Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные МПС СССР и Минтрансстроем СССР 28.03.73 г. N ЦТ-3106 считаются не действующими на объектах котлонадзора, подведомственных инспекции котлонадзора МПС России.
Заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации | Ю.М. Герасимов |
──────────────────────────────
* Требования данной статьи вступают в действие после особого указания Госгортехнадзора России.
Приложение 1
(к п. 1.4. Правил ЦРБ-278)
(к п. 1.4. Правил ЦРБ-278)
Термины и определения
N | Термин | Определение | Схема |
- | Машина грузоподъемная | Подъемное устройство цикличного действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа | - |
1. ТИПЫ КРАНОВ | |||
1.0 | Кран грузоподъемный | Машина цикличного действия, предназначенная для подъема и перемещения груза в пространстве, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом | - |
Классификация кранов по конструкции | |||
1.1 | Кран мостового типа | Кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или стреловому крану, перемещающимся по мосту | - |
1.1.1 | Кран мостовой | Кран, у которого несущие элементы конструкции опираются непосредственно на крановый путь | Рис. 1 |
1.1.2 | Кран козловой | Кран, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек | Рис. 2 |
1.1.3 | Кран полукозловой | Кран, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановый путь с одной стороны непосредственно, а с другой - при помощи опорной стойки | Рис. 3 |
1.1.4 | Кран-перегружатель причальный | Кран с одной или с двумя консолями, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи портала | Рис. 4 |
1.2 | Кран кабельного типа | Кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным на двух опорах | - |
1.2.1 | Кран кабельный | Кран, у которого несущими элементами являются канаты, закрепленные в верхней части опорных мачт (башен) | Рис. 5 |
1.2.2 | Кран кабельный мостовой | Кран, у которого несущими элементами являются канаты, закрепленные на концах моста, установленного на опорных стойках | Рис. 6 |
1.3 | Кран стрелового типа | Кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле | - |
1.3.1 | Кран портальный | Кран передвижной поворотный на портале, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта | Рис. 7 |
1.3.2 | Кран полупортальный | Кран передвижной поворотный на полупортале, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта | Рис. 8 |
1.3.3 | Кран стреловой | Кран поворотный, у которого стрела или башенно-стреловое оборудование закреплены на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовой части | - |
1.3.3.1 | Кран стреловой самоходный | Кран стрелового типа, который может быть снабжен башенно-стреловым оборудованием и может перемещаться в ненагруженном или в нагруженном состоянии, на самоходном шасси, сохраняя свою устойчивость вследствие силы тяжести | - |
1.3.4 | Кран башенный | Кран поворотный со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни | Рис. 9 |
1.3.5 | Кран железнодорожный | Кран, смонтированный на платформе, передвигающейся по железнодорожному пути | Рис. 10 |
1.3.6 | Кран плавучий | Кран на самоходном или несамоходном понтоне, предназначенном для его установки и передвижения | - |
1.3.7 | Кран стреловой судовой | Кран поворотный, установленный на борту судна и предназначенный для его загрузки и разгрузки | Рис. 11 |
1.3.8 | Кран мачтовый | Кран поворотный со стрелой, закрепленной шарнирно на мачте, имеющий нижнюю и верхнюю опоры | - |
1.3.8.1 | Кран мачтовый вантовый | Кран мачтовый с закреплением верха мачты посредством канатных оттяжек - вантов | Рис. 12 |
1.3.8.2 | Кран мачтовый жестконогий | Кран мачтовый с закреплением верха мачты посредством жестких тяг | Рис. 13 |
1.3.9 | Кран консольный | Кран стрелового типа, грузозахватный орган которого подвешен к жестко закрепленной консоли (стреле) или к тележке, перемещающейся по консоли (стреле) | - |
1.3.9.1 | Кран консольный на колонне | Кран консольный, имеющий возможность вращаться на колонне, основание которой прикреплено к фундаменту, либо прикрепленный к колонне, которая может вращаться в подпятнике, размещенном в фундаменте | Рис. 14 |
1.3.9.2 | Кран настенный | Кран стационарный, прикрепленный к стене либо перемещающийся по надземному крановому пути, закрепленному на стене или несущей конструкции | Рис. 15 |
1.3.9.3 | Кран велосипедный | Кран консольный, перемещающийся по наземному рельсовому пути и удерживаемый верхней направляющей | Рис. 16 |
