Порядок и условия финансового обеспечения подготовки и проведения выборов и референдумов предусмотрен статьей 57 Федерального закона, аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах. Сроки перечисления (зачисления) добровольных пожертвований в избирательные фонды, фонды референдума, сроки проведения иных операций со средствами избирательных фондов, фондов референдума кредитными организациями, отделениями связи установлены частью 3 статьи 67 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 3 статьи 61 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", а также статьей 31 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статьей 80 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Нарушение установленного порядка финансирования влечет за собой административную ответственность.
Статья содержит два состава:
1) неперечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума;
2) перечисление с нарушением установленных законом сроков средств избирательным комиссиям, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума.
Субъектами правонарушения по данной статье выступают должностные лица:
а) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями по перечислению средств (при исполнении соответствующих бюджетов, перечисляющих денежные средства соответствующим уровню выборов и референдумов избирательным комиссиям, комиссиям референдума);
б) кредитных организаций - банков (при перечислении денежных средств через банк кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума, избирательным комиссиям, комиссиям референдума);
в) отделений связи (при осуществлении переводов посредством почтовой и электрической связи);
г) избирательных комиссий, комиссий референдума (при перечислении денежных средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума).
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять инспектора Счетной палаты.
Статья 5.50. Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума
Невозврат жертвователю в установленный законодательством о выборах и референдумах срок пожертвований (их части), перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах, неперечисление в указанный срок в доход соответствующего бюджета пожертвований, внесенных анонимными жертвователями, а равно невозврат неиспользованных средств, предназначенных для внесения избирательного залога, -
влечет наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на избирательное объединение - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Пунктом 9 статьи 58 Федерального закона установлена обязанность кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума перечислить жертвователям пожертвования, внесенные в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением требований пунктов 7 и 8 статьи 58 Федерального закона, или часть пожертвований, превышающую установленный законом размер, а пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, - в доход соответствующего бюджета. Сроки таких перечислений и возвратов установлены законами о выборах, референдумах.
Статья 5.50 Кодекса содержит три альтернативных состава правонарушения:
1) невозврат жертвователю в установленный срок пожертвований (их части), перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением требований законодательства о выборах, референдумах;
2) неперечисление в указанный срок в доход соответствующего бюджета пожертвований, внесенных анонимными жертвователями;
3) невозврат неиспользованных средств, предназначенных для внесения избирательного залога.
Субъекты данного административного правонарушения: кандидат; лицо, являвшееся кандидатом; лицо, избранное депутатом; избирательное объединение; уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
Право на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, имеют уполномоченные члены соответствующих комиссий.
7. Организация голосования и порядок подсчета голосов
Статья 5.22. Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме
Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления возможности гражданину проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Порядок проведения голосования установлен статьей 64 Федерального закона, аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах. В соответствии с установленным порядком избиратель, участник референдума голосует только лично и вправе получить один бюллетень для голосования, за исключением предусмотренных законом случаев (при совмещении выборов, референдумов нескольких уровней; при формировании законодательного (представительного) органа государственной власти по мажоритарной и пропорциональной системам). Нарушение установленного порядка голосования является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности.
Статьей предусмотрено два альтернативных состава правонарушения:
1) выдача бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать за других лиц либо в целях предоставления возможности проголосовать более одного раза;
2) выдача заполненных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.
Из диспозиции статьи следует, что субъектом правонарушения в первом случае является член участковой комиссии с правом решающего голоса. Незаконная выдача бюллетеня может быть совершена только умышленно.
Согласно пункту 8 статьи 64 Федерального закона бюллетень заполняется избирателем, участником референдума. Ответственность за нарушение этого требования закона несут члены комиссии, в нарушение закона выдавшие избирателю, участнику референдума избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме, в котором уже имеется отметка по одной из позиций избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме; иные лица, передающие избирателю, участнику референдума заполненный бюллетень.
Протокол об административном правонарушении вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции). Учитывая тяжесть данного правонарушения, следует напомнить, что возбудить дело об административном правонарушении вправе также и прокурор. Кроме того, необходимо помнить, что для привлечения к административной ответственности члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса необходимо согласие соответствующего прокурора.
Статья 5.23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме
Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федерального закона избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме являются документами строгой отчетности.
Законом предъявляются и определенные требования к порядку изготовления, хранения и использования бюллетеней. Так, при изготовлении в полиграфической организации бюллетеней их тираж заранее должен быть определен комиссией. О передаче бюллетеней составляется акт, в котором должно быть отмечено количество передаваемых бюллетеней. Кроме того, работники полиграфической организации должны уничтожить выбракованные и излишне изготовленные (при обнаружении таковых) бюллетени, о чем также составляется акт. Пунктами 11 - 14 статьи 63 Федерального закона установлена процедура выбраковки и передачи бюллетеней типографией (полиграфической организацией) избирательным комиссиям, комиссиям референдума, а также последующей передачи бюллетеней нижестоящим избирательным комиссиям, комиссиям референдума.
Ответственность по статье 5.23 Кодекса наступает независимо от наличия цели дальнейшего использования этих бюллетеней для фальсификации итогов выборов, референдума либо отсутствия таковой.
Субъектами ответственности являются граждане, юридические лица и должностные лица, в том числе избирательных комиссий.
Вопрос о возбуждении дела о данном правонарушении решается прокурором.
Статья 5.24. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов"
1. Нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного законом порядка подсчета голосов либо установленного законом порядка обработки итогов голосования, определения результатов выборов, референдума -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного федеральным законом порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов" -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Порядок подсчета голосов установлен статьей 68 Федерального закона. При этом следует соблюдать не только последовательность предусмотренных данной нормой действий, но и обеспечить открытость и гласность процесса. Возможность присутствия при проведении подсчета наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и иных лиц, чье присутствие на избирательном участке, участке референдума предусмотрено статьей 30 Федерального закона, является неотъемлемой частью порядка проведения голосования и подсчета голосов.
Правонарушением является также привлечение членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, других лиц к процессу непосредственного подсчета голосов, а также неправильное заполнение протокола об итогах голосования или внесение в него исправлений.
Порядок обработки итогов голосования предусмотрен статьей 69 Федерального закона, а определение результатов выборов, референдума регламентировано статьей 70 данного Закона. Несоблюдение порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" и "Повторный подсчет голосов", установленного в пункте 9 статьи 69 Федерального закона, образует новый состав административного правонарушения, указанного в пункте 2 комментируемой нормы.
Субъектами правонарушений могут быть члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, в том числе председатели комиссий.
Право возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном рассматриваемой статьей, принадлежит прокурору.
Так, в 2004 году в Саратовской области прокурором были возбуждены производства по делам об административном правонарушении в отношении ряда председателей участковых избирательных комиссий.