Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 31 декабря 2009 г. N 198 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию стр. 2

3.1.5. В зависимости от круга потребителей товары могут быть разделены на две группы: товары широкого потребления и товары производственно-технического назначения.
В отношении товаров широкого потребления, таких как косметические и гигиенические изделия, продукты питания, домашняя утварь, одежда, обувь, вино-водочные, табачные изделия и т.п., при оценке однородности товаров целесообразно применять более строгий подход, чем в отношении товаров производственно-технического назначения. Потребители товаров широкого потребления приобретают данные товары, как правило, от случая к случаю. Поэтому вероятность смешения в данной ситуации является более высокой.
В отношении товаров производственно-технического назначения вероятность смешения может быть меньшей, так как эти товары предназначены для ограниченного круга потребителей, включающего специалистов, которым обычно известны изготовители продукции в соответствующей отрасли. К товарам производственно-технического назначения относятся промышленное оборудование, приборы, сырьевые материалы и т.п.
3.1.6. При определении однородности товаров целесообразно учитывать, предназначены ли товары для длительного пользования или краткосрочного, а также какой стоимостью они обладают (например, дорогостоящие или дешевые). При покупке изделий длительного пользования или дорогостоящих (например, автомобилей, холодильников, компьютеров, мебели, ювелирных изделий и т.д.) покупатели бывают особенно внимательны, и вероятность смешения в данном случае невелика.
Наоборот, в отношении товаров краткосрочного пользования или дешевых степень внимательности покупателей снижается, и вероятность смешения соответственно увеличивается. К таким товарам могут быть отнесены продукты питания, напитки, косметические и гигиенические изделия, периодические печатные издания, канцелярские товары и т.д.
3.2. Рассмотрение вопроса об однородности товаров можно пояснить на примере таких товаров, как "одежда" и "обувь".
В силу функциональных особенностей этих товаров, а также особенностей их производства, изготовитель одежды не может быть конкурентом изготовителю обуви и наоборот. Данные товары не являются взаимозаменяемыми для потребителя. Функциональные различия и следующие из них различия внешнего вида, естественно, не могут вызвать смешения в представлении о товаре (одежда это или обувь) у потребителя. При выборе товара потребитель будет сравнивать обувь с обувью и одежду с одеждой. Таким образом, в случае наличия тождественного или сходного до степени смешения товарного знака на товарах "одежда" и "обувь", у потребителя одного из этих товаров (например, у покупателя одежды) не может возникнуть представление о принадлежности данного товара изготовителю другого вида товара (в данном случае, изготовителю обуви).
3.3. При экспертизе обозначений, заявленных для товаров 29, 30, 32 классов МКТУ, в случае выявления тождественных или сходных до степени смешения обозначений, зарегистрированных (заявленных) для товаров 5 класса МКТУ, целесообразно учитывать возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. Например, могут быть признаны однородными товарами "воды минеральные для медицинских целей" (5 класс МКТУ) и "воды минеральные (напитки)" (32 класс МКТУ); "хлеб диабетический" (5 класс МКТУ) и "хлеб" (30 класс МКТУ); "продукты детского питания" (5 класс МКТУ) и "продукты молочные" (29 класс МКТУ), "каши молочные" (30 класс МКТУ).
3.4. При установлении однородности услуг целесообразно руководствоваться, в первую очередь, таким признаком как назначение услуги, предназначенной для конкретного вида деятельности (реклама, страхование, воспитание и т.д.). Услуги, относящиеся к одному виду, но оказываемые в разных областях деятельности, не могут быть отнесены к однородным. Например, не могут рассматриваться однородными между собой услуги "информация по вопросам страхования" (36 класс МКТУ), "информация по вопросам строительства" (37 класс МКТУ), "информация по вопросам перевозок" (39 класс МКТУ), "информация по вопросам воспитания и образования" (41 класс МКТУ), "информация метеорологическая" (42 класс МКТУ).