1.3.10 | Кран-манипулятор | Кран стрелового типа, установленный на автомобильном шасси и служащий для его загрузки и разгрузки | Рис. 17 |
Классификация кранов по виду грузозахватного органа | |||
1.4 | Кран крюковой | Кран, оборудованный грузозахватным органом в виде крюка | Рис. 18 |
1.5 | Кран грейферный | Кран, оборудованный грузозахватным органом в виде грейфера | Рис. 19 |
1.6 | Кран магнитный | Кран, оборудованный грузозахватным органом в виде электромагнита | Рис. 20 |
1.7 | Кран мульдомагнитный | Кран мостового типа, оборудованный грузозахватным органом в виде электромагнита и приспособлением для перемещения мульд | Рис. 21 |
1.8 | Кран мульдогрейферный | Кран мостового типа, оборудованный грузозахватным органом в виде грейфера и приспособлением для перемещения мульд | Рис. 22 |
1.9 | Кран мульдозавалочный | Кран мостового типа, оборудованный хоботом для захвата мульд | Рис. 23 |
1.10 | Кран штыревой | Кран мостового типа, оборудованный захватом для извлечения штырей из электролизеров | Рис. 24 |
1.11 | Кран-штабелер | Кран мостового типа, оборудованный вертикальной колонной с устройством для штабелирования грузов | Рис. 25 |
1.12 | Кран литейный | Кран мостового типа, оборудованный механизмами подъема и опрокидывания литейного ковша | Рис. 26 |
1.13 | Кран посадочный | Кран мостового типа, оборудованный вращающейся колонной с горизонтальными клещами в нижней ее части для захвата и посадки в печь заготовок | Рис. 27 |
1.14 | Кран ковочный | Кран мостового типа, оборудованный приспособлением для подъема, перемещения и поворота поковок | Рис. 28 |
1.15 | Кран для раздевания слитков (стрипперный) | Кран мостового типа, оборудованный устройством для выталкивания слитков из изложниц | Рис. 29 |
1.16 | Кран колодцевый | Кран мостового типа, оборудованный клещевым захватом и предназначенный для обслуживания колодцевых печей | Рис. 30 |
Классификация кранов по возможности перемещения | |||
1.17 | Кран стационарный | Кран, закрепленный на фундаменте или на другом неподвижном основании | Рис. 31 |
1.18 | Кран самоподъемный | Кран, установленный на конструкциях возводимого сооружения и перемещающийся вверх при помощи собственных механизмов по мере возведения сооружения | Рис. 32 |
1.19 | Кран переставной | Кран, установленный на основании, который может быть перемещаемым с места на место вручную или с помощью других грузоподъемных средств | Рис. 33 |
1.20 | Кран радиальный | Кран, имеющий возможность перемещения при работе относительно одной стационарной опоры | Рис. 34 |
1.21 | Кран передвижной | Кран, имеющий возможность передвижения при работе | - |
1.21.1 | Кран прицепной | Кран передвижной, не оборудованный механизмом для передвижения и перемещаемый в прицепе за тягачом (буксиром) | Рис. 35 |
1.21.2 | Кран самоходный | Кран передвижной, оборудованный механизмом для передвижения при работе и/или транспортировке | - |
Классификация кранов по виду ходового устройства | |||
1.22 | Кран на гусеничном ходу | Самоходный кран, снабженный для передвижения гусеницами | - |
1.23 | Кран на колесном ходу | Самоходный кран, снабженный для передвижения колесами | - |
1.23.1 | Кран автомобильный | Кран на серийном автомобильном шасси | - |
1.23.2 | Кран на специальном шасси | Кран на специальном шасси автомобильного типа | - |
1.23.3 | Кран пневмоколесный | Кран на пневмоколесном шасси | - |
1.23.4 | Кран короткобазовый | Кран на короткобазовом шасси | - |
1.24 | Кран рельсовый | Кран на рельсовом ходу | - |
Классификация кранов по виду привода | |||
1.25 | Кран ручной | Кран с ручным приводом его механизмов | - |
1.26 | Кран электрический | Кран с электрическим приводом его механизмов | |
1.27 | Кран механический | Кран с механическим приводом его механизмов | - |
1.28 | Кран гидравлический | Кран с гидравлическим приводом его механизмов | - |
Классификация кранов по степени поворота | |||
1.29 | Кран поворотный | Кран, имеющий возможность вращения (в плане) поворотной части вместе с грузом относительно опорной части крана | - |
1.29.1 | Кран неполноповоротный | Кран поворотный, имеющий возможность вращения поворотной части от одного крайнего положения до другого на угол менее 360° | Рис. 36 |
1.29.2 | Кран полноповоротный | Кран поворотный, имеющий возможность вращения поворотной части от одного крайнего положения до другого на угол 360° и более | Рис. 37 |
