Подробное руководство по установке и подключению кондиционера, включая исправление возможных ошибок

Рубрика: Кондиционеры

Как установить и подключить кондиционер: подробный инструктаж + разбор ошибок

Качество монтажа на 90% определяет эффективность, бесперебойность и срок службы сплит-системы. В стремлении сэкономить многие отказываются от услуг квалифицированной монтажной бригады, полагаясь на собственные навыки.

Чтобы не испортить дорогостоящую технику и реализовать потенциал прибора в полной мере, перед тем, как установить кондиционер, следует разобраться в его конструкции, изучить технологию монтажа и обозначить основные этапы работ.

Опыт профессионалов позволил выделить типичные ошибки начинающих монтажников — эти моменты обязательно стоит учесть при креплении и подключении блоков.

Типовое устройство и принцип функционирования

Типовая  климатическая установка для дома представлена «связкой» из двух элементов – уличного и внутреннего модуля.

Устройство кондиционера В наружном корпусе (компрессорном блоке) осуществляется конденсация, а внутренняя часть выполняет задачи испарителя. Элементы собраны в единую систему кондиционирования с помощью проводов и трубок с циркулирующим фреоном

Чтобы понять, по какому принципу происходит охлаждение воздуха, необходимо разобраться в основных компонентах сплит-системы .

Составляющие выносного блока:

  • Вентилятор – обеспечивает обдув внутренних элементов, в частности, конденсатора.
  • Конденсатор . В радиаторе хладагент охлаждается, передавая тепло наружному воздухопотоку.
  • Компрессор – сердце холодильного аппарата. Устройство предназначено для сжатия и передачи фреона по контуру.
  • Система управления . На инверторных моделях плата расположена во внешнем корпусе, в остальных кондиционерах электроника является частью внутреннего блока.

В реверсивных сплит-системах предусмотрен четырехходовой клапан (позиция 5 на рисунке ниже), изменяющий вектор подачи фреона зависимо от режима работы: «обогрев» или «охлаждение».

Внешний блок кондиционера Дополнительные элементы: 6 – штуцерные соединения для подвода медного трубопровода, 7 – фильтр на входе к компрессору, 8 – крышка, защищающая места штуцерных соединений и подвода кабеля

Устройство внутреннего блока несколько проще.

Главные рабочие узлы и детали:

  • Передняя крышка с жалюзи . Пластиковая перфорированная панель для подачи воздуха вовнутрь помещения. Решетки регулируют направленность воздушных масс.
  • Воздушный фильтр . Полимерная сетка и фильтрующие элементы удерживают частицы грязи. Степень очистки зависит от типа фильтра: угольный – удаление посторонних ароматов, электростатический – задержка пыли.
  • Теплообменник . Выполняет роль испарителя – здесь осуществляется нагревание и испарение фреона.
  • Вентилятор . Нагнетает воздушные струи, перенаправляя их через испаритель в помещение. Возможно несколько скоростей вращения.

На лицевой стороне прибора расположена индикаторная панель для отображения рабочего режима и текущих параметров микроклимата.

Внутренний блок кондиционера Под испарителем предусмотрен поддон для сбора конденсата. Из емкости жидкость самотеком выводится по дренажному шлангу наружу. Штуцерные соединения для подвода медной трассы находятся с тыльной стороны блока

Принцип функционирования кондиционера базируется на передачи тепла из комнаты на улицу. В системе используется уникальное свойство хладагента – закипание при низкой температуре.

Порядок работы в режиме охлаждения:

  • После включения сплит-системы газообразное вещество подается к компрессору – здесь фреон сжимается, а его температура возрастает.
  • Нагретый газ поступает в теплообменник внешнего блока, где происходит конденсация – преобразование в жидкое состояние. Процесс сопровождается охлаждением фреона и передачей тепла наружу.
  • Хладагент направляется к внутреннему теплообменнику. Следуя по капиллярной трубке, жидкость дросселируется – давление материала понижается.

