5.2. Выявление и анализ рисков.
Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:
- совокупности условий и факторов, влияющих на риски;
- таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;
- объектов анализа;
- критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);
- индикаторов риска (граничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);
- оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.
5.3. Разработка и реализация мер по управлению рисками.
При разработке и реализации мер необходимо учитывать:
- прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;
- анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
5.4. Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.
СУР невозможна без отлаженной системы "обратной связи". Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку.
Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности (совершенствование процедур таможенного контроля, фискальную, правоохранительную):
- пресечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;
- на эффективность таможенного контроля;
- на полноту взысканных таможенных платежей;
- на ускорение товарооборота;
- на расходы таможенных органов и лиц, перемещающие товары, связанные с проведением таможенного контроля;
- на изменение времени таможенного оформления.
При подготовке и выборе мер необходима сбалансированная оценка их совместного суммарного эффекта.
Должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.
7. Заключение
Внедрение СУР предполагает следующие этапы:
- анализ имеющихся нарушений таможенного законодательства в целях выявления существующих рисков;
- разработка соответствующей нормативной правовой базы, регламентирующей применение в деятельности таможенных органов элементов СУР;
- осуществление систематизации принимаемых мер по минимизации рисков;
- определение критериев для отнесения объектов анализа к областям риска;
- расширение практики избирательности применения форм таможенного контроля таможенными органами;
- внедрение анализа экономической эффективности принимаемых мер по минимизации рисков;
- внедрение новейших информационных технологий, включающих в себя современные каналы передачи данных, международные стандарты передачи данных, соответствующие программные средства, а также средства вычислительной техники и технические средства таможенного контроля;
- создание информационной поддержки системы управления рисками, включающей в себя различные базы данных, программные средства для их обработки.
Реализация данных мероприятий позволит отказаться от неэффективных процедур, перераспределить ресурсы на приоритетные направления работы.
| Первый заместитель начальника Главного управления организации таможенного контроля генерал-майор таможенной службы | В.В. Дьяченко |
_____________________________
* "Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню" Kyoto Convention (1999), General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls, p.36
** Kyoto Convention (1999), General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls.