Протокол заседания от 27.09.2006 N 187-4-4 (Выписка) "О Рекомендациях по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями" стр. 9

предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействие на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Субъектами административного правонарушения являются все лица (физические и юридические).
В одном из субъектов Российской Федерации за подкуп избирателей при проведении одной из избирательных кампаний были привлечены к административной ответственности 8 человек. В одном случае виновные лица, агитируя за кандидата, выплачивали за каждый голос от 50 до 100 рублей. В другом случае нарушение выразилось в том, что виновное лицо, агитируя за кандидата, выдавало каждому гражданину, обещавшему отдать свой голос за данного кандидата, бутылку водки. По результатам судебного рассмотрения виновным лицам было назначено административное наказание.
Протоколы об административных правонарушениях по статье 5.16 Кодекса вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Статья 5.48. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов

Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума на размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной и (или) муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов, а равно нарушение организациями, оказывающими рекламные услуги, условий размещения агитационных материалов -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с пунктом 8 статьи 54 Федерального закона печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи) только с согласия и на условиях их собственников (владельцев). Исключение составляют специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, о регистрации инициативной группы по проведению референдума, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Таким образом, указанные организации, предоставив разрешение разместить агитационные материалы одному кандидату, избирательному объединению, не вправе отказать в выдаче аналогичного разрешения другим кандидатам (избирательным объединениям). При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.
Пунктом 9 статьи 54 Федерального закона предусмотрено, что организации, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия для размещения агитационных материалов.
В данных случаях объем площадей для размещения агитационных материалов и условия его оплаты должны быть едиными для всех кандидатов, избирательных объединений.
Нормой статьи 5.48 Кодекса предусмотрено два состава правонарушения:
1) нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума на размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной и (или) муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов;
2) нарушение организациями, оказывающими рекламные услуги, условий размещения агитационных материалов.
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица. Следует особо выделить субъект по второму составу правонарушения, предусмотренному анализируемой статьей, - им является организация (юридическое лицо), оказывающая рекламные услуги.
Возбуждение производства об административном правонарушении по статье 5.48 Кодекса находится в исключительной компетенции прокурора.

Статья 5.49. Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами, референдумом

Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Пунктом 3 статьи 56 Федерального закона, частью 3 статьи 62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 3 статьи 56 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" установлено, что в период избирательной кампании, кампании референдума выборы, референдум и их результаты не могут быть объектом лотерей и других основанных на риске игр.
В соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 года "О лотереях" под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
Под другими основанными на риске играми понимаются игры, в которых участники делают прогноз (заключают пари) на возможный вариант какой-либо социально значимой ситуации (в данном случае - ситуации, связанной с проведением выборов и их результатами), где выигрыш зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими реальными, документально подтвержденными фактами, а также игры с использованием специальных автоматов с денежными или натуральными выигрышами (например, тотализаторы, электронные игры и т.д.).
Квалифицирующим признаком для привлечения виновного лица (виновных лиц) к административной ответственности является период проведения избирательной кампании.
Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица. Необходимо отметить, что в данном случае проведение лотерей и иных основанных на риске игр означает их организацию, поэтому лица, участвующие в таких действиях, не несут ответственности по статье 5.49 Кодекса.
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Статья 5.51. Нарушение организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, правил изготовления агитационных печатных материалов