В испарителе наблюдается обратный процесс – поступивший фреон обдувается теплом из помещения и при переходе из жидкого состояния в форму газа выделяет холод. Охлажденные воздухопотоки подаются в комнату.

Принцип работы кондиционера В процессе трансформации хладагента из газа в жидкость неизбежно появление конденсата. Для нормальной работы системы кондиционирования необходимо организовать беспрепятственный отвод влаги – установить дренажную трубку (+)

Требования к размещению сплит-системы

Особого внимания заслуживает выбор месторасположения элементов кондиционирования. Отдельный свод требований и нормативов посвящен установке внешнего блока, внутреннего корпуса и длине трубной магистрали системы.

Наружный блок . При выборе внешнего агрегата, следует учесть прочность стен дома. Высокомощные модели кондиционеров весят до 50-60 кг, стандартные бытовые – 10-15 кг. При этом стена и применяемые крепежные элементы должны обладать двукратным запасом прочности как минимум.

Нюансы монтажа:

  • крайне нежелательна установка тяжеловесных приборов на стены из газобетона;
  • монтаж блока на вентилируемый фасад осуществляется через демпфирующий уплотнитель – материал снижает шумовые вибрации устройства;
  • опорные кронштейны должны крепиться непосредственно к стене, а не декоративной облицовке или утеплителю.

Месторасположение внешнего корпуса подбирается с учетом следующих рекомендаций:

  • Блок должен находиться в зоне свободной циркуляции воздуха.
  • Немаловажное условие – доступ к оборудованию для обслуживания и ремонта.
  • В рабочем режиме сплит-системы из компрессорного блока выходит горячий воздух, поэтому агрегат размещают так, чтобы теплые пары не попадали в окна соседей на нижних этажах.

Наружный элемент нельзя размещать в закрытом пространстве, внутри остекленной лоджии или балкона. Минимальное расстояние от каждой стенки прибора к иной плотной поверхности – 30 см.

Место установки кондиционера На фото предложены допустимые способы размещения наружного корпуса в многоэтажном доме. Более предпочтителен – вариант №2. При установке блока на балконной перегородке вибрация и шум прибора усиливаются – возможен неприятный гул и шум

При обустройстве системы кондиционирования для квартиры на первом этаже высота размещения внешнего блока – минимум 2 м от земли.

Внутренний блок . Монтажное место должно соответствовать технологическим нормам, обеспечивать комфортное пользование кондиционером и не особо выделяться на фоне интерьера.

Общие требования:

  • Охлажденный воздухопоток не должен идти напрямую на человека. Лучше избегать направленности в зону частого пребывания – на диван, кровать или рабочее место. Модели с разносторонним распределением воздуха устремляют струи вдоль стен.
  • На пути выходящего потока не должно быть преград и предметов. Недопустим монтаж испарительного блока в нише – эффективность охлаждения понижается.
  • Блок-фен нельзя размещать над розетками и электроприборами – при неисправности дренажной системы влага может спровоцировать короткое замыкание, поломку приборов.

При установке следует контролировать, чтоб воздухозаборные отверстия не перекрывались – недопустим монтаж вплотную к стене или потолку.

Размещение внутреннего блока Минимальные расстояния: от потолка до фена – 10-20 см, до боковых стен – 30-50 см. При ограниченном пространстве сверху прибору не хватает воздуха для обработки. Преграда снизу спровоцирует «поглощение» холодного выработанного воздуха и обмерзание испарителя (+)

Длина трассы . Важным аспектом работоспособности системы является метраж фреоновой магистрали – расстояние между двумя блоками. Длина трассы указывается в инструкции к оборудованию. Оптимальный параметр – 6 м, допустимые дистанции: по вертикали – 7 м, по горизонтали – 15 м.