Вместе с тем при определении однородности услуг может быть учтена их принадлежность к одному и тому же роду, виду. Например, по этому признаку могут рассматриваться в качестве однородных такие услуги как "продвижение товаров (для третьих лиц)" и "реклама". Продвижение товаров - это совокупность разных мер, усилий, действий, предпринимаемых в целях повышения спроса на товары, увеличения их сбыта, расширения рыночного поля товаров. Реклама является одним из средств продвижения товаров. В связи с этим она может быть отнесена к совокупности услуг, оказываемых при продвижении товаров.
3.5. Однородными между собой могут быть признаны товары и услуги. Например, "программы для компьютеров" (9 класс МКТУ) и "составление программ для компьютеров" (42 класс МКТУ); "одежда" (25 класс МКТУ) и "пошив одежды" (40 класс МКТУ); "очки (оптика)" (9 класс МКТУ) и "услуги оптиков" (44 класс МКТУ); "издания печатные", "продукция печатная" (16 класс МКТУ) и "полиграфия", "печать офсетная" (40 класс МКТУ), "издание книг" (41 класс МКТУ).
3.6. Степень однородности товаров тесно связана со степенью сходства обозначений, предназначенных для их маркировки. Чем сильнее сходство, тем выше опасность смешения и, следовательно, шире диапазон товаров, которые могут рассматриваться как однородные.
3.7. В ситуации, когда заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак (обозначение) являются тождественными или незначительно отличаются друг от друга, т.е. почти тождественны, однородными могут быть признаны товары и связанные с этими товарами услуги. Например, однородными в этом случае могут быть признаны товары "автомобили" (12 класс МКТУ) и услуги "ремонт и техническое обслуживание автомобилей" (37 класс МКТУ).
3.8. При наличии противопоставленного товарного знака или блока противопоставленных товарных знаков одного и того же правообладателя, зарегистрированных для широкого и разнообразного диапазона товаров (как в пределах разных классов МКТУ, так и в пределах одного класса МКТУ), может быть расширен круг товаров, рассматриваемых как однородные.
Например, обозначение заявлено для следующего перечня товаров 9 класса МКТУ: "автоматы торговые; аппараты кассовые". Противопоставленный товарный знак зарегистрирован для следующего перечня товаров 9 класса МКТУ: "аппараты для передачи звука, проекционные, телеграфные, телефонные, факсимильные; приборы и инструменты астрономические, геодезические, для взвешивания, навигационные, оптические, физические, химические; приборы измерительные, метеорологические; компьютеры, принтеры, модемы; телевизоры; устройства и оборудование спасательные". Таким образом, правообладателю противопоставленного товарного знака принадлежит исключительное право его использования в отношении множества разных групп товаров. В рассматриваемой ситуации в результате применения тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков разными изготовителями для перечисленных выше заявленных и противопоставленных товаров у потребителя может возникнуть представление о принадлежности этих товаров одному изготовителю. Следовательно, эти товары могут рассматриваться как однородные.
В качестве другого примера может быть рассмотрена следующая схожая ситуация.
Обозначение заявлено для товаров 21 класса МКТУ "щетки обувные, губки для придания блеска обуви" и товаров 26 класса МКТУ "шнурки для обуви". При экспертизе заявленного обозначения установлено, что оно сходно до степени смешения с тремя товарными знаками, принадлежащими одному правообладателю. Противопоставленные товарные знаки зарегистрированы для товаров разных классов МКТУ, а именно:
- один товарный знак зарегистрирован для товаров 3 класса МКТУ "кремы косметические; мыла; духи; дезодоранты для личного пользования";
- другой товарный знак зарегистрирован для товаров 18 класса МКТУ "бумажники; зонты; кошельки; ремешки кожаные; сумки женские; чемоданы";
- третий товарный знак зарегистрирован для товаров 25 класса МКТУ "обувь; одежда".
В этой ситуации также указанные заявленные товары 21, 26 классов МКТУ могут рассматриваться как однородные перечисленным противопоставленным товарам 3, 18, 25 классов МКТУ.

