использовать экспериментальную базу для проведения поисковых научно-исследовательских работ, направленных на создание научно-технического задела, необходимого при разработке перспективных базовых технологий, решении прикладных и фундаментальных задач;
существенно сократить затраты на разработку и создание конкурентоспособной на мировом рынке наукоемкой промышленной продукции.
Для выполнения работ настоящего раздела требуется совершенствование экспериментально-стендового оборудования, а также техническое перевооружение предприятий по внедрению новых технологий. Для этих целей предусматривается выделение капитальных вложений на создание авиационно-ракетного трека, проведение строительно-монтажных работ по оснащению уникальных стендовых комплексов новым измерительным и диагностическим оборудованием, модернизацию летно-моделирующих комплексов и создание пилотажного стенда для авиатехники, на разработку системы автоматизированного управления и контроля для испытаний химических лазеров двойного назначения, комплексов для гидродинамических, акустических и прочностных испытаний морской техники двойного назначения и модернизацию стендовой базы для разработки технологии по созданию судовой техники и проведения ее испытаний, модернизацию синхротрона для отработки нанотехнологий сверхбыстродействующих интегральных схем и экспериментальной базы для контрольно-измерительных систем и опытного производства по исследованиям газовых лазеров, на оснащение уникального полигонного комплекса специализированным оборудованием для испытаний служебного и гражданского стрелкового оружия и патронов, а также на создание комплекса измерительной аппаратуры для испытаний инфракрасной техники (направления работ 218-228 приложения N 1).
Технологии обеспечения устойчивой и экологически чистой среды обитания
Программные мероприятия раздела соответствуют приоритетному направлению развития науки, технологий и техники Российской Федерации "Экология и рациональное природопользование". Предусмотренные в разделе направления работ ориентированы на развитие включенных в перечень критических технологий Российской Федерации технологий "Мониторинг окружающей среды", "Обезвреживание техногенных сред", "Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов", "Системы жизнеобеспечения и защиты человека", "Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф".
В этом разделе Программы представлен комплекс мероприятий по разработке базовых технологий, лежащих в основе широкого спектра конкурентоспособных систем очистки газовой, жидкой и твердой среды от опасных химических и радиоактивных веществ, технических средств защиты человека, систем жизнеобеспечения герметизированных объектов, в том числе:
мер по обеспечению устойчивой экологически чистой среды жизнедеятельности общества средствами градостроительства (направления работ 230 и 234 приложения N 1);
технологий производства фильтрующих, сорбирующих регенеративных и защитных материалов многофункционального назначения для создания систем очистки воздуха производственных помещений, индивидуальных средств защиты человека в экстремальных ситуациях, систем водоочистки, предотвращения вредных выбросов и рекультивации загрязненных земель (направления работ 229 и 231 приложения N 1);
технологий наблюдения за состоянием природной среды, обнаружения и предупреждения аварийных ситуаций (направления работ 232 и 233 приложения N 1).
Реализация этих мероприятий позволит:
обеспечить условия для рациональной системы расселения, процессов урбанизации, производственной, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, а также для сохранения окружающей среды;
разработать прогнозы устойчивого пространственного размещения людских и материальных ресурсов, научных, интеллектуальных и культурных центров для развития и формирования национальной технологической базы;
разработать новые типы энергосберегающих производственных и жилых зданий на основе использования технологий новых материалов, в том числе биотехнологий, и технологий снижения энергопотребления в градостроительстве до 40 процентов;
создать высокоэффективные системы очистки техногенных выбросов в атмосферу, водоемы и почву и довести их до уровня мировых стандартов;
обеспечить с помощью новых технологий активную рекультивацию и восстановление экологического равновесия городских земель и сельскохозяйственных угодий, а также акваторий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности и чрезвычайных ситуаций;
повысить урожайность сельскохозяйственных культур на 25-40 процентов за счет восстановления плодородия почв, обеспечить получение экологически чистой сельхозпродукции;
создать новые системы экологического мониторинга окружающей среды.
Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для внедрения новых технологий. Для этих целей предусматривается выделение капитальных вложений на создание экспериментальной базы для исследования нового способа лазерной дезактивации материалов (направление работ 235 приложения N 1).
Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы
Важнейшей частью национальной технологической базы является ее кадровая составляющая - ученые, специалисты и рабочие.
На протяжении последних десяти лет резкий спад производства, сокращение научных исследований, конверсия оборонных отраслей и структурная перестройка промышленности сопровождались высокой динамикой изменения требований к квалификации и, как следствие, к содержанию, формам и объемам подготовки кадров, соответствующих новым социально-экономическим условиям.
Для решения этих и других проблем подготовки кадров необходимо создать государственную систему кадрового обеспечения национальной технологической базы, способствующую адекватному восполнению интеллектуального потенциала высокотехнологичных отраслей промышленности в интересах национальной безопасности и устойчивого развития страны.
Программные мероприятия этого раздела соответствуют положениям Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и включают:
нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение кооперации высшей школы и промышленности в реализации базовых технологий в приоритетных областях жизнедеятельности страны (направление работ 236 приложения N 1);
развитие и создание базовых технологий подготовки высококвалифицированных специалистов в области экономики, управления и права для повышения профессионального уровня внешнеторговой деятельности организаций с учетом особенностей функционирования международных рынков (направление работ 237 приложения N 1);
разработку технологий профессиональной ориентации и довузовской подготовки учащейся и работающей молодежи (направление работ 238 приложения N 1).
В результате реализации этих мероприятий должна быть восстановлена и усовершенствована федеральная межотраслевая система подготовки и повышения квалификации национальных кадров с учетом потребностей отраслей промышленности, а также необходимости создания общего научно-технологического пространства Содружества Независимых Государств.
Выполнение работ, предусмотренных разделами XIX и XX приложения N 1 к Программе, необходимо для:
реализации мер по повышению конкурентоспособности отечественных технологий на основе внедрения международных стандартов качества и сертификации (направления работ 239-245 приложения N 1);
выявления проблем сохранения и развития технологий в интересах обеспечения технологической безопасности Российской Федерации, создания информационной системы оперативного контроля за реализацией мероприятий Программы и выбора приоритетов технологического развития (направления работ 246 и 247 приложения N 1).
4. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы предусматривает смешанную систему инвестирования с привлечением:
средств федерального бюджета;
внебюджетных средств, формируемых за счет собственных средств организаций и предприятий - исполнителей Программы, с возможным привлечением отечественных и иностранных инвесторов (банков, фондов, коммерческих структур).
Для финансирования работ по Программе на 2002 год предусматривается выделение средств федерального бюджета по разделу функциональной классификации 06 "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" в размере 1000 млн. рублей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и 460,3 млн. рублей на капитальные вложения.
Капитальные вложения направляются на модернизацию и совершенствование экспериментально-стендового и испытательного оборудования, необходимого для создания и освоения новых технологий. Это позволит выполнить на современном уровне научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, предусмотренные Программой, и создать технологическую основу для разработки и производства нового поколения конкурентоспособной наукоемкой продукции в области авиационного и морского транспорта, ракетно-космической техники, вычислительных устройств, энергетического оборудования и экологических систем, а также в других областях.
Финансирование промышленного освоения новых технологий будет проводиться с привлечением дополнительных внебюджетных источников, что может быть осуществлено за счет создания необходимых условий и предпосылок для повышения заинтересованности инвесторов и самих предприятий в создании на базе новых технологий конкурентоспособной продукции.
Объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по всем технологическим направлениям Программы за счет внебюджетных средств составит 50 процентов от общей стоимости работ и будет уточняться по результатам проведения конкурсного отбора исполнителей - разработчиков технологий.
Структура и источники финансирования Программы представлены в приложении N 2.
Распределение ассигнований по технологическим направлениям Программы будет уточняться в установленном порядке в ходе выполнения программных мероприятий и с учетом актуальности проектов для обеспечения национальных интересов государства. Финансирование работ (проектов) по Программе будет осуществляться на конкурсной основе.
Контроль за эффективностью использования средств обеспечивается государственными заказчиками Программы.
5. Система управления реализацией Программы
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются государственным заказчиком - координатором Программы - Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации совместно с другими государственными заказчиками Программы.
Программа имеет межотраслевой, межведомственный характер, отвечает интересам развития большинства отраслей народного хозяйства, производящих и потребляющих высокотехнологичную наукоемкую продукцию. В качестве государственных заказчиков по основным программным мероприятиям выступают одиннадцать федеральных органов исполнительной власти. Исполнителями Программы являются научные и научно-производственные организации различной ведомственной принадлежности.
Эти особенности Программы должны быть адекватно учтены при формировании системы управления ее реализацией.
Государственный заказчик-координатор осуществляет общее руководство реализацией Программы, формирует органы управления ее реализацией. Конкретная структура системы управления, задачи и функции входящих в нее органов управления (без образования юридического лица) регламентируются положением о порядке управления реализацией Программы, утверждаемым Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации по согласованию со всеми государственными заказчиками Программы.
Для планирования работ, определения приоритетных направлений разработок, а также для контроля за их научно-техническим уровнем создается экспертный совет по координации и научному сопровождению Программы, в состав которого включаются ведущие ученые и специалисты страны в области технологического развития, компетентные представители государственных заказчиков, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ведущих предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности.
При ведущих научных центрах по каждому технологическому разделу Программы создаются секции экспертного совета, осуществляющие непосредственное научное сопровождение и контроль работ.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственными заказчиками с головными исполнителями программных мероприятий.
Головные исполнители программных мероприятий по технологическим направлениям определяются по конкурсу, организуемому государственными заказчиками Программы, из числа ведущих научных организаций соответствующего технологического профиля или временных их объединений (консорциумов) по выполнению программных мероприятий.