Протокол заседания от 27.09.2006 N 187-4-4 (Выписка) "О Рекомендациях по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями" стр. 6

5. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

Статья 5.5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов

1. Нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет") -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
2. Непредоставление государственной или муниципальной организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии, комиссии референдума на безвозмездной основе, а равно в установленный законом срок соответственно эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, участников референдума, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародование которой предусмотрено законодательством о выборах и референдумах, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Основные требования к порядку участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов и референдумов установлены статьями 45, 50 - 52 Федерального закона. Нарушение этих требований влечет ответственность по статье 5.5 Кодекса.
Нарушения могут выражаться, в частности, в следующем:
нарушение требований к содержанию информационных материалов (пункты 2 и 5 статьи 45 Федерального закона);
публикация (обнародование) результатов опросов общественного мнения с нарушением пунктов 2 и 3 статьи 46 Федерального закона;
отказ зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям в предоставлении им бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона, аналогичные нормы других законов о выборах);
нарушение правил выделения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 3 статьи 51 Федерального закона);
нарушение правил распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 4 статьи 51 Федерального закона);
нарушение правил резервирования и предоставления платного эфирного времени и платной печатной площади для проведения агитации (пункт 6 статьи 51 Федерального закона, часть 5 статьи 59 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункт 7 статьи 53 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации");
публикация в периодических печатных изданиях агитационных материалов без указания источника оплаты материала (пункт 6 статьи 52 Федерального закона);
выпуск в эфир или публикация агитационных материалов, не оплаченных из средств избирательного фонда;
публикация агитационных материалов в официальном периодическом печатном издании;
перекрытие передачи агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов (пункт 9 статьи 51 Федерального закона);
публикация агитационных материалов с сопровождением их редакционными комментариями в любой форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением (пункт 5 статьи 52 Федерального закона);
оказание редакцией периодического печатного издания, публикующего агитационные печатные материалы, предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодического издания (пункт 7 статьи 52 Федерального закона).
Часть 1 статьи 5.5 Кодекса содержит два состава административного правонарушения, различающихся по субъектам:
1) нарушение порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов;
2) нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) таких материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет").
В первом случае субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.5 Кодекса, являются главные редакторы как должностные лица средств массовой информации, а также юридические лица - редакции средств массовой информации, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, либо иные организации, осуществляющие выпуск или распространение средства массовой информации. Во втором случае субъектами административного правонарушения является неограниченный круг лиц, нарушивших своими действиями установленный порядок опубликования (обнародования) информационных и агитационных материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети "Интернет".
Так, уполномоченным членом Избирательной комиссии Ленинградской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении главного редактора газеты, который подписал в печать указанную газету, в которой содержались материалы, нарушающие установленные законодательством Российской Федерации правила проведения предвыборной агитации. В опубликованных газетой статьях распространялась информация об одном из кандидатов на должность губернатора Ленинградской области в сочетании с негативными комментариями. Указанная информация была опубликована с нарушением норм Федерального закона, предусматривающих опубликование данных о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. Кроме того, публикация была осуществлена в период, когда предвыборная агитация в средствах массовой информации запрещена. Протокол об административном правонарушении был направлен в суд.
Пунктом 18 статьи 20 Федерального закона предусмотрена обязанность государственных и муниципальных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и (или) редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий предоставить комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном указанным Федеральным законом, иными законами, избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. Нарушение указанного положения Федерального закона влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 5.5 Кодекса.
Дела об административных правонарушениях по данной статье вправе возбуждать должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации; должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания; уполномоченные члены избирательных комиссий.

