Постановление Правительства Москвы от 22 октября 2002 г. N 880-ПП "Об итогах исполнения бюджета города Москвы за 2001 год с учетом результатов проверки Контрольно-счетной палатой Москвы"
Постановлением Правительства Москвы от 23 апреля 2002 года N 319-ПП "Об итогах исполнения бюджета города Москвы за 2001 год" одобрены основные параметры исполнения бюджетных показателей, утвержденных на 2001 год. Проект закона города Москвы "Об исполнении бюджета Москвы за 2001 год" представлен в Московскую городскую Думу.
Внешней проверкой отчета об исполнении бюджета города Москвы, проведенной Контрольно-счетной палатой Москвы в апреле-июне текущего года, отмечено, что в 2001 году Правительством Москвы обеспечено исполнение бюджета города Москвы в соответствии с основными направлениями бюджетной политики и положениями Закона города Москвы от 27 декабря 2000 года N 41 "О бюджете города Москвы на 2001 год". В качестве главного результата констатируется сохранение социальной направленности использования бюджетных средств и сокращение объема государственного долга города Москвы.
Результаты проверки исполнения доходной части бюджета показали, что по всем кодам бюджетной классификации суммы, отраженные в отчете, соответствуют фактическому поступлению средств в бюджет, что обеспечивалось соблюдение нормативов распределения регулирующих доходов и сроков их перечисления. При общем исполнении доходов городского бюджета в 2001 году на 101,8% имеет место невыполнение установленных заданий по налогу на прибыль, налогу с продаж и акцизам, причиной которого является отвлечение средств в форме налоговых льгот, а также изменение порядка исчисления акцизов. Вместе с тем, контроль за обоснованностью и законностью предоставления льгот не всегда проводился своевременно и эффективно. Кроме того, доходный потенциал бюджета города Москвы снижается в связи с наличием значительных сумм недоимки, в первую очередь по налогу на прибыль.
До настоящего времени не переведены на казначейский метод исполнения бюджета средства, полученные в процессе приватизации государственного имущества города Москвы. Указанные средства продолжают аккумулироваться на счетах Департамента имущества города Москвы и Специализированного государственного унитарного предприятия по продаже государственного и муниципального имущества города Москвы.
В качестве нерешенных проблем исполнения доходов в 2001 году отмечено отсутствие в представленном законопроекте данных об объемах средств, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также значительное увеличение суммы поступлений, оставшихся невыясненными на конец отчетного года.
Представленные в законопроекте данные о расходовании бюджетных средств по основным разделам и подразделам бюджетной классификации соответствуют направлениям, предусмотренным в Законе города Москвы от 27 декабря 2000 года N 41 "О бюджете города Москвы на 2001 год", и их фактическому исполнению. Вместе с тем как в материалах внешней проверки Контрольно-счетной палаты Москвы, так и в ходе контрольной работы, проводимой органами исполнительной власти Москвы, по-прежнему устанавливаются факты нерационального и нецелевого использования бюджетных средств, что является следствием как организационных недостатков, так и прямых нарушений бюджетного законодательства. По результатам внешней проверки Палатой отмечены недостатки в планировании расходных показателей и организации порядка бухгалтерского учета при использовании бюджетных средств, несоблюдение предельного уровня перемещения бюджетных ассигнований между объектами бюджетной классификации, нецелевое использование резервного фонда, предусмотренного в бюджете города Москвы.
Контрольными проверками и ревизиями органов исполнительной власти города Москвы в 2001 году по-прежнему выявлялись факты завышения тарифов при оплате коммунальных услуг, норм, расценок и коэффициентов при финансировании выполненных работ по эксплуатации и капитальному ремонту жилищного фонда, благоустройству города, текущему и капитальному ремонту в учреждениях социальной сферы, а также необоснованного возмещения убытков теплоснабжающих организаций и занижения доходов по эксплуатационным сборам с арендаторов. В ходе проверок, проведенных финансовыми органами города Москвы в 2001 году, установлены факты завышения смет расходов бюджетных учреждений, нерациональные и нецелевые расходы на сумму 656 млн. рублей, в том числе по отрасли "Образование" - 217000000 рублей (почти 33%), в жилищно-коммунальном хозяйстве - 251000000 рублей (более 38%).
Рассмотрев итоги исполнения бюджета города Москвы за 2001 год и материалы внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Москвы, Правительство Москвы постановляет:
1. Признать, что отчетные показатели об исполнении бюджета города Москвы за 2001 год в целом соответствуют положениям Закона города Москвы от 27 декабря 2000 года N 41 "О бюджете города Москвы на 2001 год".
