СП 108-34-97 Сооружение подводных переходов стр. 7

4.5.13. Засыпка подводных траншей допускается местным грунтом, если в проекте не предусмотрены особые требования к грунту. Засыпка траншей в зависимости от принятых в ПОС и ППР технологий работ и техники может выполняться путем (п. 4.5.6 ):
рефулирования грунта земснарядами по пульпопроводу;
сброса грунта саморазгружающимися шаландами;
сброса грунта из барж путем выгрузки его грейфером (рис. 4.5.) или перекачивания грунта из барж грунтососами;
сброса грунта с баржи-площадки бульдозером;
сталкивания грунта с береговых отвалов бульдозером.
4.5.14. При засыпке подводных траншей необходимо учитывать унос сбрасываемого грунта течением за пределы траншеи и поступление донных наносов, переносимых в траншею потоком. Объем уносимого потоком грунта при сбросе его в воду и заносимости траншеи донными наносами определяются расчетами в проекте с учетом характеристики грунта и режима водного потока и уточняются в ППР на основе анализа конкретных условий на реке перед началом строительства перехода. Ориентировочно объем уносимого грунта принимается в пределах 10 - 20% от общего объема засыпки траншеи на переходе.
Объем засыпки траншеи необходимо планировать с учетом этих двух факторов - уноса и заносимости.
605 × 352 пикс.     Открыть в новом окне
Рис. 4.5. Схема засыпки подводной траншеи с плавучей площадки:
1 - плавкран; 2 - папильонажный трос; 3 - папильонажный якорь; 4 - экскаватор-драглайн; 5 - перемещаемый грунт; 6 - бульдозер; 7 - плавучая площадка; 8 - буксирный катер; 9 - становой якорь; 10 - становой трос; 11 - засыпаемая траншея; 12 - уложенный трубопровод
4.5.15. Сброс грунта в траншею при ее засыпке можно осуществлять при погружении концевого звена пульпопровода в воду в целях снижения уноса его и загрязнения водной среды.
4.6. Земляные работы на переходах в зимнее время.
4.6.1. Необходимость проведения земляных работ на переходах в зимнее время может обусловливаться трудностью подъезда к месту строительства перехода при сильной обводненности территории в летнее время, сжатыми сроками строительства перехода, невозможностью использования летнего варианта строительства перехода из-за легкой ранимости почвенно-растительного слоя в северных регионах (тундровой и лесотундровой зонах).
4.6.2. Технология и организация земляных и подводно-технических работ в зимних условиях определяется, в основном, характеристикой водной преграды, ледовой обстановкой и температурным режимом донных грунтов и должна быть изложена в проекте и уточнена в ППР.
4.6.3. Строительно-монтажные работы на переходах в условиях Крайнего Севера выполняются в зимний строительный сезон при промерзании деятельного слоя на глубину, исключающую разрушение растительного покрова строительной техникой, движение которой допускается по специальным подготовленным зимним технологическим дорогам.
4.6.4. При строительстве дорог с насыпным грунтовым основанием на многолетнемерзлых грунтах отсыпку полотна дороги следует осуществлять пионерным способом «от себя», не допуская выезда техники и транспорта за пределы отсыпанного полотна. Грунт для полотна дороги следует отсыпать непосредственно на мохово-растительный покров или на снежный покров с предварительным выравниванием снежных бугров.
4.6.5. Промораживание плохо замерзающих участков территории на переходах в границах строительных площадок осуществляют уплотнением растительного покрова гусеничной техникой с давлением ее на грунт не более 0,025 МПа (0,25 кг/см2) и удалением на полосе отвода снега с последующим его складированием и разравниванием за пределами рабочей полосы.
4.6.6. При разработке подводных траншей в зимнее время требуется выполнение следующих дополнительных работ:
нарезание ледорезной машиной прорезей в ледовом покрове или рыхление льда механическим способом с последующим удалением его с целью создания майн (свободной ото льда поверхности воды) для перемещения в них либо непосредственно земснарядов, либо их рабочей стрелы (при работе земснарядов со льда);
предохранение от намораживания пульпы на стенки рефулера и его замерзания;
подготовка земснарядов и землеройной техники для работы в зимних условиях;
поддержание несущей способности льда путем его дополнительного намораживания для обеспечения движения техники и земснарядов по льду.
4.6.7. Период производства земляных работ при разработке подводной траншеи в зимних условиях определяется состоянием и продолжительностью сохранения ледового покрова, а также требованиям к его прочности.
Выполнение работ на льду, связанных с установкой оборудования, размещением материалов, движением транспортных средств и техники, производится после определения его несущей способности в соответствии с требованиями ППР и Правил техники безопасности.
4.6.8. На урезных и пойменных участках подводных переходов перед началом земляных работ в зимнее время, при необходимости промораживания грунта, должен быть удален снег с полосы будущей траншеи.