Удалять блоки на максимальное расстояние не рекомендуется по ряду причин:

  • дороговизна медного трубопровода;
  • при удлинении фреоновой магистрали возрастает нагрузка на компрессор – его мощность «ослабевает», а износ увеличивается;
  • чем больше протяженность трассы, тем больше трудозатраты на ее построение.

Очень часто монтажники в стремлении сократить время выполнения работ, настойчиво предлагают «урезать» фреоновую магистраль. Однако чрезмерное сокращение трассы сказывается на работе прибора.

Длина фреоновой трассы При длине трубопровода меньше 5-6 м возможна передача вибраций от уличного блока внутреннему. Как следствие – работа сплит-системы сопровождается неприятным дребезжанием

Поэтапная технология монтажа

Перед тем как установить двухблочный кондиционер, следует подготовить нужные инструменты и составить план работ. Общая схема действий такова: сверление штроб и отверстий, монтаж панели фен-блока и крепление уличного модуля, подвод коммуникаций, вакуумирование и запуск сплит-системы.

Подбор комплектующих и инструментов

Разные производители поставляют кондиционеры полной комплектации с монтажным набором. Предоставление недостающих крепежных элементов – удел компании установщика.

Комплектация сплит-системы Стандартная комплектация сплит-системы: 1 – внутренний фен-блок, 2 – уличный блок, 3 – монтажная рама, 4 – гайки для удлинения трубок, 5 – дренажный пластиковый отвод, 6 – пульт управления

Для самостоятельного монтажа понадобятся:

  • медные трубки диаметром ¼ дюйма (жидкая фаза фреона), 3/8 дюйма (газообразный хладагент) – метраж подбирается в соответствии с длиной фреоновой трассы плюс 1 м запаса;
  • гайки для стыковки труб;
  • теплоизоляционные рукава из вспененного полимера;
  • армированный скотч;
  • анкерные шурупы (диаметр 10-12 мм, длина – 150-300 мм) и кронштейны.

Для питания блоков требуется розетка. Оптимально, если она подсоединена к отдельному кабелю ВВГнг 3*2,5 мм от обособленного электрического щитка. Желательно, чтоб кабель защищался автоматическим выключателем .

Инструменты для монтажа Арсенал установщика кондиционеров: 1 – ример-зачистка для снятия фаски с труб, 2 – пружинный трубогиб, 3 – вальцовка, 4 – вакуумный насос для откачки воздуха из контура, 5 – манометрический коллектор для отслеживания давления в системе

Кроме перечисленных инструментов понадобятся: перфоратор и буры разных типоразмеров, отвертки, рожковые ключи, кусачки, кримпер и стрипперы для зачистки проводов .

Подготовка коммуникационных каналов

Первым делом следует отметить место под установку фен-блока, траекторию прохождения фреонового контура и расположение сквозного отверстия.

Штробление стены Штробление стены лучше выполнять на этапе черновых работ при капитальном ремонте. Можно упростить задачу и для размещения контура использовать пластиковый короб, установленный поверх стены

Для вывода трубок и кабелей сверлится отверстие диаметром от 50 мм с небольшим уклоном в сторону улицы – это обеспечит свободный слив конденсата. Под провода надо штробить стену или задействовать маскировочные накладки.

В проходное «окно» надо вставить гильзу (пластиковую трубу), снижающую риск повреждения коммуникаций.

Крепление монтажной панели

Основание для установки фен-блока крепится строго горизонтально, чтобы жидкость из дренажной емкости не выливалась в помещение, а выводилась по дренажному каналу на улицу.

Кроме того, перекошенный кондиционер смотрится некрасиво.

Установка монтажной панели Положение внутреннего корпуса контролируется на стадии установки перфорированной монтажной панели и в процессе навешивания фен-блока на стену

Крепление установочной пластины:

  • С тыльной стороны внутреннего корпуса снять стальную панель, отогнув защелки.
  • Приложить к стене, выровнять по горизонтали.
  • Отметить места под крепежи, высверлить отверстия, установить дюбели.
  • Закрепить панель.

