В целях реализации Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541, и установления единого порядка ведения воинского учета в органах прокуратуры Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие Инструкцию по ведению воинского учета в органах прокуратуры.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур, начальнику управления делами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководителям научных и образовательных учреждений обеспечить ведение воинского учета в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
Организовать изучение Инструкции всеми работниками прокуратуры, исполняющими обязанности по организации и ведению воинского учета.
3. Контроль за исполнением требований настоящего приказа и Инструкции возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Бирюкова Ю. С.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
И.о. Генерального прокурора Российской Федерации государственный советник юстиции 1 класса | В.В. Колмогоров |
Инструкция по ведению воинского учета в органах прокуратуры (утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 23 сентября 2002 г. N 61)
I. Общие положения
Настоящая Инструкция определяет порядок ведения воинского учета работающих в органах прокуратуры, граждан.
Воинский учет граждан организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541.
Воинский учет должен осуществляться постоянно и охватывать граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Основные цели и задачи воинского учета:
обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации";
документальное отражение сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.
Воинскому учету подлежат работающие в органах прокуратуры граждане:
мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;
женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе, после получения ими военно-учетной специальности. Перечень специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет (приложение 1), определен приложением к Положению о воинском учете.
Не подлежат воинскому учету граждане:
освобожденные от исполнения воинской обязанности;
проходящие военную службу;
женского пола, не имеющие военно-учетной специальности.
Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами прокуратуры на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются* за органами прокуратуры на период мобилизации и на военное время.
Обязанности граждан по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации (приложение 2) изложены в Федеральном законе "О воинской обязанности военной службе" и в Положении о воинском учете.
Лицам, подлежащим призыву на военную службу, военными комиссариатами выдаются удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, а гражданам, пребывающим в запасе, военные билеты или временные удостоверения, выданные взамен военных билетов.
Граждане, пребывающие в запасе и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" негодными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимаются с воинского учета.
II. Основные положения по ведению воинского учета
Воинский учет и бронирование граждан осуществляются в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратурах, научных и образовательных учреждениях работником кадрового аппарата либо подразделения, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и мобилизационной подготовки. Причем при наличии на воинском учете более 500 граждан назначается освобожденный работник, а при наличии на воинском учете менее 500 граждан - сотрудник, выполняющий эту работу по совместительству в установленном порядке.
Расходы, связанные с ведением этой работы, производятся за счет средств органов прокуратуры.
Работник, осуществляющий воинский учет и бронирование граждан в органах и учреждениях прокуратуры, а также его функциональные обязанности определяются приказом прокурора субъекта Российской Федерации (руководителя научного или образовательного учреждения). Для обеспечения сохранности документов ему должны быть выделены специально оборудованное помещение и металлический шкаф.
В случае передачи исполнения обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, другому работнику все документы, необходимые для ведения этой работы, в том числе бланки специального учета (форма N 4) и личные карточки (форма N Т-2), передаются вновь назначенному лицу по акту. Перед подписанием акта количество бланков специального учета (форма N 4), числящихся за прокуратурой (учреждением), сверяется с данными военного комиссариата.
Воинский учет граждан ведется по личной карточке работника (форма N Т-2) или личной карточке государственного служащего (форма N Т-2 ГС), утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки по указанным формам, являются:
для граждан, пребывающих в запасе, - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
для граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
III. Обязанности ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) органов прокуратуры
А. При приеме граждан на работу (учебу) необходимо:
1. Проверить у граждан, пребывающих в запасе, наличие военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Военные билеты офицеров запаса имеют зеленую обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписями - "Российская Федерация. Военный билет офицера запаса" (обложка военных билетов, изданных до 2000 г., имеет изображение Герба СССР и надписи "Министерство обороны. Военный билет офицера запаса Вооруженных Сил СССР" или "Военный билет генерала запаса Вооруженных Сил СССР")**.
Военные билеты солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) имеют красную обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписями Российская Федерация. Военный билет" (обложка военных билетов, изданных до 1994 г., имеет изображение Герба СССР и надписи "СССР. Министерство обороны. Военный билет").
Временные удостоверения, выданные взамен военных билетов, подписываются военным комиссаром и заверяются гербовой печатью военного комиссариата, в котором гражданин, пребывающий в запасе, состоит на воинском учете.
Удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, имеют обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписи "Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу".
Проверить наличие указанных документов, их соответствие паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее идентичность владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того и срок их действия. При обнаружении в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов) или удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу, незаверенных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов их владельцы направляются в военный комиссариат по месту состояния на воинском учете для уточнения.
При приеме этих документов гражданам выдается расписка (приложение 3).
2. Установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете. Для этого следует проверить наличие отметки о приеме на воинский учет:
в военном билете офицера запаса - запись в пункте 20 "Отметки о приеме и снятии с воинского учета", заверенная подписью должностного лица и гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата (стр. 27-31);
в военном билете солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) - штамп военного комиссариата или административного органа в графе "Принят" раздела IX "Отметки о приеме и снятии с воинского учета" (стр. 21-24):
┌──────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────────┐
│ Военным комиссариатом │ │ Администрацией Шараповского │
│ г. Раменское │ │ сельского административного │
│ Московской области │ │ округа Одинцовского района │
│ "___" _______ 20__ г. │ │ Московской области (военкомат │
│ Подпись ________ │ │ Одинцовского района) │
│ │ │ "___" _______ 20__ г. │
│ │ │ Подпись ________ │
└──────────────────────────────┘ └────────────────────────────────┘