В городах и других населенных пунктах ДТП концентрируются в зоне пешеходных переходов, расположенных у остановок общественного транспорта, в зонах школ, стадионов и других местах массового скопления людей.
Одной из главных причин ДТП на дорогах и улицах жилых кварталов является превышение скорости движения. Нарушение скоростного режима движения, особенно в населенных пунктах, в зонах частого появления пешеходов на дорогах, часто приводит к трагическим последствиям.
Во многих странах на участках дорог, где происходит концентрация ДТП, особенно в населенных пунктах, устраивают искусственные дорожные неровности, для того, чтобы снизить скорость движения автомобилей и обеспечить безопасные условия движения для других участников дорожного движения, в первую очередь, пешеходов.
При снижении скорости движения значительно уменьшается кинетическая энергия движения автомобиля, которая способна причинить телесные повреждения и смерть в случае наезда на пешехода, а у водителей становится больше времени, чтобы правильно оценить дорожно-транспортную ситуацию и избежать наезда.
Использование искусственных неровностей в форме гребней или трапециевидных полос на проезжей части автомобильных дорог оказалось эффективным средством повышения безопасности дорожного движения во многих странах.
Во Всемирном докладе о предупреждении дорожно-транспортного травматизма, подготовленном Всемирной организацией здравоохранения и Всемирным банком в 2004 году, приводятся положительные результаты опыта применения искусственных дорожных неровностей в ряде зарубежных стран. Так, например, в Гане удалось снизить число погибших на 55%, а число тяжких телесных повреждений - на 76%.
В настоящее время в России нет единых требований к конструкциям искусственных неровностей и правил их применения, что приводит к необоснованному применению различных конструкций искусственных неровностей.
Не исследованы вопросы влияния различных конструкций искусственных неровностей на техническое состояние транспортных средств при их проезде с различной скоростью по искусственным неровностям. Отсутствует количественный анализ влияния искусственных неровностей на безопасность дорожного движения, основанный на фактическом материале.
В настоящее время Автоматизированная система учета и анализа дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) проходит опытную эксплуатацию в пилотной зоне, включающей в себя следующие федеральные органы управления дорожным хозяйством:
Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия";
Управление автомобильной магистрали "Москва - Санкт-Петербург";
Управление автомобильной магистрали "Москва - Минск";
Управление автомобильной магистрали "Москва - Нижний Новгород".
Опытная эксплуатация программных модулей показала, что необходимо провести их доработку с целью получения более полных анализов аварийности на федеральных автомобильных дорогах.
В то же время искусственные неровности резко изменяют режимы движения транспортных потоков как тех участков дорог, на которых создаются искусственные неровности, так и прилегающих к ним участков. В связи с этим становится актуальной задача оценки целевых показателей работы указанных участков для сравнительной оценки внедрения указанных мероприятий по методу до и после.
9. Цель работы: повышение безопасности дорожного движения за счет принудительного ограничения скорости движения транспортных средств путем применения различных конструкций искусственных неровностей с оценкой влияния их устройства на пропускную способность, скорость движения, степень опасности участков дорог на основе применения оптимизационных методов и компьютерных программ.
10. Отличие, новизна и преимущества:
Исследование проблем влияния различных конструкций искусственных неровностей на аварийность и техническое состояние транспортных средств проводятся впервые.
Отличия модифицированного программного обеспечения системы учета и анализа ДТП, предполагаемого к разработке в рамках данной работы, от ранее созданного, можно свести к следующим позициям:
- наличие информационно-аналитического блока, позволяющего создавать пользователю различные схемы аналитических запросов;
- возможность представления аналитических отчетов в формате MS EXCEL;
- расширенный перечень аналитических отчетов.
Метод компьютерной модели обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими методами исследования характеристик транспортных потоков и не имеет ограничений по количеству и виду исходных данных.
11. Содержание работы:
- изучение отечественного и зарубежного опыта по применению искусственных неровностей;
- проведение исследований влияния различных конструкций искусственных неровностей на аварийность и техническое состояние транспортных средств;
- разработка технических требований к конструкциям искусственных неровностей, предназначенных для принудительного ограничения скорости движения автотранспортных средств;
- разработка предложений по системе внедрения на автомобильных дорогах различных конструкций искусственных неровностей для принудительного ограничения скоростей движения;
- разработка предложений в специальный технический регламент "Требования безопасности при эксплуатации автомобильных дорог";
- разработка предложений о внесении изменений и дополнений в Правила дорожного движения Российской Федерации и в другие нормативные правовые и нормативно-технические документы;
- разработка усовершенствованного программного обеспечения по учету дорожно-транспортных происшествий на федеральных автомобильных дорогах, направленная на расширение его аналитических возможностей. На первом этапе разрабатывается информационно-аналитический блок, позволяющий создавать пользователю различные схемы аналитических запросов, для 10 Упрдоров, указанных Заказчиком, формируется база данных ДТП за 2003 - 2005 гг. На втором этапе для 10 Упрдоров производится ввод исходной информации по объектам дорожной обстановки, формируется дистрибутивный диск с программным обеспечением, подготавливаются инструкции по установке и эксплуатации программного комплекса, производится рассылка материалов в Упрдоры;
- адаптация метода компьютерной имитации транспортных потоков к оценке уровня аварийности и целевых показателей заданной сети дорог;
- разработка программного обеспечения оценки степени опасности участков дорог (прежде всего в узких местах и местах устройства искусственных неровностей) и целевых показателей их работы.
12. Конечный результат работы:
Научно-технический отчет, содержащий результаты исследований, в том числе:
- предложения о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые и нормативно-технические документы в части оборудования дорог искусственными неровностями, в том числе в специальный технический регламент "Требования безопасности при эксплуатации автомобильных дорог", Правила дорожного движения Российской Федерации;
- модифицированное программное обеспечение по учету дорожно-транспортных происшествий на федеральных автомобильных дорогах;
- методику и программное обеспечение для оценки и расчета на характерных участках и среднесетевых показателей пропускной способности, скоростей движения, уровней загрузки и степени опасности;
- установочный модуль компьютерной программы для проведения имитационных экспериментов с математическими моделями транспортных потоков для оценки целевых показателей заданной сети дорог из АБДД "Дорога"; результаты расчетов, представленных в виде массива данных.
13. Область применения: дорожное хозяйство Российской Федерации.
При разработке мероприятий по устройству искусственных неровностей, проектировании ремонта, строительства и реконструкции участков дорог, разработке дорожных программ, подготовке отчетов о результатах деятельности дорожного хозяйства.
14. Внедрение результатов работы: участки концентрации ДТП и другие опасные для движения участки дорог и улиц в городах и населенных пунктах.
Внедрение модифицированного программного обеспечения по учету дорожно-транспортных происшествий должно быть осуществлено в 10 Упрдорах, выбранных Заказчиком в ходе выполнения работ.
Опытная реализация разработанных методов компьютерной имитации транспортных потоков на определяемых заказчиком конкретных участках и подсетях дорог из АБДД "Дорога".
15. Права сторон: право собственности на создаваемую научно-техническую продукцию, в том числе программы для ЭВМ и базы данных, принадлежит Заказчику - Федеральному дорожному агентству.
Заказчик и Исполнитель обеспечивают охрану созданной интеллектуальной собственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Исполнитель имеет право по согласованию с Заказчиком публиковать научные результаты проведенных исследований.
Исполнитель по согласованию с Заказчиком осуществляет патентование (получение охранных документов) на охраноспособные объекты интеллектуальной собственности (изобретение, полезная модель, промышленный образец и др.), создаваемые в рамках контракта.
16. Требования к представляемой продукции:
Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.