- установления при необходимости для отдельных источников временно согласованных выбросов (ВСВ) - годовых (в тоннах в год) и контрольных (в граммах в секунду);
- установления технических нормативов выбросов (ТНВ) оборудования, отражающих максимальную массу выброса вредного вещества, отнесенную к единице сырья, топлива, продолжительности работы оборудования, мощности и других показателей, позволяющих проводить сравнение применяемых технологий с точки зрения экологичности и соответствия передовому научно-техническому уровню.
5.4 Нормативы выбросов (ПДВ) пересматриваются не реже одного раза в пять лет [3].
Нормативы ПДВ (ВСВ) оформляются в виде проекта нормативов ПДВ (ВСВ) в соответствии с [23] и требованиями стандартов и иных действующих нормативных документов в области охраны окружающей среды (пример составления проекта нормативов ПДВ для типовой ГРС приведен в приложении Б) и устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха [1] (Ростехнадзор).
5.6 Несоблюдение нормативов выбросов является нарушением при природоохранного законодательства.
5.7 Нормативы выбросов являются основой:
- для оценки соблюдения объектами транспорта и распределения газа законодательства об охране атмосферного воздуха;
- получения разрешения на выброс;
- проведения ведомственного экологического контроля.
5.8 Расчет нормативов (мощности) выбросов (г/с) и разработка воздухоохранных мероприятий проводятся исходя из максимальной фактически достигнутой производительности технологического оборудования (с учетом плановых ремонтов) и/или максимальной проектной.
5.9 Годовые нормативы выбросов (т/год) рассчитываются по планируемой (на период действия ПДВ) максимальной нагрузке и не превышающей максимальную проектную.
5.10 Для строящихся объектов соблюдение нормативов ПДВ должно быть обеспечено к моменту ввода в эксплуатацию.
5.11 В проекте нормативов ПДВ выполняется оценка влияния выбросов объекта на состояние атмосферного воздуха на основе расчета рассеивания выбросов и сопоставления полученных расчетных концентраций:
- в местах проживания - с гигиеническими нормативами качества атмосферного воздуха;
- в других местах - с установленными для этих мест экологическими нормативами качества атмосферного воздуха; если таковые не установлены, нормирование осуществляется по техническим нормативам выбросов.
До утверждения технических (технологических) нормативов выбросов сопоставление ведется на границе СЗЗ (в соответствии с санитарной классификацией предприятия) с гигиеническими нормативами качества атмосферного воздуха (максимально-разовая ПДК, ОБУВ).
6 Характеристика объектов как источников загрязнения атмосферы и нормируемые выбросы
6.1 Газораспределительные станции (ГРС) (а также АГРС, ГРП) предназначены для подачи газа потребителям (населенным пунктам, промышленным предприятиям и т.д.) в заданном количестве, с определенным давлением, необходимой степенью очистки, одоризации.
Газоизмерительные станции (ГИС) входят в состав технологических объектов магистральных газопроводов и обеспечивают измерение количества газа, переданного потребителю, и его качественных показателей.
6.2 На ГРС осуществляются следующие технологические операции:
- очистка газа от механических примесей и от конденсата.
- подогрев (при необходимости) газа перед его редуцированием;
- замер расхода газа;
- снижение давления газа до требуемой величины и поддержание этой величины на выходе из ГРС постоянной;
- одоризация газа (при поступлении неодорированного или недостаточно одорированного газа).
6.3 Нормированию подлежат выбросы вредных (загрязняющих) веществ [5, 6, 7] от установленного технологического оборудования. Перечень веществ представлен в таблице 6.1.
Таблица 6.1 - Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух на ГРС
Код | Название вещества | ПДКмр. (ОБУВ) | Источник выделения | Методика расчета и контроля | |
0410 | Метан | 50 | мг/м3 | Технологическое оборудование | Настоящий стандарт |
1716 | Одорант- СПМ | 5·105 | мг/м3 | ||
Продукты сгорания природного газа | |||||
0301 | Диоксид азота | 0,2 | мг/м3 | Котельная, подогреватели газа | [16] |
0304 | Оксид азота | 0,4 | мг/м3 | ||
0330 | Диоксид серы | 0,5 | мг/м3 | ||
0337 | Оксид углерода | 5 | мг/м3 | ||
0703 | Бенз/а/пирен | 1×10 6 | мг/м3 |
6.4 При эксплуатации ГРС, АГРС, ГРП допускаются выбросы природного газа (включающие одорант, если газ поступает одорированным), величина которых зависит от состава и типа установленного технологического оборудования:
- при продувке пылеуловителей в конденсатосборник (залповый выброс) при централизованном обслуживании - 1 раз в неделю, надомном, вахтенном обслуживании - ежесменно;
- при периодических отключениях пылеуловителей или фильтров для внутреннего осмотра или ремонта, очистки или замены сменных элементов (залповый выброс) -1 раз в год;
- при проверке работоспособности предохранительных клапанов (залповый выброс) -1 раз в 10 дней зимой и 1 раз в месяц летом;
- из блока редуцирования давления при ремонте-осмотре регуляторов давления (залповый выброс) -1 раз в год;
- при аварийных утечках из запорной арматуры или технологического оборудования при их неисправностях;
- при ремонтных работах на обвязке и технологическом оборудовании (стравливание, продувка газа в атмосферу) - по мере необходимости.
6.5 Источниками выделения природного газа на ГИС (который подается неодорированным) являются:
- измерительные линии;
- соединительные (импульсные) линии контрольно-измерительных приборов;
- аварийные утечки от запорной арматуры или технологического оборудования при их неисправностях.
6.6 Источниками выделения продуктов сгорания природного газа на ГРС, АГРС, ГРП, ГИС в зависимости от установленного оборудования могут быть:
- подогреватели природного газа;
- котельные малой производительности.
6.7 Залповые (кратковременные) выбросы природного газа учитываются в годовых нормативах выбросов.
В проектах нормативов ПДВ дается расчетная оценка воздействия залповых выбросов на атмосферный воздух (мощность выбросов в г/с и приземное максимальное загрязнение в ближайшей жилой застройке).
6.8 Аварийные выбросы не нормируются. Организуется учет фактических аварийных выбросов за истекший год, включаемых в годовую отчетность по форме № 2-ТП (воздух). Для их предотвращения разрабатываются и проводятся профилактические мероприятия.
Для предупреждения и своевременной ликвидации утечек предусмотрен систематический контроль герметичности оборудования, арматуры, сальниковых уплотнений, сварных и фланцевых соединений, трубопроводов.
Предусмотренные мероприятия по предупреждению утечек:
- регулярный профилактический осмотр запорной арматуры на всех линиях редуцирования, включая байпас и свечи;
- периодическая набивка смазки в краны;
- контроль загазованности в зале редуцирования с помощью газоанализаторов-сигнализаторов;