Газовые реле РГТ80 и РГТ50, а также струйное реле РСТ25 разработаны и выпускаются совместно ОАО "Фирма ОРГРЭС" и ОАО ВНИИР с 1996 г. Реле состоят из корпуса и крышки из алюминиевого сплава, на которой смонтированы все внутренние элементы реле (реагирующий блок). Цифры в обозначении реле соответствуют диаметру проходного отверстия фланца корпусов реле. Конструктивное исполнение и присоединительные размеры фланцев перечисленных реле соответствуют широко распространенным в энергосистемах России и стран СНГ немецким реле BF 80/Q, BF 50/10 и URF 25/10, поэтому замена последних на новые не требует каких-либо переделок.
На крышках реле имеются фирменные знаки ОРГРЭС и ВНИИР и стрелка, которая при установке реле в трубопровод, соединяющий бак трансформатора с расширителем, должна быть направлена в сторону расширителя. Фирменная табличка реле с указанием типа реле и его основных данных расположена с внутренней стороны крышки. Конструкция реле РГТ80, РГТ50 и РСТ25 унифицирована, основным конструктивным отличием реле РСТ25 является отсутствие в реагирующем блоке этого реле поплавков и наличие элемента фиксации напорной пластины в конечном положении после ее срабатывания.
Для более наглядного представления об отличиях конструкции новых реле от описанных выше на рисунке 7 (не приводится) представлен общий вид реагирующего блока газовых реле РГТ80 (РГТ50). Основными элементами конструкции этого блока являются:
а) контактный узел, состоящий из двух одинаковых пластмассовых монтажных колодок (на рисунке не видны), в средней и нижней частях которых установлены соответственно сигнальный и отключающий герконы, а в верхней - зажимы для подключения выводов герконов и внешних цепей реле. Верхняя часть колодок с зажимами находится в коробке зажимов 1, а средняя и нижняя с герконами - в цилиндрическом корпусе контактного узла 2; внутренняя полость коробки зажимов и корпуса контактного узла изолирована от заполняемого маслом объема корпуса реле, вследствие чего механические и химические воздействия масла на герконы и электрические цепи реле исключены; каждая колодка закреплена винтом к основанию коробки зажимов; сверху коробка зажимов имеет свою крышку с уплотнительной прокладкой, которая крепится к коробке шестью винтами;
б) верхний 3 и нижний 4 поплавки реле, реагирующие на уровень масла в корпусе реле; в верхней части каждого поплавка запрессованы магниты, управляющие верхним - сигнальным и нижним - отключающим герконами; поплавки реле свободно плавают в масле, используя в качестве направляющих цилиндр корпуса контактного узла и стержень 5 кнопки опробования 6 (нижний поплавок) и стержень 7 винта регулировки уставки напорной пластины (верхний поплавок);
в) напорная пластина 8, реагирующая на скорость потока масла, с установленным на ней магнитом 9, который при срабатывании напорной пластины действует на тот же геркон, что и нижний поплавок; напорная пластина удерживается в начальном положении силой притяжения магнита 9 к стержню 7 (см. ниже); после прекращения потока масла напорная пластина газового реле автоматически возвращается в начальное положение; напорная пластина струйного реле после срабатывания фиксируется в положении срабатывания и может быть возвращена в начальное положение с помощью кнопки опробования;
г) кнопка опробования 6, предназначенная в газовых реле для проверки срабатывания герконов либо при нажатии на поплавки, либо при нажатии на хвостовик напорной пластины; в струйном реле эта кнопка служит как для проверки срабатывания герконов при нажатии на хвостовик напорной пластины, так и для возврата ее в исходное положение после срабатывания; для предотвращения случайного нажатия на кнопку опробования на верхнюю часть кнопки навинчен защитный колпачок;
д) винт регулировки уставки срабатывания напорной пластины по скорости потока масла (на рисунке верхняя часть винта закрыта корпусом коробки зажимов) имеет шлиц под отвертку и фиксирующую его положение стопорную гайку;
е) кран для отбора газа 10;
ж) вводной штуцер 11 (с каждой стороны коробки зажимов) для ввода монтажного кабеля и закрепления металлорукава.
Рисунок 7. Реагирующий блок газового реле РГТ80 (РГГ50)
Рисунок не приводится.
Поплавки реле выполнены сплошными, в процессе изготовления испытываются избыточным давлением масла 100 кПа и во время последующей эксплуатации не требуют периодических испытаний. В реле применены герконы повышенной электрической прочности типа МКА-52141 ОДО.360.008ТУ, что позволяет проводить испытание изоляции цепей защиты без отключения цепей герконов.
