Избирательная комиссия незамедлительно информирует кандидата, избирательное объединение обо всех поступлениях на их специальные избирательные счета с нарушением установленного порядка. В случае необходимости избирательная комиссия вправе обратиться в банк для уточнения полученных сведений.
Избирательная комиссия до дня голосования на выборах периодически (желательно не реже одного раза в две недели) направляет в средства массовой информации сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, подлежащих опубликованию в соответствии с законом. При определении объема этих сведений целесообразно учитывать: общий объем поступлений в соответствующий избирательный фонд; количество жертвователей; пожертвования, превышающие определенную величину; пожертвования, поступившие с нарушением установленного порядка; а также расходы, включая общую сумму расходов; расходы, превышающие определенную величину; сумму расходов на залог и различные виды предвыборной агитации (примерные формы даны в приложениях N 7, 8).
2.4. Расчеты кандидатов, избирательных объединений с гражданами и юридическими лицами
В целях обеспечения проведения предвыборных мероприятий для выполнения соответствующих работ и оказания услуг могут привлекаться граждане и юридические лица. Запрещается без письменного согласия кандидата, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнять оплачиваемые работы, реализовывать товары, оказывать платные услуги, прямо или косвенно связанные с выборами и направленные на достижение определенного результата на выборах.
Основанием произведенных из избирательного фонда расходов является договор, заключенный между кандидатом (или от имени кандидата - его уполномоченным по финансовым вопросам), уполномоченным по финансовым вопросам избирательного объединения и гражданином или юридическим лицом. Федеральный закон не предоставляет возможность другим лицам заключать подобные договоры. Экземпляр договора представляется в избирательную комиссию вместе с итоговым финансовым отчетом. Договоры возмездного выполнения работ (оказания услуг) гражданином либо юридическим лицом заключаются только в письменной форме.
Избирательному объединению, выдвинувшему список кандидатов, предоставлено право использования для целей своей избирательной кампании без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимого и движимого имущества (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящегося в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Избирательной комиссии целесообразно ознакомить кандидатов, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения с примерными формами договоров об оказании услуг (выполнении работ) гражданином, юридическим лицом (приложения N 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16).
Обязательства граждан и юридических лиц по договорам возмездного оказания услуг (выполнения работ) в отношении кандидата, избирательного объединения прекращаются с момента подписания сторонами акта приемки оказанных услуг (выполненных работ). Следует обращать внимание на соответствие конкретного вида услуг (работ), предусмотренных заключенным договором, оказанным услугам (выполненным работам), указанным в акте (примерная форма дана в приложении N 17).
2.5. Отчетность по средствам избирательных фондов
После официального опубликования результатов выборов кандидаты, избирательные объединения обязаны в тридцатидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Эта обязанность распространяется и на случай, когда в соответствии с законом о выборах субъекта Российской Федерации при проведении выборов органов местного самоуправления сельских поселений для создания кандидатом избирательного фонда специальный избирательный счет им не открывается (в случае, если совокупные расходы из избирательного фонда не превышают трех тысяч рублей). При освобождении кандидата в соответствии с законом субъекта Российской Федерации от обязанности создания избирательного фонда он должен проинформировать соответствующую избирательную комиссию об отсутствии каких-либо затрат на проведение своей избирательной кампании.
Форма финансового отчета и требования к оформлению прилагаемых к нему документов, устанавливается избирательной комиссией.
Целесообразно, чтобы избирательная комиссия, принимая финансовый отчет кандидата, избирательного объединения зафиксировала факт представления каждого финансового отчета документом по форме, определяемой избирательной комиссией, копия которого выдается лицу, представившему отчет. Представление первого финансового отчета фиксируется в справке при приеме документов (примерные формы даны в приложениях N 18, 19).
Первичные финансовые документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа и дату его составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должности, фамилию и инициалы лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись указанного лица.
Первичные финансовые документы должны быть сброшюрованы в хронологической последовательности по мере отражения финансовых операций на специальных избирательных счетах. При этом к выпискам банка со специального избирательного счета прилагаются документы, подтверждающие расходование денежных средств. Примерный перечень первичных финансовых документов приведен в приложении N 20.
Финансовый отчет подписывается кандидатом (зарегистрированным кандидатом), уполномоченным представителем (уполномоченными представителями) по финансовым вопросам избирательного объединения.
При необходимости уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидатов, избирательных объединений по запросу соответствующей избирательной комиссии представляют пояснительную записку к финансовому отчету.
2.6. Взыскание задолженности кандидата, избирательного объединения по бюджетным средствам
В случае если кандидат, избирательное объединение не погасят задолженность по бюджетным средствам, избирательная комиссия взыскивает причитающиеся ей средства в судебном порядке, направляя в суд общей юрисдикции исковое заявление о взыскании бюджетных средств, перечисленных в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения (примерная форма дана в приложении N 21). К исковому заявлению прилагаются копии следующих документов:
- решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, избирательного объединения;
- разрешение избирательной комиссии на открытие специального избирательного счета;
- решение избирательной комиссии об установлении размера средств, выделяемых избирательной комиссией кандидату, избирательному объединению на формирование избирательного фонда;
- копии платежных документов, подтверждающих перечисление бюджетных средств;
- протокол о результатах выборов;
- уведомление избирательной комиссии о сумме имеющейся задолженности и необходимости ее погашения, направленное ранее кандидату, избирательному объединению (гражданину, общественному объединению, политической партии, выступавшим в качестве кандидата, избирательного объединения).
В случае необходимости дополнительного выдвижения кандидатов, списка кандидатов в связи с тем, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру или избирательное объединение без вынуждающих к тому обстоятельств отозвало зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов либо в связи с тем, что регистрация кандидата, списка кандидатов была отменена судом или аннулирована избирательной комиссией на основании пункта 3 или 4 статьи 76 Федерального закона (за исключением аннулирования регистрации из-за выбытия кандидата из списка кандидатов по вынуждающим к тому обстоятельствам), все расходы, понесенные избирательной комиссией, организующей выборы, при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет такого кандидата, избирательного объединения. При несогласии кандидата, избирательного объединения избирательная комиссия взыскивает причитающиеся ей средства в судебном порядке, направляя в суд общей юрисдикции исковое заявление о взыскании бюджетных средств. К заявлению прилагаются копии следующих документов:
- решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, избирательного объединения;
- разрешение избирательной комиссии на открытие специального избирательного счета;
- протокол о результатах выборов;
- уведомление избирательной комиссии о сумме имеющейся задолженности и необходимости ее погашения, направленное ранее кандидату, избирательному объединению (гражданину, общественному объединению, политической партии, выступавшим в качестве кандидата, избирательного объединения);
- решение избирательной комиссии об обращении в суд с исковым заявление# о взыскании бюджетных средств.
2.7. Использование программных средств ГАС "Выборы"
Контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений в избирательных комиссиях осуществляется с использованием программных средств ГАС "Выборы" (задача "Контроль избирательных фондов" ГАС "Выборы".
Применение данного программного продукта должно носить комплексный характер - целесообразно использовать полный набор функциональных возможностей задачи "Контроль избирательных фондов", который включает не только функции обработки сведений Сбербанка России по специальным избирательным счетам, но и функции проверки источников пожертвований, финансовых отчетов, ведения специального счета для внесения избирательного залога, формирования сведений о доходах и об имуществе кандидатов и результатах их проверки.
В целях организации эффективного финансового контроля и повышения результативности применения программных средств целесообразно использовать кадровый и технический потенциал действующих на постоянной основе территориальных избирательных комиссий. При этом на них возлагаются обязанности по взаимодействию с филиалами Сбербанка России, обработке сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, представление соответствующей информации в окружные избирательные комиссии для принятия решения. Учитывая скоротечность избирательных кампаний и сжатые сроки на принятие решений, такой подход возможен только при условии обеспечения оперативности в доведении информации до нижестоящих избирательных комиссий.
3. Выявление фактов расходования средств на проведение избирательной кампании помимо избирательного фонда кандидата, избирательного объединения
С целью выявления и документального подтверждения нарушений финансового характера при оплате расходов на предвыборную агитацию помимо избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и применения мер ответственности избирательной комиссии необходимо:
- осуществлять учет экземпляров печатных агитационных материалов или их копий, экземпляров аудиовизуальных агитационных материалов, фотографий иных агитационных материалов, которые в соответствии с законом представляются в избирательные комиссии кандидатом, избирательным объединением;
- рассматривать в установленные законом сроки поступившие в избирательную комиссию заявления и обращения по вопросам нарушения порядка финансирования избирательной кампании кандидатом, избирательным объединением;
- привлекать соответствующих специалистов для подготовки экспертных оценок и заключений о характере размещенных в СМИ или изготовленных и распространенных материалов, касающихся выборов.
Для экспертной оценки и подготовки заключения при избирательной комиссии может создаваться экспертная группа из представителей территориальных органов Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Минюста России, Союза журналистов России, организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий и других организаций.
Для изучения материалов предвыборной агитации проводится мониторинг как самостоятельно, так и с привлечением иных организаций, исходя из финансовых возможностей за счет и в пределах средств, выделенных из соответствующего бюджета на подготовку и проведение выборов:
- распространяемых организациями телерадиовещания аудиовизуальных материалов, связанных с предвыборной агитацией (рекламные видеоролики, авторские программы, интервью, дебаты, "круглые столы" и др.);
- печатных материалов (периодические печатные издания, брошюры, листовки и иные печатные материалы), связанных с предвыборной агитацией;
- наружной рекламы, связанной с предвыборной агитацией (рекламные щиты, растяжки, бегущие строки, и др.).
Мониторинг предусматривает:
- проведение экспертной оценки всех материалов на предмет содержания в них признаков предвыборной агитации;
- определение исполнителя работ (услуг) и его местонахождения;
- проведение стоимостной оценки каждого агитационного материала;
- выявление наличия отметки об оплате из избирательного фонда;
- накопление экземпляров агитационных материалов в избирательной комиссии;