Водители транспортных средств могут не обращать внимания или не однозначно воспринимать не правильно установленные знаки и светофоры, не поддерживаемые в необходимом по условиям обеспечения безопасности движения состоянии. Это может, в зависимости от типа знака, привести к таким опасным действиям, как превышение скорости, невыполнение требования уступить дорогу, неправильная остановка и стоянка. Наклон стоек знаков в процессе их эксплуатации незначительно влияет на дальность их видимости лишь в тех случаях, когда он не превышает +/- 5° по отношению к вертикали. Поэтому необходимо нормировать величину допустимого наклона стоек знаков. Полноценных исследований по оценки влияния эксплуатационного состояния дорожных знаков на аварийности не проводилось с 80-х годов.
Риск смертельного исхода в ночном ДТП в 2 раза выше, чем в дневное время, а частота возникновения ДТП в ночное время (при одинаковой интенсивности движения) на треть выше, чем днем. Удельная аварийность на освещенных дорогах на 30% ниже, чем на неосвещенных. Освещение автомобильных дорог является эффективным средством повышения безопасности движения в темное время суток. Средняя яркость дорожного покрытия является характеристикой, имеющей наиболее сильную связь с частотой возникновения ДТП.
Искусственное освещение дороги приводит к снижению ночных ДТП, но при условии, что осветительные установки правильно спроектированы, установлены и должным образом обслуживаются. Стационарное освещение способствует снижению числа ДТП от 13% до 75%. Степень влияния освещения на снижение аварийности зависит не только от обустройства дорог освещением, но и от качества освещения. Повышая качество освещения на дорогах с высокой интенсивностью движения, можно добиться снижения аварийности почти на 50%. Сравнительный анализ распределения количества участков концентрации ДТП для темного времени суток на освещенных и неосвещенных участках дорог в населенных пунктах показывает, что опасные участки с повышенным риском ДТП с наибольшей вероятностью формируются в местах, где освещение отсутствует, или не соответствует нормам освещенности.
Основные требования к эксплуатационному состоянию искусственного освещения изложены в ГОСТ Р 50597-93, но за последние 15 лет существенным образом изменилась мощность применяемых ламп, конструкция светильников и мачт освещения. В связи с этим требуется проведение исследований влияния эксплуатационного состояния искусственного освещения на аварийность с разработкой предложений по внесению изменений в ГОСТ Р 50597-93.
9. Цель работы:
Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения.
10. Отличия, новизна и преимущества:
Отличительной особенностью данной работы является то, что мероприятия по повышению безопасности дорожного движения будут установлены на основе статистического анализа и обработки обширных массивов исходных данных об эксплуатационном состоянии дорог, технических средств организации движения и элементов обустройства.
Преимуществом данной работы является использование программно-целевого подхода для решения проблемы повышения безопасности движения на федеральной сети дорог.
11. Содержание работы:
Работа включает четыре этапа.
На первом этапе работы (2006 г.) проводится анализ исследований о влиянии эксплуатационных характеристик современных средств обустройства на аварийность. Разрабатываются формуляры по сбору исходной информации об эксплуатационных характеристиках дорожных знаков, светофоров, искусственного освещения, зимнего содержания. Проводится анализ данных АБДД "ДОРОГА" о техническом состоянии средств обустройства автомобильных дорог федерального значения. Определяются основные направления деятельности по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения при помощи применения современных средств обустройства.
На втором этапе работы (2007 г.) осуществляется подготовка предложений по проведению основных мероприятий для снижения уровня аварийности на автомобильных дорогах федерального значения с помощью современных средств обустройства. Устанавливается номенклатура основных мероприятий, стоимость и сроки их реализации, прогнозируется изменение уровня аварийности в результате реализации мероприятий и оценивается их эффективность. Выбор мероприятий будет направлен на приведение обустройства дорог техническими средствами организации дорожного движения в соответствие требованиям новых национальных стандартов: ГОСТ Р 51256-99, ГОСТ Р 52282-2004, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004.
Предусматривается, что в результате реализация основных мероприятий, технические средства организации дорожного движения будут приведены в соответствие с требованиями новых национальных стандартов.
На третьем этапе работы (2008 г.) разрабатываются предложения по внесению уточненных требований к эксплуатационным характеристикам современных средств обустройства и уровню зимнего содержания автомобильных дорог и улиц, допустимым по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, в нормативно-технические документы.
На четвертом этапе работы (2009 - 2012 гг.) осуществляется техническое и научное сопровождение реализации мероприятий по применению современных средств обустройства. Ежегодная корректировка сроков, номенклатуры и местоположения мероприятий с учетом изменений технического состояния и уровня аварийности федеральных дорог.
12. Конечный результат работы:
Научно-технический отчет, содержащий комплекс мероприятий (отраслевую программу) по повышению безопасности движения за счет оборудования автомобильных дорог федерального значения современными техническими средствами организации дорожного движения.
13. Область применения: федеральные автомобильные дороги.
14. Внедрение результатов работы: органы управления дорожным хозяйством.
15. Права сторон:
Право собственности на создаваемую научно-техническую продукцию, в том числе программы для ЭВМ и базы данных, принадлежит Заказчику - Федеральному дорожному агентству.
Заказчик и Исполнитель обеспечивают охрану созданной интеллектуальной собственности.
Права на "ноу-хау" (методы, модели, информацию, идеи и др.) находятся в совместном ведении Заказчика и Исполнителя без ограничения срока.
Исполнитель имеет право публиковать научные результаты проведенных исследований.
Исполнитель по согласованию с Заказчиком осуществляет патентование (получение охранных документов) на охраноспособные объекты интеллектуальной собственности, создаваемые в рамках настоящего контракта.
16. Требования к представленной продукции:
Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.
17. Условия приемки работ:
Передача Заказчику оформленной в установленном порядке научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя.
При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель представляет Заказчику проекты актов сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной условиями контракта.
18. Стоимость работ: определяется по результатам конкурса.
19. Сроки выполнения работ:
Начало работ - август 2006 г.
Окончание работ - декабрь 2012 г.
20. Предмет стандартизации: отсутствует.
21. Перечень основных Исполнителей:
Определяется после проведения конкурса на право заключения контракта.
22. Требования к составу Исполнителей:
К работе привлекаются специалисты, имеющие практический опыт работы и научные разработки в области безопасности дорожного движения, системщики, программисты.
23. Перечень рецензентов:
Перечень рецензентов согласовывается с Заказчиком.
24. Особые условия: окончательная редакция Программы оформляется с использованием WORD 2000, таблицы основных программных мероприятий оформляются в электронном виде и передается Заказчику на дискете.
Начальник отдела автомобильного
транспорта и безопасности
дорожного движения
Б.Н.БАВАРОВ
Техническое задание на выполнение научно-исследовательских работ
Утверждаю
Начальник Управления эксплуатации