Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии НП-047-03 "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла" (утв. постановлением Госатомнадзора РФ от 29 декабря 2003 г. N 7) стр. 4

4.9. Эксплуатирующая организация создает необходимые условия для работы комиссии, в том числе:
- предоставление комиссии всей необходимой информации;
- обеспечение доступа на территорию и в помещения, а также к оборудованию и документации, имеющими отношение к расследованию нарушения;
- предоставление проектных, эксплуатационных, заводских, нормативных и других необходимых для работы комиссии документов;
- проведение необходимых технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний и проверок, фотографирования объектов, систем (элементов);
- привлечение к работе экспертов (при необходимости);
- предоставление помещений для работы, средств связи, транспорта;
- обеспечение печатания, размножения материалов расследования.
4.10. Эксплуатирующая организация до образования комиссии по расследованию нарушения в работе ОЯТЦ категорий А1 - А6 принимает меры по сохранению обстановки в месте нарушения такой, какой она была на момент его выявления, прекращает все работы в месте нарушения, если это не представляет опасности для жизни людей и не вызывает дальнейшего развития нарушения, исключает доступ персонала к месту нарушения. В случае невозможности сохранения обстановки она фиксируется (схемы, фотографии и т.д.).
Решение о необходимости сохранения обстановки до образования комиссии по расследованию нарушения в работе ОЯТЦ категорий П1 - П5 принимает эксплуатирующая организация.
4.11. Запрещается несанкционированный доступ к контрольно-измерительной аппаратуре, изменение уставки предупредительных и аварийных защит с момента выявления нарушения до начала работы комиссии.
4.12. Эксплуатирующая организация до начала работы комиссии по расследованию нарушения в работе ОЯТЦ проводит следующие мероприятия:
- определяет характер и масштабы нарушения;
- представляет комиссии сведения о радиационной обстановке на ОЯТЦ, площадке ОЯТЦ, территории санитарно-защитной зоны и о предполагаемых дозах облучения персонала и населения в результате нарушения;
- организует (при необходимости) вызов представителей организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующей организации;
- принимает меры по сохранению диаграмм регистрирующих приборов, осциллограмм, магнитофонных записей оперативных переговоров, оперативных журналов, распечаток ЭВМ;
- собирает (при необходимости) после сдачи смены объяснительные записки сменного персонала, работников, участвовавших в ликвидации нарушения, его очевидцев, администрации ОЯТЦ;
- представляет комиссии информацию о принятых мерах по локализации и ликвидации последствий нарушения;
- подготавливает и предоставляет комиссии необходимую проектную документацию, протоколы испытаний, осмотров, проверок, схемы, инструкции по эксплуатации, документацию по ремонту, а также представляет информацию об аналогичных нарушениях в работе данного ОЯТЦ.
4.13. Эксплуатирующая организация представляет комиссии предложения по устранению причин нарушения и выработке предложений по недопущению повторения аналогичных нарушений в работе ОЯТЦ.
4.14. Результаты расследования нарушения в работе ОЯТЦ оформляются отчетом.
Окончательная редакция отчета обсуждается и принимается всеми членами комиссии. При возникновении разногласий окончательное решение о результатах расследования принимается председателем комиссии.
Члены комиссии, не согласные с принятым решением, излагают в письменной форме особые мнения, которые включаются в приложение к отчету.
Оригинал отчета о расследовании нарушения в работе ОЯТЦ, подписанный председателем и членами комиссии, вместе с приложениями хранится в эксплуатирующей организации.
4.15. Эксплуатирующая организация обеспечивает отправление копий отчета о расследовании нарушения на бумажном носителе по почте в течение 5 суток после окончания работы комиссии:
- в Госатомнадзор России;
- в ФГУП "Ситуационно-Кризисный Центр" Минатома России;
- в межрегиональный территориальный округ Госатомнадзора России, осуществляющий непосредственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью ОЯТЦ;
- в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается ОЯТЦ, - о нарушении категорий А1 - А4;
- в Федеральное Управление медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России - о нарушении категорий А1 - А6, П1а, П2а, П2в, П2г;
- в территориальный центр Госсанэпиднадзора Федерального Управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России - о нарушении категорий А1 - А6, П1а, П2а, П2в, П2г;
- в органы управления специальных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, осуществляющих противопожарную защиту ОЯТЦ, - о событиях, сопровождавшихся или обусловленных пожаром.
Приложения к отчету рассылаются в Госатомнадзор России и ФГУП "Ситуационно-Кризисный Центр" Минатома России.
4.16. Решение об изменении установленной категории нарушения, уточнении его причин и корректирующих мер с учетом как особых мнений членов комиссии, так и других обстоятельств, указывающих на необоснованность решения, принимает Госатомнадзор России.
Госатомнадзор России имеет право потребовать изменения установленной в отчете о расследовании нарушения в работе ОЯТЦ категории нарушения в течение одного месяца после получения отчета.
Эксплуатирующая организация уведомляет об изменении категории нарушения все организации, которым был направлен отчет.
4.17. В случае выявления важной дополнительной информации об обстоятельствах и причинах нарушения в работе ОЯТЦ комиссией по расследованию нарушения, создаваемой в соответствии с пунктами 4.4 - 4.6 Положения, подготавливается дополнительный отчет о расследовании нарушения.

5. Учет нарушений в работе ОЯТЦ

5.1. Эксплуатирующая организация обеспечивает сбор и обработку данных о нарушениях в работе ОЯТЦ, определенных в таблице (пункт 2.1 Положения), и их учет.
5.2. Эксплуатирующая организация организует регистрацию и учет нарушений в работе ОЯТЦ. Форма учета определяется эксплуатирующей организацией.
5.3 Расследование и учет нарушений всех категорий проводятся со дня поступления ЯМ и РВ на ОЯТЦ.

6. Корректирующие мероприятия

6.1. Эксплуатирующая организация по каждому учитываемому в соответствии с Положением нарушению в работе ОЯТЦ разрабатывает с учетом рекомендаций комиссии, изложенных в отчете (дополнительном отчете) о расследовании нарушения, план мероприятий по устранению причин нарушения и предотвращению повторения. В плане указываются конкретные исполнители и сроки проведения намеченных мероприятий.
Эксплуатирующая организация направляет план в организации, указанные в пункте 3.4.2 Положения, в соответствии с категорией нарушения.
6.2. Эксплуатирующая организация при получении от других эксплуатирующих организаций информации о нарушениях в работе ОЯТЦ, определенных в таблице (пункт 2.1 Положения), проводит анализ возможности возникновения подобных нарушений на принадлежащих ей ОЯТЦ. При необходимости принимаются меры по предупреждению аналогичных нарушений на принадлежащих ей ОЯТЦ.

Приложение 1 Титульный лист и структура отчета о расследовании нарушения в работе ОЯТЦ (образец)

Приложение 1
Титульный лист и структура отчета
о расследовании нарушения в работе ОЯТЦ
(образец)