- формирование зоны обслуживания, транспортировка от расположения базы и разбросанность фронта работ по дороге;
- сезонность работ, численность и планомерная загрузка подразделений в течение всего года;
- трудоемкость работ и нормативы затрат;
- работа на высоте и риски для здоровья и жизни;
13.2.3 Критерии по ПСК ИССО:
- функциональность;
- безопасность;
- надежность;
- общие расходы, связанные с созданием и эксплуатацией ПСК ИССО.
13.3 Принципиальное решение вопроса о создании ПСК ИССО должно приниматься обосновано, на основе оценок целесообразности и экономической эффективности с учетом описанных критериев и применяемых методов технико-экономического обоснования.
13.4 При создании ПСК ИССО в составе проектов ИТС следует дополнительно руководствоваться [10].
_____________________________
* Товарный знак и логотип Bluetooth являются зарегистрированными товарными знаками, принадлежащими корпорации Bluetooth SIG, Inc.
Приложение А
Терминология
В настоящем ОДМ термины с их определениями расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в данной области знания.
Для сохранения целостности терминосистемы приведены статьи терминологических стандартов в области ИТС, информационных технологий и других смежных областей, которые заключены в рамки из тонких линий.
Для определений терминов из терминологических стандартов, к которым в настоящем ОДМ добавлены пояснения (примечания), ссылки на соответствующие стандарты приведены в виде сносок.
А.1 Интеллектуальные транспортные системы. Общие понятия и основные компоненты |
А.1.1 |
интеллектуальная транспортная система; ИТС: Система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.[ГОСТ Р 56829-2015 статья 1] |
А.1.2 |
сервис интеллектуальной транспортной системы; сервис ИТС: Результат деятельности, нацеленный на специальный тип пользователя ИТС.[ГОСТ Р 56829-2015 статья 23] |
А.1.3 |
сервисный домен интеллектуальной транспортной системы; сервисный домен ИТС: Специфическая область применения, которая включает в себя одну или более сервисных групп.[ГОСТ Р 56829-2015 статья 24] |
А.1.4 |
сервисная группа интеллектуальной транспортной системы; сервисная группа ИТС: Один или более схожих или сопряженных сервисов, предназначенных для пользователей ИТС.[ГОСТ Р 56829-2015 статья 25] |
А.1.5 |
физическая архитектура интеллектуальной транспортной системы; физическая архитектура ИТС: Иерархически организованная совокупность морфологических описаний подсистем ИТС и взаимосвязей между ними, а также взаимосвязей программного обеспечения и оборудования, входящих в их состав.Примечание - Физическая архитектура определяет основные требования к функционированию, взаимодействию и размещению элементной базы интеллектуальной транспортной системы.[ГОСТ Р 56829-2015, статья 6] |
А.1.6 |
функциональная архитектура интеллектуальной транспортной системы; функциональная архитектура ИТС: Иерархически организованная совокупность функциональных описаний подсистем, субъектов и объектов ИТС, а также их взаимодействий.[ГОСТ Р 56829-2015, статья 7] |
А.1.7 подсистема интеллектуальной транспортной системы; подсистема ИТС: Часть интеллектуальной транспортной системы, обладающая целостностью и способная функционировать независимо от других частей*(1).Примечание - ИТС может состоять из одной или нескольких комплексных подсистем: автоматизированной системы управления дорожным движением; автоматизированной системы управления маршрутизированным транспортом; подсистемы контроля соблюдения правил дорожного движения и контроля транспорта; подсистемы управления состоянием дорог и подсистемы пользовательских сервисов. |
А.1.8 элемент подсистемы интеллектуальной транспортной системы; элемент подсистемы ИТС: Неделимый с функциональной точки зрения блок информационного, телематического или аппаратного обеспечения подсистем интеллектуальной транспортной системы, рассматриваемый как единое целое и обладающий системными свойствами*(2).Примечание - Элементы подсистем ИТС классифицируются по месту размещения следующим образом:- элементы, относящиеся к транспортным средствам;- элементы, относящиеся к дорожной инфраструктуре;- элементы, относящиеся к среде поддержания их коммуникативного взаимодействия;- элементы, относящиеся к центру обработки данных. |
А.1.9 |
внешняя информационная система (интеллектуальной транспортной системы); ВИС: Информационная система одного из видов транспорта, министерства или ведомства, в рамках которой предусмотрена функциональная связь с ИТС в рамках задач оперативного взаимодействия.[ГОСТ Р 56829-2015, статья 16] |