4. Применение Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков

4.1. В качестве инструмента для проведения поиска тождественных и сходных обозначений и определения однородности товаров применяется Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков.
Согласно подпункту 3) пункта 3 статьи 1492 Кодекса перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака, классифицируется и группируется по классам МКТУ. Каждый класс МКТУ содержит заголовок и сопровождается необходимым пояснением.
В заголовке класса указываются в общем виде области, к которым товары данного класса в принципе могут относиться. Заголовок класса может рассматриваться в качестве краткой характеристики содержания класса (аннотации). В связи с этим заголовок класса не может быть отнесен к эквивалентной замене перечня товаров, содержащихся в данном классе.
В пояснении к классу перечисляются обобщенные названия основных групп товаров, содержащихся в классе. В пояснении также приводятся некоторые конкретные товары, относящиеся или не относящиеся к данному классу.
Например, заголовок 3 класса МКТУ следующий:
Препараты для отбеливания и прочие вещества для стирки; препараты для чистки, полирования, обезжиривания и абразивной обработки; мыла; парфюмерные изделия, эфирные масла, косметика, лосьоны для волос; зубные порошки и пасты.
В пояснении к 3 классу МКТУ указывается, что данный класс включает, в основном, препараты для чистки и парфюмерно-косметические товары. Далее в пояснении перечисляется ряд товаров, относящихся, в частности, к 3 классу МКТУ и не относящихся к этому классу. Согласно данному пояснению к 3 классу относятся, в частности:
- дезодоранты для личного пользования;
- препараты для гигиенических целей, относящиеся к категории косметических товаров.
В соответствии с упомянутым выше пояснением к 3 классу МКТУ не относятся, в частности:
- химические препараты для чистки дымоходов (кл. 1);
- препараты для обезжиривания, предназначенные для промышленных целей (кл. 1);
- дезодоранты (за исключением предназначенных для личного пользования) (кл. 5);
- точильные камни и круги (ручные инструменты) (кл. 8).
При создании МКТУ были использованы, в том числе, признаки однородности товаров, перечисленные в пункте 3.1 настоящих Рекомендаций. Однако принадлежность сравниваемых товаров к одному и тому же классу МКТУ не может рассматриваться в качестве основания для признания товаров однородными. В одном классе могут содержаться неоднородные товары (например, в 9 классе МКТУ содержатся неоднородные товары "жилеты спасательные, коврики для мыши, огнетушители, очки (оптика), утюги электрические, фотоаппараты), и, наоборот, однородные товары могут быть разнесены по разным классам (например, однородными являются товары "мыла лечебные" (3 класс МКТУ) и "средства моющие для медицинских целей" (5 класс МКТУ).
4.2. Для проведения поиска тождественных и сходных обозначений и определения однородности товаров может быть использован приводимый ниже примерный перечень корреспондирующих классов, содержащих однородные товары.
1-2, 3, 5, 17, 1911-6, 7, 9
2-1, 3, 1712-7, 9
3-1, 2, 5, 2117-1, 2, 6, 19
5-1, 3, 1019-1, 17
6-7, 9, 11, 17, 20, 2120-6
7-6, 9, 11, 1221-3, 6
8-7, 1229-30
9-6, 7, 10, 11, 1230-29
10-5, 932-33
33-32

Примеры однородных товаров в корреспондирующих классах

1 класс - вещества, подслащивающие искусственные (химические препараты) и 2 класс - красители для напитков;
1 класс - вещества химические для выделки кожи и 3 класс - составы для кожи полировальные;
1 класс - препараты с микроэлементами для растений и 5 класс - препараты для уничтожения вредных растений;
1 класс - замазки стекольные и 17 класс - замазки;
1 класс - мастики масляные и 19 класс - обмазки;
2 класс - протравы для кожи и 3 класс - препараты для осветления кожи;
3 класс - салфетки, пропитанные косметическими лосьонами и 5 класс - салфетки, подушечки гигиенические;
3 класс - пемза и 21 класс - губки абразивные для кожи;
5 класс - материалы перевязочные медицинские и 10 класс - повязки поддерживающие;
6 класс - пружины (скобяные изделия) и 7 класс - пружины (детали машин);