Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. N 966 "О Концепции правовой информатизации России" стр. 2

организация и осуществление поиска информации по запросам пользователей в локальном и удаленном режимах;
организация и проведение работ по правовой информатизации региона;
консультативная помощь потребителям региона по правовым вопросам.
Система должна быть открыта для включения новых, как центральных, так и региональных узлов.
Для всех узлов системы должна быть разработана унифицированная комплексная технология обработки правовой информации, включающая в себя ввод и предварительную обработку (формальный и логический контроль) данных, их семантическую и лингвистическую обработку, хранение, восстановление и дублирование информации и, наконец, оперативное предоставление информации потребителям.

III. Информационно-правовое поле

Ценность любой информационной системы определяется прежде всего ее информационными ресурсами, а источниками правовой информации являются не только держатели эталонных банков нормативных актов, но также и региональные центры правовой информации. Эффективность функционирования информационно-правовой системы в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации и регулярности ее поступления не только из центральных, но и из региональных источников. Поэтому целесообразно усилить работу по информатизации на региональном уровне и решать эту проблему с двух сторон одновременно: из центра и региональных опорных зон информатизации, являющихся одновременно базовыми центрами правовой информации регионов и коммуникационными системами транзитной транспортировки данных для региональных сетей. Принцип комплексного согласованного развития всех элементов системы должен стать основополагающим для становления и совершенствования единой информационной технологии в сфере права. При этом в качестве начальных условий принимается существующее состояние дел в информатизации правовой деятельности.
Таким образом, общенациональная система правовой информации должна строиться на основе информационно-логической модели, учитывающей различный уровень теоретической и практической подготовленности и технической оснащенности всех потенциальных абонентов системы и позволяющей решать самые разнообразные вопросы от весьма специальных технических, математических и конструктивных проблем проектирования до чрезвычайно сложных политических, правовых, социальных, финансовых, трудовых и этических вопросов, актуальных для нашей сегодняшней жизни.
Информационные ресурсы Российской Федерации в правовой сфере являются принципиально открытыми. Исключение составляют информационные ресурсы, отнесенные в соответствии с законодательством к категориям ограниченного доступа. Порядок доступа к открытым информационным ресурсам определяется держателем банка данных.
Государственные органы, ответственные за формирование и использование правовой информации, обеспечивают условия для оперативного и полного ее предоставления пользователям.
В процессе реализации системы правовой информации необходимо осуществить интеграцию информационных фондов, банков и баз нормативных актов в общем информационно-правовом поле.
По степени репрезентативности банков нормативных актов в РАСИПО можно выделить 5 уровней:
1-й уровень - эталонные банки правовых актов высших органов государственной власти и управления;
2-й уровень - эталонные банки правовых актов центральных органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации;
3-й уровень - эталонные банки правовых актов государственных органов субъектов Федерации;
4-й уровень - локальные банки правовой информации региональных органов власти и управления;
5-й уровень объединяет локальные, тематические и иные банки и базы данных отдельных организаций, предприятий и учреждений, представляющих широкий круг пользователей.
Вся совокупность эталонных, локальных и тематических банков правовых актов всех уровней, а также совокупность международных правовых актов, затрагивающих интересы России, образует российский интегрированный территориально распределенный банк правовой информации, адекватно отображающий состояния объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области.
Интегрированная сеть связи как единая материальная база, реализующая всю совокупность процессов обработки и потребления информации по всем аспектам правовой деятельности, является важнейшим элементом РАСИПО и обеспечивает функционирование территориально распределенного банка данных и его взаимодействие с внешними системами государств-участников СНГ и международных организаций.
Информатизация правовой сферы должна обеспечить упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации.
Информационно-правовые ресурсы Российской Федерации должны формироваться из банков действующих правовых актов, принимаемых Верховным Советом Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Советом Министров - Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим арбитражным судом Российской Федерации, центральными органами федеральной исполнительной власти, органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Исходя из существующего государственно-территориального устройства Российской Федерации, желания приблизить банк непосредственно к потребителям в регионах, а также учитывая ограниченную пропускную способность каналов передачи информации, целесообразно организовать структуру РАСИПО в виде сети распределенных банков нормативных актов трех категорий:
эталонные банки нормативных актов;
мощные центральные банки для тиражирования нормативных актов и обеспечения информацией о них государственных органов, территорий и регионов России;
региональные банки нормативных актов для обеспечения правовой информацией регионов и территорий.
РАСИПО как комплексная политематическая система составляет главную часть информационно-правовых ресурсов Российской Федерации и затрагивает интересы всех структур государства и общества, ее мощности должны быть доступны практически всем гражданам России. Поэтому в рамках организационно-правового обеспечения правовой информатизации необходимо распределить компетенцию государственных органов по формированию и использованию этих ресурсов, закрепить права и обязанности поставщиков и потребителей информации, защитить права граждан. Альтернатива этому - огосударствление техники, соединение информатики с бюрократической властью, а в итоге - опасность наступления оруэлловской социальной инженерии.