А.1.10 комплексная подсистема интеллектуальной транспортной системы; комплексная подсистема ИТС: Совокупность систем транспортной телематики и дополнительных программно-аппаратных комплексов, обладающая целостностью и направленная на достижение комплексной цели в рамках стратегии управления и принятия решений на транспорте.Примечания.1. Комплексная цель заключается в повышении организации и безопасности дорожного движения, а также улучшении социальной сферы и сферы экономики, связанных с автомобильным транспортом*(3).2. Комплексная подсистема состоит из одной или нескольких инструментальных подсистем и центра обработки данных, включающего в себя персонал и оборудование для хранения, обработки и передачи данных. |
А.1.11 подсистема управления состоянием дорог: Комплексная подсистема ИТС, функционирование которой направлено на обеспечение безопасности дорожного движения и номинальной пропускной способности автомобильных дорог, поддержания заданного уровня содержания дорожного полотна и элементов дорожной инфраструктуры и оперативного реагирования служб содержания дорог. |
А.1.12 |
инструментальная подсистема интеллектуальной транспортной системы; инструментальная подсистема ИТС: Система транспортной телематики, направленная на решение одной или нескольких задач комплексной подсистемы.[ГОСТ Р 56829-2015, статья 14] |
А.1.13 |
система транспортной телематики: Система, осуществляющая сбор, обработку и обмен информацией между различными пользователями и элементами транспортной системы.[ГОСТ Р 56829-2015, статья 10] |
А.1.14 |
жизненный цикл интеллектуальной транспортной системы; ЖЦ ИТС: Совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния ИТС во временных границах от формирования исходных требований к нему до окончания эксплуатации и утилизации комплекса средств ИТС.[ГОСТ 56829-2015, статья 46] |
А.1.15 техническое обеспечение (автоматизированной системы): Совокупность всех технических средств, используемых при функционировании автоматизированной системы*(4).Примечание - В состав технического обеспечения автоматизированной системы входят технические средства, необходимые для реализаций функций автоматизированной системы. В общем случае оно включает средства получения, ввода, подготовки, обработки, хранения (накопления), регистрации, вывода, отображения, использования, передачи информации и средства реализации управляющих воздействий. |
А.1.16 информационное обеспечение (автоматизированной системы): Совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в автоматизированной системе при ее функционировании*(5).Примечание - В состав информационного обеспечения автоматизированной системы входят классификаторы технико-экономической информации, нормативно-справочная информация, формы представления и организация данных в системе, в том числе формы документов, видеограмм, массивов и логические интерфейсы (протоколы обмена данными). |
А.1.17 аппаратно-программный комплекс; АПК: Комплекс, состоящий из аппаратного и программного обеспечения автоматизированной системы, позволяющий осуществлять сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации о состоянии объектов в реальном масштабе времени. |
А.1.18 компонент аппаратно-программного комплекса; компонент АПК: Часть АПК, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое. |
А.2 Объекты контроля, состояния и воздействующие факторы |
А.2.1 искусственное сооружение: Инженерное сооружение, обеспечивающее движение транспортных средств, пешеходов, пропуск животных, прокладку коммуникаций в местах пересечения в разных уровнях автомобильных дорог, с иными путями сообщения, а также естественными или искусственными препятствиями, и в местах неблагоприятных природных воздействий (камнепад, сход лавин и т.п.). |
А.2.2 дорожное сооружение инженерной защиты; защитное сооружение: Инженерная конструкция, предназначенная для защиты автомобильной дороги, людей и техники от опасностей, возникающих в результате воздействия опасных геологических и инженерно-геологических процессов. |
А.2.3 геомассив: Ограниченная часть геологической среды, влияющая на здания и сооружения посредством гидрогеологических и геодинамических процессов. |
А.2.4 точка контроля; контрольная точка: Точка (наблюдаемый пункт) на искусственном сооружении (его элементе), на поверхности или в глубине оползнеопасного геомассива, в которой измеряются величины, характеризующие состояние искусственного сооружения (его элемента) и (или) оползнеопасного геомассива.Примечание - В точке контроля располагается первичный источник информации, используемой для оценки значений контролируемых параметров объекта. |
А.2.5 технико-эксплуатационное состояние (искусственного сооружения автомобильной дороги): Состояние, которое характеризуется комплексом параметров и характеристик, определяющих техническое состояние, уровень безопасности и эксплуатационную пригодность искусственного сооружения. |
А.2.6 пространственно-временное состояние (объекта): Состояние объекта, характеризующееся вектором состояния - упорядоченной совокупностью пространственных координат, временных поправок шкалы времени объекта относительно системной шкалы и составляющих вектора скорости изменения положения объекта. |
