Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ) (протокол N 56 от 31 мая 2007 г.) стр. 3

в) бывший собственник или руководитель аудиторской организации является директором или иным должностным лицом клиента либо работником, занимающим должность, которая позволяет оказывать непосредственное существенное влияние на предмет задания;
г) принятие подарков или знаков особого внимания от клиента, за исключением случаев, когда их стоимость является явно незначительной;
д) длительные деловые отношения между старшим персоналом аудиторской организации и клиентом.
1.33. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы шантажа, являются, в частности:
а) угроза увольнения или отстранения от выполнения задания для клиента;
б) угроза возбуждения судебного разбирательства;
в) давление с целью необоснованно снизить объем выполняемых работ для сокращения гонорара.
1.34. Аудитор может также столкнуться с тем, что некоторые особые обстоятельства ведут к возникновению уникальных угроз нарушения одного или более основных принципов. Очевидно, что такие уникальные угрозы не могут быть классифицированы. При профессиональных либо деловых отношениях аудитор должен всегда помнить о возможности таких угроз.
1.35. Меры предосторожности, которые могут устранить указанные угрозы или ослабить их до приемлемого уровня, подразделяются на две общие группы:
а) меры предосторожности, предусмотренные профессией, законом или нормативными актами;
б) меры предосторожности, обусловленные рабочей средой.
1.36. Меры предосторожности, предусмотренные профессией, законом или нормативными актами, включают, в частности:
а) требования к образованию, профессиональной подготовке и опыту, необходимым для занятия профессией;
б) требования постоянного повышения профессиональной квалификации;
в) руководство по корпоративному поведению (управлению);
г) профессиональные правила (стандарты);
д) контроль процедуры со стороны профессии и надзорных органов, а также качества работы и соблюдения дисциплинарных процедур;
е) внешние проверки юридически уполномоченными третьими лицами отчетов, документов, сообщений и иной информации, подготовленных аудитором.
1.37. Меры предосторожности, обусловленные рабочей средой, различаются в зависимости от конкретных обстоятельств. Такие меры предосторожности включают общие меры, относящиеся к деятельности, и конкретные меры, относящиеся к заданию. Аудитор должен вынести суждение о том, как лучше реагировать на выявленную угрозу. При этом аудитор должен рассмотреть, что именно признало бы приемлемым разумное и хорошо информированное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией (в том числе о существенности угрозы и принятых мерах предосторожности). При таком рассмотрении должны учитываться такие факторы как существенность угрозы, характер задания и структура аудиторской организации.
1.38. Общие меры предосторожности, относящиеся к деятельности аудиторской организации, могут включать:
а) руководство аудиторской организацией, при котором подчеркивается важность соблюдения основных принципов;
б) руководство аудиторской организацией, при котором подразумевается, что члены проверяющей группы будут действовать в общественных интересах;
в) правила и процедуры проведения контроля и мониторинга качества проверки выполнения заданий;
г) документально зафиксированные правила, предусматривающие выявление угроз нарушения основных принципов, оценку их серьезности и в случаях, когда такие угрозы не являются явно незначительными, определение и осуществление мер предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня;
д) для аудиторских организаций, выполняющих задание по проверке, - документально зафиксированные правила независимости, предусматривающие выявление угроз независимости, оценку их серьезности и в случаях, когда такие угрозы не являются явно незначительными, определение и осуществление мер предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня;
е) документально зафиксированные внутренние правила и процедуры, требующие соблюдения основных принципов;
ж) правила и процедуры, позволяющие идентифицировать интересы и отношения между аудиторской организацией или членами группы, выполняющей задание, и клиентами;
з) правила и процедуры контроля и при необходимости управления зависимостью доходов аудиторской организации от поступлений от отдельного клиента;
и) привлечение других руководителей и групп, выполняющих задания, для оказания клиенту по проверке услуг, не связанных с проверкой;
к) правила и процедуры, запрещающие лицам, не являющимся членами группы, выполняющей задание, неправомерно влиять на результаты задания;
л) своевременное доведение информации о правилах и процедурах аудиторской организации, в том числе о любых изменениях в них, до сведения всех руководителей и профессиональных сотрудников, и надлежащая организация их обучения;
м) назначение одного из руководителей аудиторской организации ответственным за должное функционирование системы внутреннего контроля качества;
н) информирование всех руководителей и сотрудников аудиторской организации обо всех клиентах по проверке и связанных с ними организациях, независимость по отношению к которым они должны соблюдать;
о) дисциплинарный механизм, стимулирующий соблюдение правил и процедур аудиторской организации;
п) официально объявленные правила и процедуры, стимулирующие и уполномочивающие сотрудников сообщать руководству аудиторской организации о любых проблемах, связанных с соблюдением основных принципов.
1.39. Конкретные меры предосторожности, относящиеся заданию, могут включать:
а) привлечение другого аудитора для проверки проделанной работы или получения необходимой консультации;
б) получение консультаций от независимой третьей стороны (например, комитета по аудиту клиента), профессионального контрольного органа или других аудиторов;
в) обсуждение этических проблем с руководящими работниками клиента;
г) раскрытие руководящим работникам клиента характера оказываемых услуг и размера взимаемой платы (гонорара);
д) привлечение другой аудиторской организации для выполнения (повторного выполнения) части задания;
е) ротация руководящего персонала проверяющей группы.
1.40. В зависимости от характера задания аудитор может также полагаться на меры предосторожности, применяемые клиентом. Однако для сведения угроз до приемлемого уровня полагаться исключительно на такие меры невозможно.
1.41. Меры предосторожности, заложенные в системах и процедурах клиента, могут включать:
а) утверждение или одобрение назначения аудиторской организации для выполнения задания лицами, не входящими в руководство клиента;
б) наличие у клиента компетентных работников, обладающих опытом и полномочиями для принятия управленческих решений;
в) применение клиентом при поручении заданий, не связанных с аудитором, внутренних процедур, обеспечивающих объективный выбор исполнителя;
г) наличие у клиента, структуры корпоративного поведения (управления), обеспечивающей надлежащее наблюдение и информирование об услугах аудиторской организации.
1.42. Определенные меры предосторожности могут увеличить вероятность выявления или пресечения неэтичного поведения. Такие меры включают, в частности:
а) эффективную, широко освещаемую систему работы с жалобами и претензиями, управление которой осуществляется организацией-работодателем, профессией или регулирующим органом, позволяющую коллегам, работодателям и представителям общественности обращать внимание на факты непрофессионального или неэтичного поведения;