Выполнение организацией, индивидуальным предпринимателем работ или оказание ими услуг по изготовлению агитационных печатных материалов без предварительного опубликования предусмотренных законом сведений о размере и других условиях оплаты указанных работ или услуг -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 11 статьи 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы (оказывающих услуги) по изготовлению агитационных материалов, в зависимости от их объема, тиража, красочности, способа послепечатной обработки и применяемых материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и в тот же срок представлены в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы эта организация, индивидуальный предприниматель. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данные требования, не вправе осуществлять работы по изготовлению агитационных материалов.
При осуществлении контроля за деятельностью полиграфических организаций в период избирательных кампаний необходимо учитывать письмо МПТР России от 1 апреля 2003 года N Ц/19-101, изданное в обеспечение реализации данного требования законодательства о выборах, в котором обращено внимание на то, что во исполнение требований части 3 статьи 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункта 11 статьи 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" полиграфическим организациям необходимо не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов представить в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которой зарегистрировано предприятие, сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты полиграфических работ по изготовлению агитационных материалов в зависимости от их объема, тиража, красочности, способа послепечатной обработки и применяемых материалов. Полиграфическая организация, не выполнившая данные требования, не вправе осуществлять работы по изготовлению агитационных материалов. В случае изготовления и распространения агитационных материалов с нарушением требований федерального законодательства избирательные комиссии вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных предвыборных агитационных материалов.
В отличие от ранее действовавшей нормы комментируемой статьи административную ответственность за выполнение работ или оказание услуг по изготовлению агитационных печатных материалов без предварительного опубликования предусмотренных законом сведений о размере и других условиях оплаты указанных работ и услуг в настоящее время несут не только полиграфические, но и иные организации, а также индивидуальные предприниматели, выполняющие указанные работы (оказывающие услуги).
Субъектом правонарушения является юридические лица: организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов.
Протоколы об административном правонарушении вправе составлять уполномоченные члены избирательных комиссий, должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, а также органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания.

Статья 5.52. Невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий

Невыполнение уполномоченным на то должностным лицом требований об обеспечении зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий в случаях, когда обеспечение таких условий предусмотрено законом, либо иное нарушение предусмотренных законодательством о выборах прав зарегистрированного кандидата, избирательного объединения при проведении ими указанных мероприятий -
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 5.52 Кодекса содержит два состава, предусматривающих ответственность за совершение нарушений требований статьи 53 Федерального закона:
1) невыполнение уполномоченным на то должностным лицом требований об обеспечении зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий, когда обеспечение таких условий предусмотрено законом;
2) иное нарушение предусмотренных законодательством о выборах прав зарегистрированного кандидата, избирательного объединения при проведении ими агитационных публичных мероприятий.
В частности, согласно пунктам 3 и 4 статьи 53 Федерального закона, если помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, иной группе участников референдума (инициативной группе участников референдума) в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода. Несоблюдение данного требования является нарушением требования об обеспечении зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий.
Привлечение виновного лица к административной ответственности по статье 5.52 Кодекса возможно только при нарушении прав зарегистрированного кандидата, избирательного объединения в связи с проведением ими агитационных публичных мероприятий, если правонарушение виновного лица не предполагает ответственности по другим статьям главы 5 Кодекса (статьи 5.7, 5.13, 5.15, 5.48).
Субъектами административной ответственности по статье 5.52 Кодекса являются должностные лица, обязанные обеспечить кандидатам, избирательным объединениям равные условия для проведения предвыборной агитации.
7 ноября 2003 года в городе Ртищево Саратовской области проводился День города. В ходе проведения праздника было проведено массовое мероприятие, на котором состоялось публичное выступление кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва К. При этом выступление кандидата было заранее запланировано и обозначено в программе праздника. Иные кандидаты о массовом мероприятии, на котором возможно выступление, не извещались. Контроль за выполнением постановления о проведении Дня города возлагался на председателя комиссии по подготовке и проведению Дня города С., который и был привлечен к административной ответственности и подвергнут административному наказанию в виде штрафа.
Дела об административных правонарушениях по данной статье возбуждаются прокурором.

6. Финансирование выборов

Статья 5.17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов

1. Непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений -
влекут наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, на должностное лицо кредитной организации в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.
2. Непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление председателем избирательной комиссии, комиссии референдума в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
К части 1. Пунктом 9 статьи 59 Федерального закона предусмотрена обязанность кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума предоставить в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума итоговый финансовый отчет в определенный законом срок (частью 2 статьи 68 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 2 статьи 62 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" предусмотрено предоставление двух финансовых отчетов - первого и итогового). Нарушение установленного порядка предоставления финансовых отчетов образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.17 Кодекса.