4.6.9. В случае невозможности устройства подводной траншеи полного профиля в летний период, допускается частичная разработка траншеи в зимнее время со льда с доработкой ее перед укладкой трубопровода зимой средствами малой механизации (грунтососами и гидромониторами).
4.6.10. Подводные земляные работы в зимних условиях допускается выполнять:
малыми земснарядами, работающими в прорези льда (на воде);
грунторазрабатывающими устройствами и механизмами, установленными на льду (гидромониторами, грунтососами, экскаваторами);
канатно-скреперными установками (КСУ).
4.6.11. При использовании канатно-скреперных установок хвостовой блок для обеспечения обратного хода ковша устанавливают на противоположном берегу или вмораживают в лед.
В месте выхода ковша и тросов из воды устраивают майны, которые поддерживают во время выполнения работ в незамерзающем состоянии специальным оборудованием или способом, указанным в ППР.
4.6.12. При подготовке пульпопровода земснаряда к работе в зимних условиях необходимо обеспечить его гибкость без нарушения герметичности стыков, а также возможность перемещения его при движении земснаряда.
Для перемещения по льду пульпопровод устанавливают на санные полозья, которые рекомендуется располагать в местах шарнирных соединений.
4.6.13. Для защиты пульпопровода от промерзания необходимо применять следующие меры:
пульпопроводы необходимо укладывать с уклоном для обеспечения быстрого сброса воды и пульпы в пониженные места самотеком;
шаровые соединения пульпопровода должны быть очищены от грязи и смазаны зимней смазкой;
по окончании работы земснаряда, а также при длительных остановках его, пульпопровод следует освобождать от пульпы и промывать чистой водой.
4.6.14. В тундровой и лесотундровой зонах (участки газопроводов «Север-1» и «Север-2») на малых водотоках, не имеющих судоходства (озера, старицы, реки), подводные траншеи следует разрабатывать преимущественно в зимнее время, а на судоходных реках (типа Морды-Яха и некоторых других) разработку подводных траншей в руслах рек и на береговых урезах рекомендуется проводить в летний период, без выполнения каких-либо работ на берегу.
4.6.15. Разработка подводных траншей на участках трассы газопроводов «Север-1» и «Север-2» значительно усложняется при наличии в русле мерзлых и многолетнемерзлых грунтов, часто представленных в форме линз различных размеров в подрусловых таликах.
Рыхление линз производится буровзрывным, механическим или другим способом, а разработка их - экскаватором (при малых глубинах) или канатно-скреперной установкой.
4.6.16. При разработке траншей в зимний период на береговых и пойменных участках переходов газопровода Ямал-Европа (участки «Запад», «Центр-1», «Центр-2» и частично «Север-3») в условиях сезонного промерзания грунтов на глубину до 30 - 40 см рыхление их производится механическим способом (гибромолотом, бульдозером-рыхлителем и др.).
4.6.17. При промерзании грунтов свыше 40 см и на участках с многолетнемерзлым грунтом (участки «Север-1», «Север-2») разработка береговых и пойменных траншей перехода производится с применением буровзрывной технологии.
4.6.18. Основные технологические требования по выполнению буровзрывных работ должны быть разработаны в проекте, согласованы с органами охраны природы и уточнены при подготовке проекта производства на буровзрывные работы (ППБР) с учетом техники безопасности, изложенной в «Единых правилах безопасности при взрывных работах».
4.6.19. Выбор способа разработки береговых и подводных траншей в мерзлых грунтах взрывами определяется гидрологическими особенностями места строительства перехода, объемом взрывных работ, сроками их проведения с учетом времени года, характером и мощностью слоя залегаемых наносов и мерзлых грунтов, способом извлечения их из траншеи и требованиями органов рыбоохраны.
4.6.20. Разработка мерзлых грунтов под водой и на береговых участках перехода производится с применением скважинных, шпуровых, накладных, кумулятивных и комбинированных зарядов. Скважинные заряды применяются при глубине разработки пород более 1 м, шпуровые - при глубине разработки от 0,5 - 1,0 м и накладные - при глубине разработки до 0,5 м.
4.6.21. Шпуровые и накладные заряды могут применяться для доработки траншей до проектного профиля, дробления негабаритов, подработки траншеи и выполнения других незначительных по объему работ.
4.6.22. Для взрыва мерзлых грунтов в подводных условиях должны использоваться водоустойчивые взрывчатые вещества типа аммонита N6 ЖВ, аммонала скального N3, акватола М-15, граммонала и др., способных сохранять свои свойства в течение необходимого времени пребывания их под водой.
Вид взрывчатого вещества и средств взрывания принимается в соответствии с требованиями ППБР, выполняемым специализированной организацией по проведению подводных взрывных работ.