На монтажной пластине предусмотрено много готовых отверстий. Для фиксации основы под блок достаточно использовать шесть из них – более удобных в конкретном случае.

Установка внешнего сплит-блока

Инсталляция уличного блока на фасадную стену сопряжена с рискованными высотными работами. Собственноручная установка допустима только на нижних этажах многоэтажек или в частных одноэтажных домах.

Даже в этих ситуациях необходимо заручиться поддержкой помощника и соблюдать технику безопасности – работать со страховкой. Для монтажа внешнего модуля на высоте надо пригласить промышленного альпиниста.

Кронштейн для кондиционера Жесткость установки сплит-комплекса достигается при помощи L-образных кронштейнов. Перед монтажом следует проверить крепежи на качество исполнения и соответствие весу компрессора

Требования к кронштейнам:

  • Целостность слоя краски. Материал покрытия – порошковая краска без царапин, сколов. Эмаль не выдержит механических воздействий, а места повреждений поддаются коррозии – со временем крепеж теряет прочность.
  • Отверстия под анкеры овальной формы . Сверление дополнительных проемов недопустимо, так как снижается расчетный запас прочности и счищается краска.

Грузоподъемность опоры указана на корпусе кронштейнов. Расстояние между двумя «балками» рассчитывается так, чтобы проемы в опорах совпадали с отверстиями для фиксации на внешнем модуле.

Ход работ:

  • Закрепить кронштейны, используя длинные анкера, шурупы диаметром 10-12 мм. На каждую опору – минимум по три крепежа.
  • Под лапки сплит-блока заложить резиновые прокладки – виброизоляторы.
  • Опустить модуль на кронштейны.

Пропустить анкера через уплотнитель, отверстия в опорах, лапках блока и плотно их затянуть. Диаметр крепежных болтов – 8-10 мм.

Подвод медных трубок и кабеля

Далее следует измерять длину коммуникаций от внутреннего модуля до клемм и вентилей на уличном блоке. Отрезать нужную длину провода и зачистить его.

Зачистка кабеля Стримером обработать отдельные жилы и выполнить опрессовку кримером, используя наконечники НВИ. Последующие действия: пропустить провод с тыльной стороны фен-блока и зафиксировать жилы в клеммы

Подготовка и установка фреоновой магистрали:

  • Отрезать и зачистить два одинаковых отрезка трубы. Убрать частицы стружки и протереть торцы.
  • Набросить на трубку накидную гайку и выполнить развальцовку.
  • Изогнуть трубки, идущие от внутреннего модуля, и прикрутить их с гайками на ниппели. Закрутить гайки.
  • Надеть теплоизоляционный чехол.
  • При необходимости – удлинить дренажный отвод.
  • Собрать кабели и трубки, обмотать скотчем. На медные трубки надеть заглушки, дренажный канал разместить внизу связки.
  • Протащить коммуникационный «узел» через отверстие в стене.
  • Навесить фен-блок на монтажную пластину.
  • С помощью трубогиба придать трассе нужную форму, избегая резких углов.
  • Подвести трубы к вентилям – с большим диаметром к газовому, меньшим – жидкостному. При необходимости обрезать излишки.
  • Надеть теплоизоляцию и развальцевать трубки.

Перед тем как подключить и протестировать кондиционер, надо проверить герметичность магистрали. Выполнить опрессовку труб и проконтролировать манометром стабильность давления в системе.

Вакуумирование холодильного контура

Обязательный этап – создание вакуума в системе. Процедура позволяет устранить воздух и влагу из магистрали. Для работы используется насос и манометрический коллектор.