А.2.7 напряженно-деформированное состояние: Совокупность внутренних напряжений и деформаций, возникающих при действии на тело внешних нагрузок, температурных полей и других факторов.Примечание - Параметры напряженно-деформированного состояния объекта контроля характеризуют распределения напряжений, деформаций и перемещений в точках контроля, определяются измерительными, регистрационными и расчётными методами и являются основанием для оценки статической прочности и ресурса объекта контроля на всех этапах ее жизненного цикла. |
А.2.8 параметр: величина, характеризующая какое-либо свойство процесса, явления или системы, машины, прибора. |
А.2.9 номинальное значение параметра (объекта контроля): номинальный параметр: Значение параметра, указанное в нормативной, проектной и/или эксплуатационной документации, являющееся исходным для отсчета отклонений. |
А.2.10 предельное (пороговое) значение параметра: Наибольшее или наименьшее установленное значение параметра, превышение которого с высокой степенью вероятности способно привести к возникновению аварийной (нештатной) ситуации на объекте контроля.Примечание - При достижении предельного (порогового) значения параметра в ПСК ИССО должно быть сформировано сообщение (оповещение) об этом факте. |
А.2.11 воздействие: Явление, вызывающее изменение напряженно-деформированного и (или) пространственно-временного состояния конструкций и (или) основания сооружения и прилегающих (подстилающих) геомассивов. |
А.2.12 нагрузка: механическая сила, прилагаемая к конструкциям и (или) основанию сооружения и определяющая их напряженно-деформированное состояние. |
А.2.13 деформация: Изменение формы и (или) размеров тела под влиянием внешних сил и разного рода воздействий.Примечание - Деформации конструкций сооружения и геомассивов определяются по вертикальным и горизонтальным перемещениям точек контроля объекта в сравнении с первоначальным положением. |
А.2.14 перемещение: Линейные отклонения точек материального тела, углы поворота сечений, а также комбинации этих величин (взаимные смещения), характеризующие изменение положения материального тела под влиянием силовых нагрузок и температурных воздействий. |
А.2.15 |
крен: Положение изделия, при котором его вертикальная ось отклонена в поперечной плоскости симметрии от вертикали к земной поверхности.[ГОСТ 26883-86 статья 19] |
А.2.16 осадка основания: Вертикальное смещение поверхности грунтового основания в результате действия сжимающих сил. |
А.2.17 осадка сооружения: Вертикальное смещение сооружения, вызванное осадкой основания, а также упругоподатливым вертикальным перемещением его элементов. |
А.2.18 просадка: Значительная и сравнительно быстро протекающая дополнительная осадка некоторых видов грунтов в определённых условиях. |
А.2.19 прогиб: Вертикальное перемещение точки, лежащей на оси строительных конструкций (балочных, арочных, рамных и т.п.), под действием силовых, температурных и других факторов. |
А.2.20 сдвиг: Вид деформации, вызываемой касательными напряжениями и характеризующийся изменением углов элементарных параллелепипедов тела без изменения размеров тела.Примечание - Сдвиг в геологии - смещение блоков горных пород относительно друг друга в горизонтальном направлении по вертикальной или наклонной трещине разрыва. |
А.3 Создание, функционирование и документация на подсистему контроля технико-эксплуатационного состояния искусственных сооружений |
А.3.1 подсистема контроля технико-эксплуатационного состояния искусственных сооружений; ПСК ИССО: Инструментальная подсистема, предназначенная для решения прикладных задач автоматизированного мониторинга текущего состояния искусственных сооружений и используемая, как правило, в составе комплексной подсистемы управления состоянием дорог при реализации проектов интеллектуальных транспортных систем. |
А.3.2 специализированные организации: Организации, имеющие практический опыт проведения обследований, испытаний и прочностных расчетов конструкций искусственных сооружений и (или) оползнеопасных геомассивов, подтвержденный необходимыми допусками и другими необходимыми квалификационными документами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. |
А.3.3 документация на автоматизированную систему: Комплекс взаимоувязанных документов, в котором полностью описаны все решения по созданию и функционированию системы, а также документов, подтверждающих соответствие системы требованиям технического задания и готовность ее к эксплуатации (функционированию). |
А.3.4 проектная документация: Документация, содержащая инженерно-технические, архитектурные, технологические, конструктивные, экономические, финансовые и иные решения по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений. |
А.3.5 руководство по эксплуатации: Документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) продукции и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации продукции (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценок ее технического состояния при определении необходимости отправки ее в ремонт, а также сведения по утилизации продукции. |