2. Обратить внимание руководителей комплексов городского управления, департаментов, комитетов, управлений Правительства Москвы и префектов административных округов на необходимость принятия действенных и неотложных мер по устранению недостатков и нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой Москвы и контролирующими органами исполнительной власти города Москвы при исполнении бюджета города Москвы за 2001 год, имея в виду реализацию конкретных мероприятий, исключающих недоборы причитающихся бюджету города Москвы доходов и нерациональное расходование бюджетных средств.
3. Департаменту имущества города Москвы:
3.1. В целях увеличения доходов бюджета города Москвы от использования городской собственности активизировать работу по сдаче в аренду нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, имея в виду увеличение объемов площади, организацию четкого учета этого городского имущества, а также приближение ставок арендной платы к уровню, действующему на коммерческом рынке при условии сохранения системы предоставления льгот для приоритетных и социально значимых отраслей городской экономики.
3.2. Обеспечить в соответствии с казначейским методом исполнения бюджета зачисление с 1 октября 2002 года всех средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, на счета по исполнению бюджета города Москвы.
4. Установить, что при исполнении бюджета города Москвы средства, поступающие на счета бюджетных учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются по методике, установленной Министерством финансов Российской Федерации для отчетности об исполнении федерального бюджета.
5. Руководителю Комплекса экономической политики и развития Правительства Москвы совместно с Департаментом финансов г.Москвы продолжить работу по сокращению объемов недоимки по платежам в бюджет Москвы в рамках мер, определенных постановлениями Правительства Москвы от 25 сентября 2001 года N 864-ПП "О ходе выполнения мероприятий по сокращению задолженности предприятий и организаций по платежам в городской бюджет и территориальный дорожный фонд" и от 7 мая 2002 года N 328-ПП "О дополнении постановления Правительства Москвы от 25 сентября 2001 года N 864-ПП".
6. В порядке устранения недостатков, отмеченных в организации учета и составлении отчетности по операциям, связанным с привлечением и погашением долговых обязательств города Москвы:
6.1. Принять к сведению, что Комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка Правительства Москвы в августе текущего года перечислены в бюджет города Москвы остатки на внебюджетных и валютных счетах, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2002 года.
6.2. Департаменту финансов г.Москвы и Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка Правительства Москвы в недельный срок сформировать рабочую группу для разработки регламента взаимодействия при осуществлении операций по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств города Москвы в условиях реализации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации о казначейском методе исполнения бюджета.
Обеспечить представление указанного регламента на утверждение Мэра Москвы не позднее 15 ноября 2002 года.
6.3. Департаменту финансов г.Москвы, учитывая отсутствие в действующем законодательстве положений о порядке учета ценных бумаг, в 10-дневный срок направить в Министерство финансов Российской Федерации запрос о порядке учета стоимости ценных бумаг, приобретенных за счет бюджетных средств.
6.4. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка Правительства Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы и Департаментом финансов г.Москвы до 1 декабря 2002 года представить на рассмотрение Мэра Москвы предложения о целесообразности формирования и механизме функционирования бюджетных ресурсов, используемых в целях оперативного управления государственным долгом города Москвы и обеспечения его оптимальной структуры.
7. Департаменту финансов г.Москвы:
7.1. До конца 2002 года перевести на казначейский метод исполнения бюджета города Москвы с открытием лицевых счетов расходы по погашению и обслуживанию долговых обязательств города Москвы.
7.2. Усилить контроль за достоверностью информации по погашению и обслуживанию долговых обязательств города, проводимых со счетов главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.
7.3. До конца 2002 года привести в соответствие с бюджетной классификацией Российской Федерации порядок планирования и отражения в учете операций по погашению и обслуживанию долговых обязательств города Москвы.
7.4. Утратил силу.
8. В целях усиления контроля за взысканием в бюджет города Москвы средств, выданных на возвратной основе, и упорядочения работы по предоставлению кредитов из бюджета города Москвы:
8.1. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка Правительства Москвы и Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы до 1 ноября 2002 года представить в Комплекс экономической политики и развития Правительства Москвы материалы инвентаризации задолженности по средствам, выданным на возвратной основе за счет бюджета и внебюджетных источников, и обеспечить зачисление в бюджет города Москвы средств, поступающих в качестве возврата инвестиционного финансирования, выданного на возвратной основе, и процентов за его предоставление.
8.2. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города до 1 ноября 2002 года завершить выверку задолженности заемщиков по средствам, выданным на основании распоряжения Мэра Москвы от 20 марта 1995 года N 127-РМ "Об изменении порядка формирования средств на развитие строительного комплекса города".