Статья 5.8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях

Нарушение кандидатом, избирательным объединением, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, иным лицом, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения или привлеченным указанными лицами к проведению предвыборной агитации, либо лицом, замещающим государственную должность или выборную муниципальную должность, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на избирательные объединения, на иных юридических лиц - от двухсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
Статья 5.8 Кодекса находится в прямой связи со статьей 5.5 Кодекса, устанавливая ответственность за нарушение порядка и условий проведения агитации другими субъектами - кандидатами, избирательными объединениями порядка и условий проведения предвыборной агитации, установленных статьей 48 Федерального закона, аналогичными нормами других законов о выборах.
Субъектами данного правонарушения является широкий круг участников избирательного процесса: кандидаты, избирательные объединения, доверенные лица кандидата, уполномоченные избирательных объединений, лица, привлеченные ими для участия в предвыборной агитации, лица, замещающие государственную должность или выборную муниципальную должность.
Применение данной статьи Кодекса должно основываться на содержании понятий "кандидат", "избирательное объединение", закрепленных в статье 2 Федерального закона (пункты 35 и 25 соответственно).
К иным лицам, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения, могут относиться лица, привлеченные кандидатами, избирательными объединениями для ведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях. Согласно пункту 2 статьи 39 Федерального закона от имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов - также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список. При этом необходимо учитывать, что в совместных агитационных мероприятиях на каналах организаций телерадиовещания зарегистрированные кандидаты (в том числе из списка кандидатов) могут участвовать только лично, представители зарегистрированного кандидата для участия в таких совместных агитационных мероприятиях не допускаются, за исключением случаев, установленных законом (пункт 4 статьи 51 Федерального закона). Исключение из данного правила установлено, например, Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации", согласно которому если зарегистрированный кандидат по вынуждающим к тому обстоятельствам (болезнь, выполнение должностных обязанностей) не может участвовать в совместном агитационном мероприятии, проводимом на канале общероссийской государственной организации телерадиовещания, вместо него в совместном агитационном мероприятии может участвовать его доверенное лицо, в совместных агитационных мероприятиях, проводимых на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания, вместо зарегистрированного кандидата может участвовать его доверенное лицо (пункты 8 и 9 статьи 52 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"). Возможность неличного участия кандидата в совместных агитационных мероприятиях, проводимых в рамках бесплатного эфирного времени, может быть предусмотрена и законом субъекта Российской Федерации.
Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях. Порядок и условия такой предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума устанавливаются законом (статьи 51 и 52 Федерального закона). При проведении выборов в органы государственной власти данный порядок и условия определяются Федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации". При проведении избирательных кампаний в субъектах Российской Федерации следует также руководствоваться соответствующими нормами законодательства о выборах субъекта Российской Федерации.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в действии, выраженном в нарушении порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях. Примером такого нарушения может быть использование в агитационных материалах кандидата, размещаемых в средствах массовой информации, положительных высказываний лиц о кандидате, избирательном объединении, без получения согласия на использование такого высказывания либо проведение предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, другие политические партии (пункт 2 статьи 50 Федерального закона).
Таким образом, для привлечения виновного лица к ответственности по данной статье в обязательном порядке должны быть соблюдены два условия объективной стороны:
в высказываниях указанных в диспозиции статьи лиц должны присутствовать признаки предвыборной агитации, определение которой дано в пункте 4 статьи 2 Федерального закона;
материал должен быть размещен в средствах массовой информации (на каналах телерадиовещания либо в периодических печатных изданиях). Если агитационный материал размещен не в периодическом печатном издании, а в ином агитационном материале (агитационном листке, листовке, каким-либо другим способом), это не образует состава административного правонарушения по статье 5.8 Кодекса.
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять уполномоченные члены избирательных комиссий.

Статья 5.9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности

Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Пунктом 4 статьи 56 Федерального закона, частью 4 статьи 62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 3 статьи 56 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" закреплены ограничения на осуществление рекламы коммерческой (предпринимательской) и иной деятельности ряда лиц - кандидатов, избирательных объединений, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, доверенных лиц кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами или членами которых являются указанные лица или организации.
Основными требованиями к распространению коммерческой рекламы являются предварительная оплата в период избирательной кампании такой рекламы за счет средств избирательного фонда, а также запрет распространять ее в день голосования и день, ему предшествующий.
Объективная сторона данного правонарушения может быть выражена в следующих действиях:
- оплата такой рекламы не из средств избирательного фонда;
- распространение такой рекламы в нарушение разрешенного периода ее распространения.
Субъектом данного правонарушения могут являться как кандидат, избирательное объединение, так и организация телерадиовещания, редакция периодического печатного издания в случае распространения данной рекламы в нарушение установленных сроков.
Протоколы об административном правонарушении по данной статье могут составлять уполномоченные члены избирательных комиссий.