А.3.6 эксплуатационная документация: Конструкторская документация, которая в отдельности или в совокупности с другой документацией определяет правила эксплуатации продукции и (или) отражает сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, а также гарантии и сведения по ее эксплуатации в течение установленного срока службы. |
А.4 Технологии подсистемы контроля технико-эксплуатационного состояния искусственных сооружений и компоненты технического, программного и информационного обеспечения |
А.4.1 |
мониторинг: Систематическое или непрерывное наблюдение за объектом с обеспечением контроля и (или) измерения его параметров, а также проведение анализа с целью предсказания изменчивости параметров и принятия решения о необходимости и составе корректирующих и предупреждающих действий.[ГОСТ Р 53114-2008 статья А.19] |
А.4.2 |
спутниковая радионавигация; спутниковая навигация: метод навигационных определений, заключающийся в решении навигационных задач путём обработки данных, полученных средствами навигации в результате приёма радиосигналов, излучаемых с навигационных космических аппаратов.[ГОСТ Р 55524-2013 статья 25] |
А.4.3 |
контроль технического состояния (объекта): Проверка соответствия значений параметров объекта требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документацией и определение на этой основе одного из заданных видов технического состояния в данный момент времени.Примечание - Видами технического состояния являются, например, исправное, работоспособное, неисправное, неработоспособное и т.п. в зависимости от значений параметров в данный момент времени.[ГОСТ 20911-89 статья 5] |
А.4.4 |
контроль функционирования: Контроль выполнения объектом части или всех свойственных ему функций.[ГОСТ 20911-89, статья 6] |
А.4.5 прогнозирование технического состояния (объекта): Процесс определения технического состояния объекта с заданной вероятностью на предстоящий интервал времени.Примечание - Целью прогнозирования технического состояния может быть определение с заданной вероятностью интервала времени (ресурса), в течение которого сохранится работоспособное (исправное) состояние объекта или вероятности сохранения работоспособного (исправного) состояния объекта на заданный интервал времени. |
А.4.6 дистанционное управление: Процесс выполнения оператором или автоматическим устройством операций изменения состояния технических объектов (средств), расположенных на расстоянии, передачей сигналов по линиям связи.Примечание - В процессе дистанционного управления также осуществляется передача сигналов о выполнении указанных операций (дистанционный контроль). При дистанционном управлении выполняются обычно простейшие операции - включение или отключение объекта (средства), изменение режима его работы, передача сигналов о его состоянии. |
А.4.7 режим постобработки: Режим обработки информации, при котором взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами осуществляется с временной задержкой, установленной системой обработки информации.Примечание - Режим постобработки предполагает работу с архивом ранее записанных и сохраненных в памяти данных и иной информации в целях повышения точности определения контролируемых параметров, оценки текущего и прогнозируемого состояния объекта. |
А.4.8 |
режим реального времени: Режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов.[ГОСТ 15971-90 статья 45] |
А.4.9 навигационно-информационный комплекс: Аппаратно-программный комплекс, устанавливаемый на объекте навигации для проведения навигационных определений путем реализации технологий спутниковой радионавигации и комплексирования при необходимости со средствами навигации на других физических принципах, формирования и передачи координатно-временной информации в соответствии с предназначением. |
А.4.10 станция ГНСС: Навигационная аппаратура потребителя ГНСС, функционально, структурно и конструктивно объединенная с техническими средствами повышения точности и надежности навигационных определений, расширения круга решаемых задач и улучшения качества их выполнения. |
А.4.11 координатно-временная информация: Информация о пространственно-временном состоянии объекта мониторинга: дорожного сооружения, защитного сооружения, оползнеопасного геомассива (их элементов). |
А.4.12 электронный документ: Документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. |
А.5 Системы, методы и средства измерений |
А.5.1 измерение: Совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины. |
А.5.2 средство измерительной техники: Обобщающее понятие, охватывающие технические средства, специально предназначенные для измерений. |
А.5.3 средство измерений: Техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени. |