Вакуумирование системы С вентилей на внешнем блоке снять заглушки газового и жидкостного клапана, а также сервисного порта. Синий шланг от манометра соединить с портом газового вентиля. К центральному штуцеру коллектора подвести желтый шланг, другой конец подключить к вакуумному насосу

Порядок вакуумирования системы:

  • Перекрыть вентили на манометре.
  • Запустить вакуумный насос, открыть вентиль манометра – спустя минуту, прибор покажет нулевое значение.
  • Продолжить вакуумирование для удаления влажности из системы. Время работы – 15-30 минут.
  • Закрыть вентиль и отключить насос.

Повышение давления после выключения насоса свидетельствует о наличии протечек и негерметичности контура.

Заполнение магистрали фреоном

Финишный этап – запуск хладагента и проверка работоспособности кондиционера. В контуре должен циркулировать определенный объем фреона для поддержания давления, заданного производителем.

При удлинении магистрали требуется дозаправка этим веществом.

Заполнение контура фреоном Закачка осуществляется без разъединения синего шланга и клапана сервис-порта. Если этим требованием пренебречь, то в систему поступит воздух

После заправки надо отсоединить шланг от «газового» клапана. Следует соблюдать меры предосторожности – надеть очки, перчатки и не наклонять лицо к откручиваемому штуцеру. Чтобы минимизировать потери фреона действовать надо быстро.

Необходимо быть готовым к тому, что откручивание штуцера сопровождается шипением, выходом масла и фреона. Неосведомленный человек может резко одернуть руку и выпустить хладагент. Кроме того, есть риск получения термического ожога.

Перед первым запуском сплит-системы надо проверить места соединений трассы на протечки (обмылить), закрутить заглушки сервисного порта и вентилей. Теперь можно подключить кондиционер к розетке и испытать его рабочие характеристики.

Типичные ошибки в установке кондиционера

Несоблюдение требований монтажа является частой причиной сбоев в работе сплит-систем и необоснованного увеличения счетов за электричество. Приведем перечень популярных недочетов.

№1. Монтаж в неподходящем месте . Требования к размещению сплит-блоков были рассмотрены выше. Неопытные мастера допускают стандартные ошибки: установка над отопительным прибором или в зоне прямого воздействия солнечных лучей.

№2. Некачественная вальцовка .

Качественная вальцовка Наличие шероховатостей, борозд и заусенцев препятствует нормальной циркуляции фреона и ухудшает плотность прилегания к штуцерам. В результате может наблюдаться утечка фреона (+)

№3. Несоответствие объема хладагента длине трассы . Количество фреона прямо пропорционально метражу контура. Если магистраль увеличили/уменьшили, а его объем не откорректировали, то кондиционер работает неправильно, а со временем выходит из строя.

№4. Отсутствие термоизоляции . Отверстие в стене для прокладки магистрали необходимо заполнять пеной. Если этого не сделать, то перепады температур спровоцируют появление конденсата – оседание влаги на бетоне приведет к образованию грибка.

№5. Заломы медных трубок .

Загиб медной трубки В местах перегибов пропускная способность снижена. Как следствие – возрастает нагрузка на компрессор, и прибор вырабатывает положенный ресурс раньше срока

№6. Ненадежное соединение кабелей . Ошибки в обустройстве электропроводки чреваты не только поломкой климатического оборудования, но и возгоранием или ударом тока.

№7. Применение некачественных материалов . Непрочные кронштейны могут не справиться с возложенной нагрузкой, особенно зимой при скоплении на сплит-блоке снега. Предупредительные меры: выбор надежной опоры и установка над уличным блоком защитного козырька.

В инструктаже приведен перечень необходимых инструментов, отображен процесс монтажа сплит-блоков, организации кабель-каналов, подсоединения коммуникаций и ввода кондиционера в эксплуатацию:

Основная сложность монтажа кондиционера – установка тяжеловесного блока на фасад высотного здания. Лучше воспользоваться услугами промышленного альпиниста. Остальные действия не требуют от особых навыков, главное – соблюдать технологию монтажа и рекомендации производителя сплита.

Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.