13.4. Защита персонала и населения от воздействия ионизирующих излучений в случае радиационных аварий обеспечивается:
обоснованным выбором размещения площадки предприятия;
созданием системы последовательных защитных барьеров между основными источниками излучений и окружающей средой;
созданием локализирующих устройств и систем, предотвращающих поступление радиоактивных веществ в рабочие помещения и окружающую среду;
системой радиационно-гигиенического зонирования и санитарно-пропускного режима;
работоспособностью средств радиационного контроля в условиях аварии;
реализацией плана мероприятий по ограничению и ликвидации последствий радиационных аварий;
отработкой действий персонала по выполнению противоаварийных мероприятий.
13.5. При проектных авариях доза облучения персонала не должна превышать максимального годового предела дозы для персонала группы А (50 мЗв в год), а для населения, проживающего за пределами СЗЗ, - максимального годового предела для населения (5 мЗв в год).
При планировании повышенного облучения персонала группы А, участвующего в работах по ликвидации или предотвращению аварии, следует руководствоваться положениями раздела 3.2 НРБ-99.
13.6. На предприятии атомного судостроения должен быть разработан, утвержден и согласован с органами госсанэпиднадзора план мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационной аварии.
13.7. При обнаружении признаков радиационной аварии принимаются срочные меры по прекращению развития аварии, восстановлению контроля над источником излучения и сведению к минимуму доз облучения и количества облучаемого персонала и населения, радиоактивного загрязнения помещений, окружающей территории и акватории.
В случае установления факта радиационной аварии вводится в действие аварийный план и система оповещения работников предприятия и сторонних организаций.
13.8. Мероприятия по ликвидации последствий аварии, предусматриваемые в плане, как правило, связаны с тремя этапами их выполнения:
ранняя фаза аварии продолжительностью не более 2-3 часов с момента установления факта аварии. Основной задачей данного этапа является экстренная оценка радиационной обстановки и ожидаемого масштаба последствий аварии для определения первоочередных мероприятий по защите персонала и населения;
промежуточная фаза, продолжительность которой зависит от масштабов аварии. Задачами этапа являются окончательная оценка радиационной обстановки, разработка и осуществление комплекса мероприятий по ликвидации последствий аварии, определение числа пострадавших и уровней облучения персонала и населения;
фаза восстановления, являющаяся переходным этапом от аварийного состояния объекта к нормальному. На данном этапе заканчиваются дезактивационные работы, проводится ремонт оборудования, осуществляется удаление и (или) захоронение РАО и т.д.
13.9. Радиационный контроль на стадиях аварии включает контроль радиационной обстановки и контроль внешнего и внутреннего облучения персонала и населения. Контроль подразделяется на предварительный (оперативная оценка радиационной обстановки перед началом проведения аварийных работ и защитных мероприятий), текущий (осуществляемый в ходе выполнения аварийных работ) и итоговый, который предназначен для оценки соблюдения установленных пределов аварийных доз облучения и степени радиоактивного загрязнения рабочих помещений и оборудования, территории и акватории предприятия, СЗЗ и ЗН после завершения мероприятий по их реабилитации.
13.10. ОЯРБ предприятия должен быть укомплектован необходимым оборудованием и методиками для измерения аварийных уровней мощности эквивалентной дозы, индивидуальных доз внешнего и внутреннего облучения, уровней радиоактивного загрязнения поверхностей, активности проб объектов окружающей среды (воздуха, воды, осадков, почвы, растительности и т.д.).
13.11. Ликвидация последствий аварии на предприятии и расследование ее причин проводится администрацией предприятия под контролем органов госсанэпиднадзора, специалисты которых оказывают методическую, а при необходимости и практическую помощь. Прекращение работ по ликвидации последствий аварии может быть осуществлено только по согласованию с органами госсанэпиднадзора.
13.12. При возникновении аварийных ситуаций на кораблях и судах ВМФ, находящихся на акватории предприятия, мероприятия по нормализации радиационной обстановки и ликвидации последствий аварии проводятся во взаимодействии с командованием группы строящихся и ремонтируемых кораблей ВМФ.
XIV. Санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением радиационной безопасности и медицинское обеспечение работ
14.1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением радиационной безопасности при утилизации АПЛ осуществляется Федеральным медико-биологическим агентством и его территориальными органами.
14.2. В рамках санитарно-эпидемиологического надзора осуществляется:
анализ организации, последовательности и технологических особенностей работ, входящих в технологический процесс утилизации, в том числе работ по выгрузке ОЯТ из реакторов утилизируемых АПЛ;
экспертиза проектов утилизации;
рассмотрение и корректировка заводских и ведомственных руководящих документов по обеспечению радиационной безопасности;
рассмотрение и корректировка списка потенциально опасных работ, плана по предупреждению возникновения аварийных ситуаций и ликвидации последствий аварий, а также программы контроля объектов окружающей среды;
контроль за соблюдением персоналом (личным составом) правил работы с ИИИ, должностных инструкций и других ведомственных руководящих документов по радиационной безопасности;
проведение радиационно-гигиенического мониторинга рабочих мест и радиационно-экологического мониторинга окружающей среды;
анализ и обобщение данных по внешнему и внутреннему облучению лиц, непосредственно участвующих в работах;
контроль динамики изменения индивидуальных доз;
контроль качества санитарной обработки персонала.
14.3. Медицинское обеспечение персонала, осуществляющего работы по утилизации АПЛ, включает медицинские обследования (медосмотр), профилактику заболеваний, а в случае необходимости - лечение и реабилитацию лиц, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья.
14.4. Все специалисты, принимающие участие в работах по утилизации, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры в соответствии со ст. 34 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в порядке, определяемом Минздравсоцразвития России.
Обеспечение организации и проведения предварительных и периодических медицинских осмотров осуществляется в соответствии с Приказами Минздравсоцразвития России.
14.5. Задачами периодических медицинских осмотров являются:
своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний;
профилактические мероприятия в целях повышения устойчивости организма к влиянию факторов производства, а также в целях снижения риска возникновения радиационно-зависимых заболеваний;
динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей с учетом оценки комплексного влияния вредных факторов производства;
выделение групп диспансерного учета в соответствии с комплексом воздействующих неблагоприятных факторов.
14.6. Лица с выявленными в ходе периодических медицинских осмотров заболеваниями направляются на амбулаторное или стационарное лечение, а при необходимости и на реабилитацию.
14.7. При выявлении у специалистов, участвующих в работах по утилизации, нарушений в состоянии здоровья, препятствующих продолжению работы с ИИИ, вопрос о временном или постоянном переводе этих лиц на работу вне контакта с ИИИ решается в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом санитарно-гигиенической характеристики условий труда, стойкости и тяжести выявленной патологии, а также социальных мотивов.
14.8. Медицинское учреждение, обслуживающее персонал, выполняющий работы по утилизации АПЛ, на случай аварийного облучения оснащается:
приборами радиационного контроля;
средствами дезактивации кожи, ожогов и ран;
средствами ускорения выведения радионуклидов из организма;
радиопротекторами.
14.9. Медицинское обеспечение персонала предприятия, производящего работы по утилизации АПЛ, осуществляется федеральными государственными учреждениями здравоохранения Федерального медико-биологического агентства.
14.10. Медицинское обеспечение военнослужащих ВМФ, участвующих в работах по выгрузке ОЯТ утилизируемых АПЛ, осуществляется силами и средствами медицинской службы ВМФ. При возникновении аварийных ситуаций медицинское обеспечение личного состава ВМФ осуществляется совместно медицинской службой ВМФ и ФМБА России на основе межведомственных руководящих документов.