А.5.4 измерительно-вычислительный комплекс: Конструктивно объединенная или территориально локализованная совокупность измерительных, вычислительных и других компонентов, обеспечивающих измерения, измерительные преобразования, вычислительные и логические операции, формирование и передачу мониторинговой информации в требуемом виде и с требуемой оперативностью.. |
А.5.5 интеллектуальный датчик: Адаптивный датчик с функцией метрологического самоконтроля.Примечания.1) Интеллектуальный датчик, как правило, имеет цифровой выход и может обеспечивать передачу информации о метрологической исправности через интерфейс. При этом, обладая вычислительными возможностями, интеллектуальный датчик позволяет осуществлять:- автоматическую коррекцию погрешности, появившейся в результате воздействия влияющих величин и/или старения компонентов;- самовосстановление при возникновении единичного дефекта в датчике;- самообучение.2) Под самовосстановлением понимается автоматическая процедура ослабления метрологических последствий возникновения дефекта, т.е. процедура обеспечения отказоустойчивости.3) Под отказоустойчивостью понимается способность сохранять метрологические характеристики в допускаемых пределах при возникновении единичного дефекта.4) Под самообучением понимается способность к автоматической оптимизации параметров и алгоритмов работы.5) Интеллектуальные датчики создают техническую основу для установления двух значений межповерочных (межкалибровочных) интервалов (при эксплуатации с использованием функции метрологического самоконтроля и без нее). |
А.5.6 датчик: Конструктивно обособленный первичный преобразователь, от которого поступают измерительные сигналы.Примечания.1. Датчик может быть вынесен на значительное расстояние от средства измерений, принимающего его сигналы.2. При нормированном соотношении значения величины на выходе датчика с соответствующим значением входной величины датчик является средством измерений. |
А.5.7 измерительный преобразователь: Техническое средство с нормированными метрологическими характеристиками, служащее для преобразования измеряемой величины в другую величину или измерительный сигнал, удобный для обработки, хранения, дальнейших преобразований, индикации или передачи.Примечания1. ИП или входит в состав какого-либо измерительного прибора (измерительной установки, измерительной системы и др.), или применяется вместе с каким-либо средством измерений.2. По характеру преобразования различают аналоговые, цифро-аналоговые, аналого-цифровые преобразователи. По месту в измерительной цепи различают первичные и промежуточные преобразователи. Выделяют также масштабные и передающие преобразователи. |
А.5.8 первичный измерительный преобразователь; первичный преобразователь: Измерительный преобразователь, на который непосредственно воздействует измеряемая физическая величина, т.е. первый преобразователь в измерительной цепи измерительного прибора (установки, системы).Примечание - В одном средстве измерений может быть несколько первичных преобразователей. |
А.5.9 сигнал данных: Форма представления сообщения данных с помощью физической величины, изменение одного или нескольких параметров которой отображает его изменение. |
А.5.10 аналоговый сигнал данных: Сигнал данных, у которого каждый из представляющих параметров описывается функцией времени и непрерывным множеством возможных значений. |
А.5.11 цифровой сигнал данных: Сигнал данных, у которого каждый из представляющих параметров описывается функцией дискретного времени и конечным множеством возможных значений. |
А.5.12 |
результат измерений: Значение характеристики, полученное выполнением регламентированного метода измерений.Примечание - В нормативном документе на метод измерений должно регламентироваться, сколько (одно или несколько) единичных наблюдений должно быть выполнено, способы их усреднения (среднее арифметическое значение результатов многократных наблюдений, медиана или стандартное отклонение) и способы представления в качестве результата измерений (или результата испытаний - см. предисловие). Может потребоваться введение стандартных поправок. Таким образом, результат измерений (испытаний) может быть представлен как результат, рассчитанный из нескольких наблюдаемых значений. В простейшем случае результат измерений (испытаний) является собственно наблюдаемым значением.[ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002 статья 3.2] |
А.6 Защита информации |
А.6.1 |
защита информации от несанкционированного доступа; ЗИ от НСД: Защита информации, направленная на предотвращение получения защищаемой информации заинтересованными субъектами с нарушением установленных нормативными и правовыми документами (актами) или обладателями информации прав или правил разграничения доступа к защищаемой информации.Примечание - Заинтересованными субъектами, осуществляющими несанкционированный доступ к защищаемой информации, могут быть: государство, юридическое лицо, группа физических лиц, в том числе общественная организация, отдельное физическое лицо.[ГОСТ Р 50922-2006, статья 2.3.6] |