1.30 | Кран неповоротный | Кран, не имеющий возможности вращения груза (в плане) относительно опорной части | Рис. 38 |
Классификация кранов по способу опирания | |||
1.31 | Кран опорный | Кран мостовой, опирающийся на надземный крановый путь | Рис. 39 |
1.32 | Кран подвесной | Кран мостовой, подвешенный к нижним полкам кранового пути | Рис. 40 |
2. ПАРАМЕТРЫ | |||
Нагрузки | |||
2.1 | Грузоподъемность полезная | Груз массой ![]() | Рис. 41 |
2.2 | Съемное грузозахватное приспособление | Любое оборудование (массой ![]() | См. схему в п. 2.1 |
2.3 | Грузоподъемность | Груз массой ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | См. схему в п. 2.1 |
2.4 | Несъемное грузозахватное приспособление | Любое оборудование массой ![]() | См. схему в п. 2.1 |
2.5 | Грузоподъемность промежуточная (на канатах) | Груз массой ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | См. схему в п. 2.1 |
2.6 | Подъемное средство | Канаты, цепи или любое другое оборудование массой ![]() | См. схему в п. 2.1 |
2.7 | Грузоподъемность брутто | Груз массой ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | См. схему в п. 2.1 |
2.8 | Момент грузовой: ![]() | Произведение величин вылета и соответствующей ему грузоподъемности | Рис. 42 |
2.9 | Момент грузовой опрокидывающий: ![]() | Произведение величин вылета от ребра опрокидывания А и соответствующей ему грузоподъемности Q | Рис. 43 |
2.10 | Конструктивная масса ![]() | Масса крана без балласта и противовеса в незаправленном состоянии, т.е. без топлива, масла, смазочных материалов и воды. Для стреловых кранов принимается в сборе с основной стрелой и противовесом в незаправленном состоянии | - |
2.11 | Общая масса ![]() | Полная масса крана в заправленном состоянии с балластом и противовесом | - |
2.12 | Нагрузка на колесо Р | Величина наибольшей вертикальной нагрузки, передаваемой одним ходовым колесом на крановый путь или на ось | Рис. 44 |
Линейные параметры кранов | |||
2.13 | Вылет L | Расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части до вертикальной оси грузозахватного органа без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке | Рис. 45 |
2.14 | Вылет от ребра опрокидывания А | Расстояние по горизонтали от ребра опрокидывания до вертикальной оси грузозахватного органа без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке | Рис. 46 |
2.15 | Вылет консоли l | Наибольшее расстояние по горизонтали от оси, ближайшей к консоли опоры крана, до оси расположенного на консоли грузозахватного органа | Рис. 47 |
2.16 | Подход С | Минимальное расстояние по горизонтали от оси кранового рельса до вертикальной оси грузозахватного органа | Рис. 48 |
2.17 | Габарит задний r | Наибольший радиус поворотной части крана со стороны, противоположной стреле | Рис. 49 |
2.18 | Высота подъема Н | Расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении:для крюков и вил - до их опорной поверхности;для прочих грузозахватных органов - до их нижней точки (в замкнутом положении).Для мостовых кранов высота подъема принимается от уровня пола. Высота подъема определяется без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке | Рис. 50 |
2.19 | Глубина опускания h | Расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении:для крюков и вил - до их опорной поверхности;для прочих грузозахватных органов - до их нижней точки (в замкнутом состоянии).Для мостовых кранов глубина опускания принимается от уровня рельса. Глубина опускания определяется без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке | Рис. 51 |
2.20 | Диапазон подъема D | Расстояние по вертикали между верхним и нижним рабочими положениями грузозахватного органа (см. пп. 2.18 и 2.19) | Рис. 52 |
2.21 | Высота кранового пути ![]() | Расстояние по вертикали от уровня пола (земли) до уровня головок рельсов кранового пути | Рис. 53 |
Скорости рабочих движений | |||
2.22 | Скорость подъема (опускания) груза ![]() | Скорость вертикального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения | Рис. 54 |
2.23 | Скорость посадки ![]() | Наименьшая скорость опускания наибольшего рабочего груза при монтаже или укладке в установившемся режиме движения | Рис. 55 |
2.24 | Частота вращения (угловая скорость) ![]() | Угловая скорость вращения поворотной части крана в установившемся режиме движения; определяется при наибольшем вылете с рабочим грузом при установке крана на горизонтальной площадке и скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м | Рис. 57 |
