Протокол заседания от 27.09.2006 N 187-4-4 (Выписка) "О Рекомендациях по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями" стр. 5

В данном разделе статья 5.7 Кодекса рассматривается в части отказа работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума.
Гарантии, связанные с освобождением члена избирательной комиссии с правом решающего голоса от основной работы на период подготовки и проведения выборов и сохранения должности, установлены пунктом 17 статьи 29 Федерального закона.
Субъекты - лица, обязанные освободить члена избирательной комиссии с правом решающего голоса от основной работы на период подготовки и проведения выборов с сохранением должности (руководители организаций независимо от формы собственности, командиры воинских частей, другие работодатели).
Основанием привлечения к административной ответственности по данной статье является наличие заявления члена избирательной комиссии, комиссии референдума об освобождении от работы на период подготовки и проведения выборов, по которому решение обязанным лицом не принято или принято отрицательное решение.
В соответствии со статьей 28.4 Кодекса возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном описываемой нормой, вправе исключительно прокурор. Поводом для возбуждения дела может послужить сообщение члена комиссии, которому отказали в освобождении от работы на период подготовки и проведения выборов, либо комиссии как коллегиального органа.

3. Гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, реализации инициативы проведения референдума

Статья 5.46. Подделка подписей избирателей, участников референдума

Подделка подписей избирателей, участников референдума, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, а равно заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, либо уполномоченным лицом, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума регулируется статьей 37 Федерального закона, статьей 41 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", статьей 36 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах. Нарушение этих норм влечет административную ответственность по статье 5.46 Кодекса.
Статья 5.46 Кодекса содержит два состава, различаемых по субъектам привлечения к ответственности и по совершаемым ими действиям:
подделка подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Субъектом данного правонарушения являются лица, в соответствии с пунктом 7 статьи 37 Федерального закона обладающие правом сбора подписей, то есть дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие к моменту сбора подписей возраста 18 лет;
заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, либо уполномоченным лицом.
Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона предусмотрено, что порядок заверения подписного листа устанавливается законом. В частности, в соответствии с частью 8 статьи 41 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, и уполномоченным представителем политической партии. Именно эти лица будут субъектами данного правонарушения.
При этом ответственность наступает за сам факт подделки подписей или факт заверения заведомо подделанных подписей (подписных листов) независимо от того, были ли у лица, совершившего правонарушение, корыстные мотивы или нет, и только при условии отсутствия в действиях виновных лиц признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотренного частью 2 статьи 142 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Необходимо отметить, что ответственность за заверение поддельных подписей (подписных листов) наступает только тогда, когда уполномоченное на то лицо заведомо знало о том, что им заверяются подписные листы, содержащие поддельные подписи. Если лицо было введено в заблуждение относительно достоверности подписей либо не знало и не могло знать о факте подделки подписей, оно не может нести ответственность по статье 5.46 Кодекса.
Привлечение виновных лиц к административной ответственности за данное правонарушение находится в исключительной компетенции прокурора.

Статья 5.47. Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом

Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в сборе подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума, а равно сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Пунктом 6 статьи 37 Федерального закона, частью 6 статьи 41 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 7 статьи 36 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" запрещается участие в сборе подписей органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также запрещается собирать подписи на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи. Лица, нарушающие указанный порядок, подлежат привлечению к административной ответственности по статье 5.47 Кодекса.
В случае установления таких фактов виновные лица подлежат привлечению к административной ответственности по статье 5.47 Кодекса, а подписи, собранные с нарушением закона, признаются недействительными (пункт 5 статьи 38 Федерального закона).
Статья содержит три состава:
1) сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено законом;
2) сбор подписей избирателей в запрещенных местах;
3) сбор подписей при осуществлении определенных действий (выдача заработной платы, оказание благотворительной помощи).
Необходимо отметить, что административная ответственность наступает даже за единичный случай нарушения, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно одной подписи, полученной с нарушением закона.
Субъектами правонарушения являются органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица, юридические лица и их руководители, а также физические лица, в том числе члены избирательных комиссий.
Право составлять протоколы об административном правонарушении принадлежит должностным лицам органов внутренних дел (милиции) и уполномоченным членам избирательных комиссий.

4. Статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума

Статья 5.7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме

Отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
В данном разделе диспозиция статьи 5.7 Кодекса рассматривается в части, касающейся зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, права которых являются объектами данного правонарушения, за исключением нарушения прав в отношении членов избирательных комиссий, которое было рассмотрено ранее в разделе 2.
В числе прав кандидатов в депутаты либо на выборную должность органов местного самоуправления предусмотрено право на получение отпуска (освобождения от работы) на определенный период. При этом для некоторых категорий зарегистрированных кандидатов (кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации) такой отпуск является обязательным условием для участия в избирательной кампании (пункт 2 статьи 40 Федерального закона). Пунктом 1 статьи 41 Федерального закона, аналогичными нормами других законов о выборах установлена обязанность администрации организации, командира воинской части, руководителя органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.
Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений также имеют право получить по заявлению неоплачиваемый отпуск на период осуществления своей деятельности. Такое право предоставлено им пунктом 3 статьи 43 Федерального закона, частью 4 статьи 48 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 3 статьи 43 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".
Субъектами правонарушения являются должностные лица (работодатели), обязанные предоставить отпуск (руководители организаций независимо от формы собственности, командиры воинских частей, другие работодатели).
Основание ответственности - наличие заявления зарегистрированного кандидата, доверенного лица кандидата, избирательного объединения о предоставлении отпуска, по которому решение должностным лицом (работодателем) не принято или принято отрицательное решение.
Условием привлечения должностного лица (работодателя) к административной ответственности является приобретение кандидатом статуса зарегистрированного кандидата; регистрация избирательной комиссией доверенного лица кандидата, избирательного объединения. Таким образом, непредоставление отпуска кандидату в период со дня выдвижения до момента регистрации, а доверенному лицу до дня его регистрации избирательной комиссией не образует состава административного правонарушения.
Право на возбуждение дела об административном правонарушении принадлежит только прокурору по заявлению зарегистрированного кандидата, доверенного лица, которым отказано в предоставлении отпуска, избирательного объединения, в список которого входит такой кандидат, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, назначивших доверенное лицо, а также по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата или доверенное лицо.

Статья 5.45. Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума

Использование лицом, замещающим государственную или муниципальную должность, либо находящимся на государственной или муниципальной службе, либо являющимся членом органа управления организации независимо от формы собственности (в организации, высшим органом управления которой является собрание, - членом органа, осуществляющего руководство деятельностью этой организации), за исключением политической партии, преимуществ своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата, списка кандидатов, выдвижения и (или) поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос (вопросы) референдума -
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Пунктом 1 статьи 40 Федерального закона, частью 1 статьи 46 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 1 статьи 41 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" запрещено использовать преимущества своего должностного или служебного положения кандидатам, замещающим государственные или муниципальные должности, кандидатам, находящимся на государственной или муниципальной службе либо являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при проведении своей избирательной кампании.
В соответствии с пунктом 4 статьи 40 Федерального закона, частью 3 статьи 46 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 3 статьи 41 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичными нормами региональных законов о выборах лицам, не являющимся кандидатами и замещающим государственные или муниципальные должности, в период избирательной кампании запрещено использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата, списка кандидатов, выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в Федеральном законе (пункт 5 статьи 40) понимаются: привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов; использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления и так далее, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для достижения вышеуказанной цели; использование телефонной факсимильной и иных видов связи, за исключением использования такой связи для функционирования политических партий; использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением лиц, пользующихся транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране; сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, находящимися на государственной или выборной муниципальной должности, и так далее.
Субъекты административной ответственности - лица, замещающие государственную или муниципальную должность, лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий.
Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие у любого из указанных в статье лиц специальной цели - выдвижение и (или) избрание кандидата, списка кандидатов, выдвижение и поддержка инициативы проведения референдума, получение того или иного ответа на вопрос референдума.
Право возбуждать дело об административном правонарушении по данной статье принадлежит только прокурору.