А.6.2 |
объект защиты информации: Информация или носитель информации, или информационный процесс, которые необходимо защищать в соответствии с целью защиты информации.[ГОСТ Р 50922-2006, статья 2.5.1] |
А.6.3 |
угроза (безопасности информации): Совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность нарушения безопасности информации/[ГОСТ Р 50922-2006, статья 2.6.1] |
А.6.4 |
источник угрозы безопасности информации: Субъект (физическое лицо, материальный объект или физическое явление), являющийся непосредственной причиной возникновения угрозы безопасности информации.[ГОСТ Р 50922-2006, статья 2.6.3] |
А.6.5 |
уязвимость (информационной системы); брешь: Свойство информационной системы, обусловливающее возможность реализации угроз безопасности обрабатываемой в ней информации.Примечания.1 Условием реализации угрозы безопасности обрабатываемой в системе информации может быть недостаток или слабое место в информационной системе.2 Если уязвимость соответствует угрозе, то существует риск.[ГОСТ Р 50922-2006, статья 2.6.4] |
А.6.6 |
модель угроз (безопасности информации): Физическое, математическое, описательное представление свойств или характеристик угроз безопасности информации.Примечание - Видом описательного представления свойств или характеристик угроз безопасности информации может быть специальный нормативный документ.[ГОСТ Р 50922-2006, статья 2.6.8] |
А.6.7 |
средство защиты информации: Техническое, программное, программно-техническое средство, вещество и (или) материал, предназначенные или используемые для защиты информации.[ГОСТ Р 50922-2006, статья 2.7.2] |
А.6.8 электронная цифровая подпись; электронная подпись; цифровая подпись; ЭЦП: Строка бит, полученная в результате процесса формирования подписи*(6). |
А.6.9 процесс формирования подписи: Процесс, в качестве исходных данных которого используются сообщения, ключ подписи и параметры схемы ЭЦП, а в результате формируется цифровая подпись*(7). |
А.6.10 ключ подписи: Элемент секретных данных, специфичный для субъекта и используемый только данным субъектом в процессе формирования цифровой подписи*(8). |
А.6.11 шифрование: Криптографическое преобразование данных для получения шифротекста. |
А.6.12 конфиденциальность потока трафика: Услуга конфиденциальности, предназначенная для защиты от анализа трафика. |
А.6.13 анализ трафика: Заключение о состоянии информации на основе наблюдения за потоками трафика (наличие, отсутствие, объем, направление и частота). |
А.7 Термины и определения общих понятий предметной области автоматизированного мониторинга (контроля) состояния искусственных сооружений автомобильных дорог |
А.7.1 архитектура (системы): Базовая организация системы, реализованная в ее компонентах, связях этих компонентов друг с другом и внешней средой и принципах, определяющих проектирование и развитие системы. |
А.7.2 |
вибрация (Ндп. Вибрации): Движение точки или механической системы, при котором происходят колебания характеризующих его скалярных величин.[ГОСТ 24346-80, статья 3] |
А.7.3 |
внешний воздействующий фактор: Явление, процесс или среда, внешние по отношению к изделию или его составным частям, которые вызывают или могут вызвать ограничение или потерю работоспособного состояния изделия в процессе эксплуатации.[ГОСТ 26883-86 статья 1] |
А.7.4 геологическая среда: Верхняя часть литосферы, представляющая собой многокомпонентную динамическую систему (горные породы, подземные воды, газы, физические поля - тепловые, гравитационные, электромагнитные и др.), в пределах которой осуществляется инженерно-хозяйственная (в том числе инженерно-строительная) деятельность. |
А.7.5 |
задача автоматизированной системы; задача АС: Функция или часть функции АС, представляющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида.[ГОСТ 34.003-90, статья 1.4] |
А.7.6 инженерная защита территорий, зданий и сооружений: Комплекс инженерных сооружений и мероприятий, направленный на защиту (предотвращение или уменьшение негативных последствий) от отрицательных воздействий опасных геологических и инженерно-геологических процессов. |
А.7.7 инженерно-геологические условия: Совокупность характеристик компонентов геологической среды исследуемой территории (рельефа, состава и состояния горных пород, условий их залегания и свойств, включая подземные воды, геологических и инженерно-геологических процессов и явлений), влияющих на условия проектирования и строительства, а также на эксплуатацию инженерных сооружений соответствующего назначения. |
А.7.8 опасные геологические и инженерно-геологические процессы: Эндогенные и экзогенные геологические процессы (сейсмические сотрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, осыпи, карст, сели, переработка берегов, подтопление и др.), возникающие под влиянием природных и техногенных факторов, и оказывающие отрицательное воздействие на строительные объекты и жизнедеятельность людей. |