IV. Правовое обеспечение информатизации

Центры правовой информации, обеспечивая коллективный доступ пользователей к вычислительным ресурсам и предоставляя им услуги по переработке информации, накапливают, хранят и обрабатывают большие объемы данных. Такая концентрация информации порождает проблему ее защиты и использования, связанную с проблемой собственности на информацию, а также с предоставлением пользователю не всех, а только разрешенных ему вычислительных ресурсов и информационных подмножеств.
При определенных условиях обширные банки данных правовой информации могут сделать оруэлловский "1984" более реальным, отсюда понятно и возможное неоднозначное настроение общества в отношении "эффективности" больших информационных систем. Любая монополизация информации рано или поздно выльется в злоупотребления, начиная с сокрытия информации и кончая ее незаконным обнародованием. Для предотвращения возможных злоупотреблений необходимы институциональные ограничения, и прежде всего в сфере правовой информации. На базе известных пяти принципов использования информации следует разработать нормативно-правовые акты, контролирующие процессы переработки информации, хранимой в ЭВМ.
Только в этом случае можно говорить о базирующемся на совместном пользовании информацией обществе, все институты которого будут следовать двум принципам: праву собственности на информацию и контролю за ней.
Правовые аспекты защиты информации связаны с соблюдением этических и юридических норм, предусматривающих защиту данных от несанкционированного доступа и предотвращение любой возможности их использования не по назначению. Для этого необходимо законодательно закрепить следующие принципы:
1. Владелец сертифицированного информационного ресурса несет ответственность за полноту и достоверность сопровождаемой информации.
2. Использование информации сопровождается строгим соблюдением требований ее защиты.
3. Нарушение требований защиты информации расценивается как несанкционированный доступ к информации.
4. Несанкционированный доступ к информации влечет за собой гражданскую и/или уголовную ответственность.
5. Должны быть предусмотрены судебные запреты, позволяющие предотвратить нарушение условий сохранности данных.
6. Граждане имеют право возбудить дело (по индивидуальному или коллективному иску), чтобы получить компенсацию за фактически причиненный ущерб, если имел место несанкционированный доступ к информации.
Кроме того, правовыми нормами должна быть регламентирована атрибутика официальности правового акта на магнитном носителе.
Возможно также возникновение еще одной важной проблемы, от которой зависит будущее правовой информатизации, - это запрет каких-либо субъектов Федерации на распространение информации и на обмен данными между компьютерными системами. Могут быть выдвинуты разнообразные причины с целью иметь контроль над потоком информации. Это и "необходимость охраны частной жизни граждан", и классический аргумент в пользу "свободы торговли", и любые другие, которые обычно выдвигаются при защите чьих-либо материальных или корпоративных интересов. Такое применение протекционизма, безусловно, сузит сферу использования системы правовой информатизации, ограничит ее потенциал. Для преодоления бюрократических препон необходимо законодательное регулирование информационных процессов на уровне Федеративного договора.

V. Принципы правовой информатизации

Правовая информатизация России должна базироваться на следующих принципах:
вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых информационно-правовых систем;
создание единой коммуникационной среды, включая системы конфиденциальной связи и транспортные сети общего назначения, республиканские и коммерческие сети связи и передачи данных, в том числе оптоволоконные, спутниковые и т.п.;
строгое соблюдение международных стандартов в области информационно-вычислительных сетей и средств связи;
открытость систем, обеспечивающая объединение имеющихся вычислительных ресурсов различных архитектур и возможность дальнейшего их наращивания;
единство программно-технических, архитектурных, технологических, организационных принципов построения систем правовой информации;
ведение эталонных баз данных в организациях, ответственных за создание законодательных и нормативных документов;
обеспечение интерактивного доступа пользователей к интегрированной территориально-распределенной базе данных правовой информации;
организация многоуровневой защиты информации;
использование модульного подхода при проектировании вычислительных центров обработки информации, сети телеобработки, абонентских пунктов и рабочих мест пользователей;