Типы реле, диаметр проходного сечения, форма фланцев, а также уставки реле по скорости потока масла приведены в таблице 1, а типоисполнения контактов реле - в таблице 2. Состояние контактов реле соответствует эксплуатационному состоянию - реле заполнено маслом, а скоростной элемент (напорная пластина) - в начальном положении.
Таблица 1
ТИПЫ И УСТАВКИ РЕЛЕ
Тип реле | Диаметр проходного сечения, мм | Форма фланца | Уставки по скорости потока масла, м/с |
РГТ50 | 50 | Круглый | 0,65; 1,0; 1,5 |
РГТ80 | 80 | Квадратный | 0,65; 1,0; 1,5 |
РСТ25 | 25 | Круглый | 0,9; 1,2; 1,5; 2,0; 2,5 |
Срабатывание сигнального элемента реле РГТ80 (РГТ50) происходит при снижении уровня масла в реле примерно до риски 2,5 деления шкалы на смотровом стекле реле.
Таблица 2
ТИПОИСПОЛНЕНИЯ КОНТАКТОВ РЕЛЕ
Номер типоисполнения контактов | Контактные элементы реле | ||
РГТ50, РГТ80 | РСТ25 | ||
сигнальный | отключающий | отключающий | |
1 | 1 замыкающий | 1 замыкающий | 1 замыкающий |
2 | 2 замыкающих | 2 замыкающих | 2 замыкающих |
3 | 1 размыкающий | 1 размыкающий | 1 размыкающий |
4 | 2 размыкающих | 2 размыкающих | 2 размыкающих |
5 | 1 замыкающий, 1 размыкающий | 1 замыкающий, 1 размыкающий | 1 замыкающий, 1 размыкающий |
Обозначение типоисполнения контактов по таблице 2 входит в полное обозначение типоисполнений реле и их реагирующих блоков, так например, РГТ80-2О1 - газовое реле с исполнением контактов 2 и климатическим исполнением O1 по ГОСТ 15150-69 имеет реагирующий блок БКР2-2.
Более детально конструкции реагирующих блоков струйного реле (БКР1) и газовых реле (БКР2) представлены соответственно на рисунках 8 и 9 (не приводятся).
1 - корпус блока; 2 и 3 - монтажные колодки, содержащие герконы и винтовые зажимы под винт М4 для подсоединения внешних проводов; 4 - коробка зажимов; 5 - напорная пластина с постоянным магнитом; 6 - скоба, фиксирующая напорную пластину в конечном состоянии; 7 - кнопка проверки работы напорной пластины и возврата ее в исходное состояние; 8 - шток кнопки проверки напорной пластины; 9 - винт регулировки уставки срабатывания напорной пластины; 10 - корпус контактного узла; 11 - несущая скоба; 12 - крышка коробки зажимов; 13 - уплотнительная прокладка крышки коробки зажимов; 14 - кран для выпуска (отбора пробы) газа; 15 - крышка корпуса блока; 16 - колпачок, закрывающий кнопку проверки; 17 - гайка, стопорящая винт регулировки уставки; 18 - гайка, стопорящая кран отбора пробы газа; 19 - винт крепления крышки корпуса блока; 20 - шток винта регулировки уставки срабатывания реле по скорости потока масла; 21 и 22 - штуцера в корпусе блока для ввода монтажных проводов в коробку зажимов; Е - дренажный канал в корпусе блока для слива конденсата из коробки зажимов
Рисунок 8. Блок контактный реагирующий БКР1
Рисунок не приводится.
6.1 - верхний поплавок; 6.2 - нижний поплавок. Остальные обозначения см. на рисунке 8.
Рисунок 9. Блок контактный реагирующий БКР2
Рисунок не приводится.
На наружной поверхности крышки коробки зажимов нанесены оперативные надписи, поясняющие порядок работы с элементами управления и контроля блока.
545 × 92 пикс.   Открыть в новом окне |
В один из штуцеров устанавливается резьбовая втулка с комплектом упорных и уплотнительных шайб, служащая для установки монтажного кабеля и закрепления металлорукава. В другой штуцер устанавливается заглушка с упорной и уплотнительной шайбами.
Обозначение элементов конструкции блока БКР2 (см. рисунок 9) в основном соответствует обозначениям аналогичных элементов блока БКР1. В отличие от блока БКР1 блок БКР2 имеет два поплавка - верхний 6.1 и нижний 6.2 с постоянными магнитами, управляющими герконами; фиксирующая скоба 6 в блоке БКР2 отсутствует.
