Протокол заседания от 27.09.2006 N 187-4-4 (Выписка) "О Рекомендациях по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями" стр. 12

В частности, в одной из избирательных комиссий после проведения подсчета голосов протокол об итогах голосования в нарушение закона был составлен в одном экземпляре. После подписания протокола об итогах голосования и направления его в территориальную избирательную комиссию участковая избирательная комиссия выявила в протоколе неточность по количеству голосов избирателей, поданных за каждого кандидата, однако заседание комиссии по вопросу о внесении уточнений в протокол не проводилось, члены комиссии, наблюдатели и другие лица, присутствовавшие при подсчете голосов, о данном факте не информировались. Надпись "Повторный" на изготовленном повторном протоколе отсутствовала, время фактического его составления было указано недостоверно, ранее составленный протокол членами участковой комиссии был уничтожен. Вновь составленный протокол одному из наблюдателей был выдан без составления соответствующего реестра.
В одной из участковых избирательных комиссий г. Саратова ее председатель Р. после проведения подсчета голосов, но до подписания протокола об итогах голосования выдала наблюдателю заверенную копию протокола без фиксирования этого факта в соответствующем реестре. За допущенные нарушения виновные были подвергнуты административным наказаниям в виде штрафа.
Аналогичные нарушения были выявлены и в других участковых избирательных комиссиях.

Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов

1. Непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
2. То же нарушение, совершенное председателем территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно нарушение им сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования на выборах, референдуме в средства массовой информации для опубликования -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
3. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное председателем окружной избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно нарушение им сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования, о результатах выборов в средства массовой информации для опубликования -
влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
4. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное председателем избирательной комиссии, комиссии референдума субъекта Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
5. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 5.25 Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение порядка опубликования и обнародования итогов голосования и результатов выборов, референдума, предусмотренного статьей 72 Федерального закона, статьей 86 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", статьей 79 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичными нормами региональных законов о выборах и референдумах.
Частью 1 рассматриваемой статьи предусмотрено два состава правонарушения:
1) непредоставление сведений об итогах голосования;
2) несвоевременное предоставление сведений об итогах голосования.
Частью 2 данной статьи к административным правонарушениям отнесены действия, указанные в части 1, но совершенные председателем территориальной избирательной комиссии, а также установлена его ответственность за нарушение сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования на выборах в средства массовой информации для опубликования.
Частями 3, 4, 5 данной статьи предусмотрена ответственность за аналогичные действия председателей окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Субъектами правонарушений соответственно являются председатели участковой, территориальной, окружной избирательных комиссий, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Передача сведений является одной из мер по реализации принципа гласности в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, закрепленного статьей 30 Федерального закона.
С фактом публикации итогов голосования (результатов выборов, референдума) связан целый ряд избирательных, референдумных действий (например, прекращение полномочий членов комиссии с правом совещательного голоса по истечении 30 дней с момента публикации, если кандидаты, их назначившие, не были избраны).
Вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении находится в компетенции прокурора.

Статья 5.56. Нарушение порядка и сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума

1. Непредставление председателем, заместителем председателя или секретарем избирательной комиссии, комиссии референдума в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, или их представление с нарушением установленных законом сроков -
влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
2. Уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, до истечения сроков их хранения, а также нарушение установленного порядка уничтожения таких документов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Субъектами административной ответственности за нарушение порядка и сроков представления документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, являются председатель, заместитель председателя, секретарь соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, поскольку пунктом 10 статьи 70 Федерального закона именно на них возложена ответственность за сохранность избирательной документации, документации референдума до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.
За нарушение, предусмотренное частью 2 комментируемой статьи, субъектами административной ответственности могут быть, кроме того, и иные лица, на которых возложена ответственность за соблюдение порядка уничтожения документов.
Такими лицами могут быть сотрудники государственных, районных, городских архивов, члены экспертно-проверочной комиссии архивного органа субъекта Российской Федерации, лица, которые провели предварительную экспертизу соответствующей документации.
Комментируемая статья состоит из двух частей.
Часть 1 предусматривает два состава правонарушения:
1) непредставление документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума;
2) представление документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума с нарушением установленных законом сроков.
Таким образом, предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пункта 19 статьи 20 Федерального закона (в части обязанности избирательной комиссии, комиссии референдума представить в вышестоящую комиссию необходимые документы), пунктом 30 статьи 68, пунктами 1 и 2 статьи 69 Федерального закона (в части представления протоколов об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума); требования пункта 10 статьи 70 Федерального закона о передаче документов на хранение из нижестоящей комиссии в вышестоящую.
Часть 2 предусматривает два состава правонарушения:
1) уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, до истечения сроков их хранения;
2) нарушение установленного порядка уничтожения таких документов.
Таким образом, любое из указанных нарушений является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности по части 2 комментируемой статьи.
Пункт 10 статьи 70 Федерального закона предусматривает, что документация комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями избирателей, участников референдума, бюллетени, открепительные удостоверения и списки избирателей, участников референдума, подлежит хранению в течение сроков, установленных законом. При этом устанавливаемые сроки хранения подписных листов с подписями избирателей, участников референдума, бюллетеней, открепительных удостоверений и списков избирателей, участников референдума не могут быть менее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдума. Устанавливаемые сроки хранения протоколов об итогах голосования и сводных таблиц об итогах голосования не могут быть менее одного года со дня объявления даты следующих выборов того же уровня, а комиссий референдума - менее пяти лет со дня опубликования итогов голосования. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, сроки хранения соответствующей избирательной документации, документации референдума продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом).
Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения избирательной документации, документации референдума утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими государственными архивными органами (пункт 11 статьи 70 Федерального закона). Утверждение такого порядка осуществляется по отношению к конкретным выборам, например, ЦИК России 23 июля 2003 года приняла Постановление N 19/132-4 "О Порядке хранения и передачи в архивы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, и Порядке уничтожения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва".
Право составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном рассматриваемой статьей, принадлежит уполномоченным членам избирательных комиссий, комиссий референдума.
Правовое управление
Аппарата ЦИК России

Приложение 1 Протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом

Приложение 1
к Рекомендациям
ПРОТОКОЛ N ____