А.7.9 опасное геологическое явление: Событие геологического происхождения или результат деятельности геологических процессов, возникающих в земной коре под действием различных природных или геодинамических факторов или их сочетаний, оказывающих или могущих оказать поражающие воздействия на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду*(9).Примечание - К опасным геологическим следует относить процессы, возникающие под воздействием сейсмических факторов (землетрясения), динамических факторов (вулканические извержения, оползни, обвалы), гидродинамических факторов (карст, переработка берегов) и др. |
А.7.10 опасное гидрологическое явление: Событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов, возникающих под действием различных природных или гидродинамических факторов или их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду*(10).Примечание - К опасным гидрогеологическим следует относить процессы, возникающие под воздействием динамических факторов (сели, лавины), гидродинамических факторов (подтопления, русловая эрозия, цунами, сели, наводнения, заторы), гидростатических факторов (подтопления) и др. |
А.7.11 опасное метеорологическое явление: Природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду*(11).Примечание - К опасным метеорологическим процессам следует относить процессы возникающие под воздействием гидродинамических факторов (сильные осадки), динамических факторов (гололед, град), аэродинамических (сильный ветер, смерч, пыльная буря) и др. |
А.7.12 опасный природный процесс: Изменение состояния, состава и свойств окружающей среды и (или) отдельных ее компонентов, которое по своей интенсивности, масштабу и продолжительности приводит или потенциально может привести к ухудшению состояния окружающей среды, условий обитания человека, а также развитию чрезвычайной ситуации и нанести ущерб его хозяйственной деятельности. |
А.7.13 сложные природные условия: Наличие специфических по составу и состоянию грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения. |
А.7.14 |
техническое состояние (объекта): Состояние, которое характеризуется в определенный момент времени, при определенных условиях внешней среды, значениями параметров, установленных технической документацией на объект.Примечание - К факторам, под воздействием которых изменяется техническое состояние объекта, можно отнести действия климатических условий, старение с течением времени, реконструкция, ремонт. Об изменении технического состояния объекта судят по значениям контролируемых параметров.[ГОСТ 20911-89 статья 2] |
А.7.15 |
точность: Степень близости результата измерений к принятому опорному значению.[ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002 статья 3.6] |
А.7.16 |
трехмерная электронная модель местности: Наглядная и измеримая модель местности, построенная на экране средствами отображения информации в трехмерной системе координат в соответствии с заданными условиями наблюдения.[ГОСТ 28441-99 статья 15] |
А.7.17 |
функция автоматизированной системы; функция АС: Совокупность действий АС, направленная на достижение определенной цели.[ГОСТ 34.003-90, статья 1.3] |
А.7.18 |
цифровая модель местности; ЦММ: Цифровая картографическая модель, содержащая данные об объектах местности и ее характеристиках.[ГОСТ 28441-99 статья 9] |
А.7.19 чрезвычайная ситуация: Обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. |
А.7.20 электронная модель изделия (модель): Документ, содержащий электронную геометрическую модель изделия, соответствующие электронные модели составных частей изделия, свойства, характеристики и другие данные, необходимые для контроля.Примечания.1 В подсистеме контроля технико-эксплуатационного состояния искусственных сооружений автомобильных дорог электронная модель изделия представляется в виде набора данных, которые вместе определяют геометрию ИССО и иные свойства, необходимые для контроля ИССО. Электронная модель изделия в автоматизированных системах используется для интерпретации всего составляющего модель набора данных (или его части) и визуального отображения конструкции изделия в процессе выполнения контроля.2 Определены следующие виды электронных моделей изделия:- электронная геометрическая модель (геометрическая модель) - электронная модель изделия, описывающая геометрическую форму, размеры и иные свойства изделия, зависящие от его формы и размеров.- твердотельная модель - трехмерная электронная геометрическая модель, представляющая форму изделия как результат композиции заданного множества геометрических элементов с применением операций булевой алгебры к этим геометрическим элементам.- поверхностная модель - трехмерная электронная геометрическая модель, представленная множеством ограниченных поверхностей, определяющих в пространстве форму изделия.- каркасная модель - трехмерная электронная геометрическая модель, представленная пространственной композицией точек, отрезков и кривых, определяющих в пространстве форму изделия. |
