Распоряжение от 08.10.2003 N АК-24-р "Об утверждении Примерной должностной инструкции водителя трамвая" стр. 5

регулирование работы стеклоочистителей (без разборки).
39. В течение смены водитель трамвая обязан:
производить осмотр трамвая, проверяя внешний вид;
проверять тормозную систему, сцепные приборы, колесные пары, токоприемники;
поддерживать чистоту номерных знаков;
поддерживать чистоту в кабине;
заменять маршрутные указатели при переходе на другой маршрут;
при бескондукторной работе производить очистку подножек ото льда и снега;
при бескассовом обслуживании менять кодировку компостеров.
40. При необходимости возврата трамвая в депо по технической неисправности водитель трамвая должен получить от линейного слесаря (слесаря техпомощи) аварийное предписание и в соответствии с заданным режимом движения следовать в депо. Подобная запись делается и в книге поезда и путевом листе. Решение об отправке неисправного поезда в депо принимает старший (центральный) диспетчер. Трамвай, возвратившийся в депо, сдается водителем трамвая работнику депо согласно специальной инструкции, разработанной в организации городского электрического транспорта.
Водитель трамвая на буксируемом трамвае в любое время суток должен включать габаритные огни и фары, а при их неисправности на задней стенке трамвая - укрепить знак аварийной остановки.
Запрещается буксировка неисправного трамвая без сопровождения бригады скорой технической помощи, если:
не работает стеклоочиститель во время дождя, снегопада;
неисправны внешние световые приборы.
Водитель несет ответственность за самовольный возврат поезда в депо.
41. Во время ремонта трамвая, прибывшего в депо вне расписания, водитель трамвая поступает в распоряжение диспетчера депо и по его указанию может быть отправлен на линию на другом трамвае до конца своей смены.
42. Смена водителей на линии производится на конечной станции под контролем диспетчера.
Водитель трамвая может передать управление трамваем только сменщику, указанному в наряде, водителю-инструктору, закрепленному за маршрутом, а также стажеру, указанному в путевом листе (при наличии у них удостоверений на право управления трамваем).
Водитель трамвая, прибывший на конечную станцию или в депо для работы во вторую (третью) смену, должен отметиться у диспетчера, предъявить ему удостоверение на право управления трамваем, книжку водителя и пройти предрейсовый медицинский осмотр.
43. Водитель, сдающий трамвай, обязан сообщить сменяющему его водителю:
о техническом состоянии трамвая и всех случаях неисправности и повреждений, которые имели место в течение смены;
о полученных распоряжениях, в частности о режиме движения трамвая;
о состоянии пути и контактной сети.
44. Водитель, принимающий трамвай, обязан проверить его согласно пункту 4 настоящей Инструкции.
45. Приемка трамвая оформляется подписью водителя трамвая в книге поезда и путевом листе.
46. Водителю, сдающему трамвай, запрещается откладывать устранение возникших неисправностей и сдавать сменщику заведомо неисправный трамвай.
Неисправности, выявленные при смене, должны быть устранены обоими водителями или линейным слесарем. Об этом должна быть сделана запись в книге поезда.
47. При отсутствии сменщика водитель трамвая должен руководствоваться указаниями диспетчера конечной станции.
48. Водитель трамвая может следовать в депо только после соответствующего оформления путевого листа диспетчером конечной станции по маршруту, указанному в расписании (кроме аварийного случая и возврата по технической неисправности с линии, что оформляется согласно пункту 40 настоящей Инструкции).
49. Перед въездом на территорию депо водитель трамвая обязан остановить трамвай и убедиться, что в нем нет посторонних лиц.
50. По прибытии в депо водитель трамвая обязан предъявить трамвай приемщику для осмотра его состояния, сделать соответствующую отметку в путевом листе и по указанию приемщика (диспетчера депо) поставить трамвай на отстой или передать водителю-перегонщику.
51. При постановке трамвая на отстой водитель трамвая обязан:
затормозить его стояночным тормозом;
перевести реверсор контроллера в положение "0" и снять рукоятку (где это предусмотрено конструкцией);
выключить высоковольтные и низковольтные электрические цепи, опустить токоприемник и надежно его закрепить;
закрыть дверь кабины водителя;
при наличии уклона поставить под колесо со стороны уклона противооткатный упор (башмак);
закрыть все окна и двери салона;
спустить конденсат из пневмосистемы (при наличии пневмооборудования);
сделать запись в книге поезда о наличии или отсутствии неисправностей (при наличии повторных заявок - запись в книгу повторных заявок);
сдать диспетчеру депо книгу поезда, расписание движения, путевой лист;
сдать в инструментальную закрепленный за трамваем инструмент;
при бескондукторной работе сдать дежурным кассирам выручку от продажи билетов, билетно-учетный лист и остаток проездных билетов и абонементных талонов.

3. Права водителя трамвая

Водитель трамвая имеет право:
1. Отказаться от выезда из депо или приемки трамвая на линии, если его техническое состояние не соответствует правилам технической эксплуатации трамвая.
2. Ограничивать вход пассажиров в троллейбус в зависимости от наполнения салона трамвая.
3. При ухудшении условий движения (туман, дождь, снегопад, гололед) ставить вопрос перед старшим (центральным) диспетчером об изменении режима движения.
4. Прекратить движение в случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

4. Ответственность водителя трамвая