Методические рекомендации по оформлению наследственных прав (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 27-28 февраля 2007 г. Протокол N 02/07) (извлечение) стр. 2

5) выдачу пережившему супругу свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе, нажитом в период брака с наследодателем;
7) выдачу свидетельства о подтверждении полномочий душеприказчика;
8) принятие мер к охране и управлению наследственным имуществом;
9) вынесение постановлений об оплате за счёт денежных средств наследодателя расходов по организации его похорон;
10) выдачу свидетельства о праве на наследство;
11) вынесение постановления об аннулировании ранее выданного свидетельства о праве на наследство;
12) вынесение постановления об отказе выдачи свидетельства о праве на наследство;
иные действия, необходимые для оформления наследственных прав.
12. Основанием для начала производства по наследственному делу является получение нотариусом первого документа, свидетельствующего об открытии наследства. В частности, таким документом может быть одно из заявлений, перечисленных в подпункте 1 пункта 11 настоящих Методических рекомендаций, в том числе оформленное ненадлежащим образом или поступившее с нарушением установленных законом сроков. Так, основанием для начала производства по наследственному делу может быть заявление наследника о принятии наследства, поданное по истечении срока, установленного Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 1154) для принятия наследства; заявление наследника, переданное нотариусу другим лицом или направленное по почте, если на нём не засвидетельствована подлинность подписи наследника (статья 1153 ГК РФ), поскольку данные документы могут служить основанием для отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство, если лицо, подавшее ненадлежаще оформленное заявление, не направит нотариусу в установленный срок иное заявление, оформленное в соответствии с законом, или судом не будет восстановлен срок для принятия наследства.
13. Объём документов, в обязательном порядке представляемый нотариусу лицом, обратившимся к нему в связи с открывшимся наследством, зависит от времени обращения к нотариусу, от личности обратившегося лица и объёма его полномочий:
1) в полном объёме документы, необходимые для удостоверения наследственных прав, истребуются нотариусом при выдаче свидетельства о праве на наследство;
2) при принятии первичного документа, который может послужить основанием для начала производства по наследственному делу, нотариус требует документально подтвердить место открытия наследства для сохранения наследства в неизменном виде как единого целого (статья 1110 ГК РФ) и заведения на открывшееся наследство одного наследственного дела.
Исключением является заявление о принятии наследства. Для оказания содействия лицам в осуществлении их прав и защите законных интересов, с целью способствования принятию наследства в установленные законом сроки, нотариус обязан принять данное заявление без документального подтверждения каких бы то ни было фактов, разъяснив при этом, какие документы заявитель обязан представить впоследствии для получения свидетельства о праве на наследство.
Заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, поданное нотариусу до истечения сроков, установленных для принятия наследства, одновременно рассматривается как заявление о принятии наследства;
3) при совершении нотариусом нотариального действия в рамках ведения наследственного дела - до выдачи свидетельства о праве на наследство (например, выдача пережившему супругу свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе, нажитом в период брака с наследодателем; принятие мер к охране либо к управлению наследственным имуществом; вынесение постановления об оплате за счёт денежных средств наследодателя расходов по организации его похорон), лицо, обратившееся к нотариусу за совершением нотариального действия, должно представить документы, необходимые для совершения этого нотариального действия. Так, при выдаче свидетельства о праве собственности пережившему супругу, нотариус должен установить факт смерти наследодателя, место открытия наследства, факт регистрации брака, состав, место нахождения и принадлежность общего имущества, нажитого в период брака с наследодателем;
4) если заявление о принятии или об отказе от наследства подаётся нотариусу не наследником, а его представителем нотариусу до истечения срока, установленного для принятия наследства, должна быть представлена доверенность, предоставляющая представителю полномочия на принятие наследства и (или) отказ от наследства.
14. Документы, относящиеся к наследственному делу, могут быть представлены нотариусу как на личном приёме, так и по почте.
Подлинные документы, поданные на личном приёме, принимаются нотариусом под расписку, в которой указывается дата принятия и индивидуальные признаки каждого документа. Расписка заверяется подписью и печатью нотариуса.
15. Все документы, связанные с оформлением конкретного наследства, как предъявленные нотариусу, так и создаваемые самим нотариусом, помещаются в отдельное наследственное дело. Так, помещаются в наследственное дело документы, касающиеся подтверждения полномочий душеприказчика, принятия мер к охране и к управлению наследственным имуществом, экземпляры свидетельств и справок, выданных нотариусом в процессе ведения наследственного дела, соответствующая переписка нотариуса и др.
При вынесении нотариусом постановления об отказе в совершении нотариального действия, экземпляр постановления помещается в наследственное дело.
16. В наследственное дело документы помещаются в подлинниках, за исключением документов, которые не подлежат изъятию и помещаются в наследственное дело в виде копий: копии свидетельств о регистрации актов гражданского состояния; копии документов, устанавливающих имущественные права наследодателя, если этими же документами устанавливаются права иных лиц; копии доверенностей, если полномочия, основанные на доверенности, не исчерпываются совершаемым нотариальным действием, и др.
17. Предъявленные нотариусу документы должны соответствовать требованиям, установленным действующим российским законодательством.
В частности, не могут быть приняты документы, если:
- в тексте документа имеются подчистки, дописки, зачёркнутые слова, иные неоговоренные исправления;
- документ исполнен карандашом;
- документ в силу повреждений имеет нечитаемые фрагменты текста или реквизитов, если это может привести к неверному толкованию документа в целом;
- документ, объём которого превышает один лист, не прошит, его листы не пронумерованы, не скреплены подписью, а в установленных случаях и печатью;
- документ, составленный за границей с участием должностного лица компетентного органа иностранного государства или от него исходящий, требующий легализации в соответствии с законодательством, не легализован в установленном порядке;
- документ, исходящий от юридического лица, не подписан представителем либо подпись должностного лица не скреплена печатью;
- документ, содержание либо внешний вид которого вызывает сомнения в его подлинности.
18. Рекомендовать, если иное не установлено Правилами нотариального делопроизводства, формирование и оформление наследственного дела осуществлять в следующем порядке.
Документ, послуживший основанием для начала производства по наследственному делу, подлежит регистрации в день поступления в Книге учёта наследственных дел.
В случае поступления документа, послужившего основанием для начала производства по наследственному делу, по почте, он подлежит регистрации в день поступления в Журнале регистрации входящей корреспонденции, а затем - в Книге учёта наследственных дел.
На документ, зарегистрированный в Книге учёта наследственных дел, заводится наследственное дело с присвоением делу индивидуального номера. Номер наследственного дела обозначается арабскими цифрами и состоит из порядкового номера, присвоенного наследственному делу в соответствии с регистрацией в Книге учёта наследственных дел, и года заведения наследственного дела. Например, 20-2006, где 20 - порядковый номер конкретного наследственного дела в соответствии с регистрацией в Книге учёта наследственных дел первого документа, поступившего к наследственному делу и послужившему основанием для его заведения, 2006 - год заведения наследственного дела.
После присвоения наследственному делу порядкового номера дело регистрируется в Алфавитной книге учёта наследственных дел.
Помимо документа, послужившего основанием для начала производства по наследственному делу, в Книге учёта наследственных дел регистрируются все поступившие к конкретному наследственному делу заявления.
В том числе заявления, поступившие после заведения наследственного дела, оформленные ненадлежащим образом или поступившие с нарушением установленных законом сроков, поскольку данные документы могут служить основанием для отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство.
При регистрации в Книге учёта наследственных дел заявлений, не послуживших основанием для начала производства по наследственному делу (дополнительных) в графе "Примечание" проставляется соответствующая отметка.
Документы, относящиеся к конкретному наследственному делу, помещаются в обложку, на которой при заведении наследственного дела проставляются следующие реквизиты:
- кем заведено дело (фамилия, инициалы нотариуса),
- наименование нотариального округа полностью, прописью,
- заголовок дела,
- номер наследственного дела,
- индекс дела согласно номенклатуре,
- фамилия, имя, отчество наследодателя,
- дата смерти наследодателя,
- дата заведения наследственного дела.
После завершения ведения наследственного дела на обложке проставляются дата окончания дела, количество листов наследственного дела, срок его хранения. Если наследственное дело возобновлялось после его окончания, на обложке проставляются дата возобновления дела, дата окончания возобновленного дела, указывается изменённое количество листов дела.
19. В случае необходимости передача заведённого нотариусом наследственного дела другому нотариусу (по принадлежности), если иное не установлено Правилами нотариального делопроизводства, производится в следующем порядке:
а) подшиваются документы, находящиеся в наследственном деле;