А.8 Термины и определения общих понятий, относящихся к системам обработки данных и системам обработки информации |
А.8.1 входные данные: Данные, введенные в систему обработки информации или в любую ее часть для хранения или обработки*(12). |
А.8.2 выходные данные: Данные, которые система обработки информации или любая ее часть передает во внешнее окружение этой системы или во внешнее окружение части системы*(13). |
А.8.3 данные: Пригодная для интерпретации информация, представленная в формализованном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки.Примечание - Данные могут обрабатываться с участием человека или автоматическими средствами*(14). |
А.8.4 интерфейс: Совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие устройств, систем и (или) программ. |
А.8.5 обработка данных: Систематическое осуществление операций над данными.Примечание - Термин "обработка данных" не должен использоваться как синоним термина "обработка информации"*(15). |
А.8.6 обработка информации: Систематическое осуществление операций с информацией, которые включают обработку данных и могут включать операции передачи данных и автоматизированной деятельности персонала.Примечание - Термин "обработка информации" не должен использоваться как синоним термина "обработка данных". |
А.8.7 протокол (взаимосвязи открытых систем): Набор семантических и синтаксических правил, определяющий поведение объекта на данном уровне при выполнении коммуникационных функций*(16). |
А.8.8 протокол передачи данных: Формализованный набор требований к структуре пакетов информации и алгоритму обмена пакетами информации между устройствами сети передачи данных. |
А.8.9 управление данными: В системе обработки данных это функции, обеспечивающие доступ к данным, реализацию или контроль хранения данных и управление операциями ввода-вывода*(17). |
А.8.10 управление информацией: В системе обработки информации это функции управления получением, анализом, сохранением, извлечением и распределением информации*(18). |
А.8.11 формат: языковая конструкция, которая в форме символов определяет представление объектов данных при записи, в файле, сообщении, устройстве хранения данных или канале передачи*(19). |
_____________________________
*(1) ГОСТ Р 56829-2015, статья 11
*(2) ГОСТ Р 56829-2015, статья 12
*(3) ГОСТ Р 56829-2015, статья 13
*(4) ГОСТ 34.003-90 статья 2.5
*(5) ГОСТ 34.003-90 статья 2.8
*(6) ИСО/МЭК 14888-1:2008 [42]
*(7) ИСО/МЭК 14888-1:2008 [42]
*(8) ИСО/МЭК 14888-1:2008 [42]
*(9) ГОСТ Р 22.0.03-95, статья 3.2.1
*(10) ГОСТ Р 22.0.03-95, статья 3.3.1
*(11) ГОСТ Р 22.0.03-95, статья 3.4.1
*(12) ISO/ IEC 2382:2015 [43]
*(13) ISO/ IEC 2382:2015 [43]
*(14) ISO/ IEC 2382:2015 [43]
*(15) ISO/ IEC 2382:2015 [43]
*(16) ISO/ IEC 2382:2015 [43]
*(17) ISO/ IEC 2382:2015 [43]
*(18) ISO/ IEC 2382:2015 [43]
*(19) ISO/ IEC 2382:2015 [43]
Приложение Б
Схема функционирования аппаратно-программных средств объектового уровня подсистемы контроля технико-эксплуатационного состояния искусственных сооружений
┌───────────┐ ┌────────────┐ ┌──────────────┐ ┌────────────┐ ┌───────────┐
│Автоматиче-│Данные│Преобразова-│Обрабо-│Автоматическое│Обрабо-│Автоматичес-│Обрабо-│Автоматиче-│
│ ский │изме- │ние данных в│танные │ определение │танные │ кая оценка │танные │ ское │
│централизо-│рений │установлен- │данные │ значений │танные │контролируе-│танные │формирова- │
Данные│ваный сбор │─────►│ные форматы │─────► │контролируемых│─────► │ мых │─────► │ ние │
изме- │ данных │ │ │ │ параметров │ │ параметров │ │уведомлений│
рений │измерений и│ │ │ │ │ │ │ │ / │
─────►│приведение │ │ │ │ │ │ │ │оповещений │
│их к единой│◄───┐ │ │ │ │ │ │ │ о │
│ системной │ │ │ │ │ │ │ │ │результатах│
│ шкале │ │ │ │ │ │ │ │ │ оценки │
│ времени ├──┐ │ │ │ │ │ │ │ │контролиру-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ емых │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │параметров │
└───────────┘ │ │ └────────────┘ └──────────────┘ └────────────┘ └─────┬─────┘
┌───────────┐ ┌────────────┐ ┌──────────────┐ ┌────────────┐ ┌───────────┐
▲ │ │ ▲ Обработанные
│ │ └─────────────────┐ Формулы, данные │ данные
│ │ │ ┌───────────────────┘ │
│ └─────┐ │ │ ▼
│ Диагностическая │ ┌───────┴──────┐ ┌────────────┐ ┌───────────┐
│ информация │ │Корректировка │ │Автоматичес-│ │Автоматиче-│
Команды │ │ │модели оценки │ │ кая │Архивные│ ское │
управления │ │ │контролируемых│ │регистрация │данные │формирова- │
│ │ │ │параметров по │ │и временное │◄───────│ ние │
│ │ │ │ данным от │ │ хранение │ │мониторин- │
│ │ │ │ средств │ │ данных │ │ говой │
│ │ │ │эксплуатацион-│ │ │ │информации │
│ ▼ │ │ ного уровня │ │ │ │ │
┌─────┴─────┐ ┌───────────┐ │ └──────────────┘ └────────────┘ └──────┬────┘
│ │ │ ┌───────────────────┘ │
│Управление │ │ Контроль │ │ ▲ │
│ режимами │ │ работы │ │ │ │
│ работы │ │периферий- │ │ │ │