и "пасты для полирования" (3 класс МКТУ).
В рамках рассматриваемого признака целесообразно также учитывать каналы реализации изделий. Для изделий, реализуемых через розничную сеть, вероятность смешения выше, чем для изделий, которые распространяются оптом в соответствии с заключенными договорами.