Кнопка проверки 7 служит для проверки работы поплавков 6.1 и 6.2 и напорной пластины 5.
Для безопасности обслуживающего персонала корпус реле соединяется с заземленной крышкой с помощью одного из болтов, крепящих крышку к корпусу реле. Головка этого болта (болт безопасности) окрашена в красный цвет и под него подложена зубчатая или обычная пружинная шайба, что при затягивании болта создает надежный контакт с крышкой.
Проверка работы струйного реле от действия напорной пластины, а также снятие пластины с фиксации после проверки или после срабатывания в процессе эксплуатации производится кнопкой проверки 7 в следующем порядке (предварительно с кнопки 7 должен быть снят колпачок 16): кнопка 7 устанавливается ее небольшим нажатием и поворотом в положение, когда символ "." на торце кнопки совпадает с символом "<|" на крышке коробки зажимов 12. Затем нажатием на кнопку 7 до упора осуществляется проверка срабатывания реле. После снятия нажатия с кнопки 7 она возвращается в начальное положение, а напорная пластина остается в конечном положении.
Для снятия с фиксатора 6 напорной пластины после ее проверки или срабатывания от потока масла кнопка 7 устанавливается в положение, когда символ ":" на торце кнопки совпадает с символом "<|" на крышке коробки зажимов 12. Затем нажатием на кнопку до упора откидывается скоба фиксатора 6 и напорная пластина возвращается в исходное положение.
3. Краткое описание конструкции отсечного клапана и реле уровня масла
3.1. Отсечной клапан
Отсечной клапан представляет собой устройство для перекрытия маслопровода вблизи расширителя трансформатора мощностью 100 МВ x А и более для предотвращения развития пожара (в случае его возникновения) вследствие вытекания масла из расширителя на поврежденный трансформатор. Отсечной клапан 3 (рисунок 10 - не приводится) устанавливается между расширителем 1 и газовым реле 2 на маслопроводе, соединяющем расширитель и бак трансформатора 4.
Рисунок 10. Установка отсечного клапана
Рисунок не приводится.
Конструкция отсечного клапана показана на рисунке 11 (не приводится). Он состоит из корпуса 1, клапана 2, пружины 3, ввода 4, плиты 5, пробки 6, кожуха 7, кнопки 8, тяги 9, вилки 10, стаканов 11, 15, диска 12, якоря 13 и обмотки 14 электромагнита, пружины 16, фланца 17 для присоединения к расширителю.
Рисунок 11. Конструкция отсечного клапана
Рисунок не приводится.
Вводы электромагнита клапана (см. рисунок 11, вид А) подключаются к схеме релейной защиты трансформатора. В случае возникновения внутренних повреждений в трансформаторе на обмотку 14 электромагнита от его устройств релейной защиты подается напряжение переменного тока 220 В, якорь 13 втягивается и выводит из зацепления вилку 10 с тягой 9. Под действием пружины 3 клапан 2 перекрывает проход для масла между расширителем и баком. При этом одновременно диск 12 нажимает на кнопку 8, контакт которой отключает электромагнит.
Другой контакт кнопки используется в цепях сигнализации ("выводы сигнала") для указания закрытого положения отсечного клапана. Номинальное напряжение обмотки электромагнита - 220 В переменного тока, 50 Гц. Для установки клапана в рабочее (открытое) состояние необходимо отвинтить стакан 11 и вручную оттянуть тягу 9 крюком стакана 11.
3.2. Реле уровня масла
Реле уровня масла предназначено для контроля количества масла в расширителе трансформатора. Оно имеет стрелочный указатель для визуальной оценки уровня масла и контактный выход для подключения к цепям сигнализации.
Реле ранних выпусков выполнено в виде диска, с одной стороны которого под стеклянной крышкой перемещается стрелка визуального указателя, а с другой - крепится каркас, на котором смонтирован сигнальный элемент реле. Сигнальный элемент состоит из широкой плоскодонной чашки, которая может поворачиваться вокруг оси. На другой ее стороне закреплен стрелочный указатель. Внутри чашки помещена изоляционная стойка, на выступе которой закреплены подвижные контакты. Неподвижные контакты смонтированы на изоляционной пластинке, установленной на каркасе реле. С наружной стороны ниже стеклянной крышки крепится коробка выводов с сальником для подключения кабеля.