8.3. Руководителю Комплекса экономической политики и развития Правительства Москвы совместно с Комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка Правительства Москвы, Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы, Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города, Департаментом инвестиционных программ строительства города Москвы и Департаментом финансов г.Москвы до 1 декабря 2002 года:
8.3.1. На основе проведенной инвентаризации задолженности по средствам, выданным на возвратной основе за счет бюджета и внебюджетных источников, определить возможность переоформления заключенных ранее договоров о возвратном финансировании в договоры бюджетных кредитов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и города Москвы.
8.3.2. Подготовить проект распорядительного документа Правительства Москвы о включении новых договоров в отчетность по исполнению бюджета города Москвы.
8.4. Департаменту финансов г.Москвы совместно с главными распорядителями бюджетных средств, имеющими право предоставлять бюджетные кредиты, начиная с 2003 года ввести раздельное планирование и учет сумм возврата в бюджет ранее выданных кредитов и кредитов, предполагаемых к выдаче в текущем бюджетном году.
9. Обратить внимание руководителей комплексов городского управления, департаментов, комитетов и управлений Правительства Москвы на недопустимость принятия решений по обеспечению функционирования отраслей городского хозяйства и бюджетной сферы, не подкрепленных необходимыми финансовыми ресурсами.
10. В целях исключения внепланового расходования бюджетных средств и предотвращения образования кредиторской задолженности:
10.1. Руководителям департаментов, комитетов и управлений, префектам административных округов установить строгий контроль за соблюдением подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств плановых назначений по объектам бюджетной классификации и не допускать перерасхода установленных лимитов бюджетных обязательств.
10.2. Установить, что плановые ассигнования текущего года могут направляться на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся на 1 января 2002 года по работам и услугам, выполненным и принятым заказчиками на объектах, включенных в утвержденные программы, в пределах бюджетных обязательств текущего года. Погашение кредиторской задолженности по сверхплановым (сверхлимитным) объемам работ и на объектах, не включенных в программы текущего года, не производится.
10.3. Руководителям комплексов городского управления Правительства Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы и Департаментом финансов г.Москвы обеспечить выполнение п.5 постановления Правительства Москвы от 22 января 2002 года N 48-ПП "О ходе реализации мер по переходу на казначейский метод исполнения бюджета города Москвы и дальнейшем развитии Московского городского казначейства" в части завершения работы по разработке системы нормативов планирования и исполнения расходов бюджета города Москвы.
10.4. Принять к сведению, что при исполнении бюджета города Москвы в 2002 году Департаментом финансов г.Москвы исключена возможность перемещения бюджетных ассигнований сверх норм, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, без внесения изменений в закон города Москвы о бюджете.
11. В целях устранения нарушений в расходовании резервного фонда, предусматриваемого в бюджете города Москвы:
11.1. Обязать главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при подготовке заявок на дополнительное финансирование расходов из бюджета города Москвы строго руководствоваться положениями, утвержденными распоряжением Мэра Москвы от 14 июля 2000 года N 752-РМ "О расходовании средств резервного фонда, предусматриваемого в бюджете города Москвы".
11.2. Запретить использование средств резервного фонда на финансирование дополнительных расходов при наличии неиспользованных плановых ассигнований на соответствующие цели.
12. При составлении бюджетной отчетности, представляемой в Московскую городскую Думу в соответствии с законом города Москвы о бюджете, признать целесообразным использование информации о расходовании бюджетных средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения, содержащейся в отчете Фонда обязательного медицинского страхования по форме N 14.
Управлению бюджетного планирования городского заказа Правительства Москвы обеспечить представление в Департамент финансов г.Москвы указанной формы отчетности в сроки, установленные для отчета об исполнении бюджета.
13. Главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств принять меры по укреплению дисциплины планирования бюджетных показателей. Не допускать перемещения бюджетных средств между статьями расходов и получателями бюджетных средств более одного раза в месяц.
14. В целях реализации положений Закона города Москвы от 11 июля 2001 года N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве":
14.1. Руководителям департаментов, управлений, комитетов по согласованию с руководителями комплексов городского управления Правительства Москвы в двухнедельный срок представить в Департамент экономической политики и развития г.Москвы:
- перечень городских целевых программ с указанием по каждой утвержденной программе: общего объема бюджетного финансирования, определенного программой; объема средств, направленных из бюджета города Москвы на ее реализацию по состоянию на 1 января 2003 года; объема бюджетных средств, предусмотренных на выполнение программы в проекте бюджета города Москвы на 2003 год;