2.25 | Скорость передвижения крана ![]() | Скорость передвижения крана в установившемся режиме движения; определяется при передвижении крана по горизонтальному пути с рабочим грузом при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м | Рис. 56 |
2.26 | Скорость передвижения тележки ![]() | Скорость передвижения грузовой тележки в установившемся режиме движения; определяется при движении тележки по горизонтальному пути с наибольшим рабочим грузом и при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м | Рис. 58 |
2.27 | Скорость изменения вылета | Средняя скорость горизонтального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения; определяется при изменении вылета от наибольшего до наименьшего, при установке крана на горизонтальном пути и скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м | Рис. 59 |
2.28 | Время изменения вылета | Время, необходимое для изменения вылета от наибольшего до наименьшего. Определяется при изменении вылета под нагрузкой, равной грузоподъемности для наибольшего вылета при установке крана на горизонтальном пути при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м | - |
2.29 | Скорость ревизионная | Малая скорость перемещения грузовой тележки крана кабельного типа в установившемся режиме движения, служащая для ревизии (осмотра) несущих канатов и узлов крана | - |
2.30 | Скорость транспортная | Наибольшая скорость передвижения крана в транспортном положении, обеспечиваемая собственным приводом | Рис. 60 |
2.31 | Время рабочего цикла | Время, затрачиваемое на осуществление одного установленного рабочего цикла | - |
Параметры, связанные с крановыми путями | |||
2.32 | Уровень стоянки крана | Горизонтальная поверхность основания или поверхность головок рельсов, на которую опирается неповоротная часть крана. Для кранов, у которых опоры расположены на разной высоте, уровень стоянки крана определяется по нижней опоре крана | Рис. 61 |
2.33 | Пролет S | Расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа | Рис. 62 |
2.34 | Колея К | Для кранов стрелового типа - расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана. Для грузовых тележек - расстояние между осями рельсов для передвижения тележки | Рис. 63 |
2.35 | База В | Расстояние между осями опор крана, измеренное по его продольной оси | Рис. 64 |
2.36 | База выносных опор ![]() | Расстояние между вертикальными осями выносных опор, измеренное по продольной оси крана | Рис. 65 |
2.37 | Расстояние между выносными опорами ![]() | Расстояние между вертикальными осями выносных опор, измеренное поперек продольной оси крана | Рис. 66 |
2.38 | Уклон пути | Уклон, на котором допускается работа крана, определяемый отношением ![]() | Рис. 67 |
2.39 | Уклон преодолеваемый | Уклон пути ![]() | Рис. 68 |
2.40 | Контур опорный | Контур, образуемый горизонтальными проекциями прямых линий, соединяющих вертикальные оси опорных элементов крана (колес или выносных опор) | Рис. 69 |
2.41 | Радиус закругления | Наименьший радиус закругления оси внутреннего рельса на криволинейном участке пути | Рис. 70 |
2.42 | Наименьший радиус поворота | Радиус окружности, описываемой внешним передним колесом крана при изменении направления движения | Рис. 71 |
Параметры общего характера | |||
2.43 | Группа классификации (режим работы) | Характеристика крана, учитывающая его использование по грузоподъемности и времени, а также число циклов работы | - |
2.44 | Габарит приближения | Пространство, определяемое условиями безопасности при работе крана вблизи сооружений, из пределов которого может выходить лишь грузозахватный орган при выполнении рабочих операций | Рис. 72 |
2.45 | Коэффициент запаса торможения | Отношение момента, создаваемого тормозом, к наибольшему моменту на тормозном валу от приложенных статических нагрузок: | |
наибольшего рабочего груза (для механизма подъема);массы стрелы, противовеса, наибольшего рабочего груза, ветра рабочего состояния (для механизма изменения вылета) | - | ||
2.46 | Безаутригерная характеристика | Грузовая характеристика самоходного крана при работе без установки его на выносные опоры (аутригеры) | - |
3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ | |||
Движения | |||
3.1 | Подъем (опускание) груза | Вертикальное перемещение груза | Рис. 73 |
3.2 | Плавная посадка груза | Опускание груза с его наименьшей скорости при его монтаже или укладке | Рис. 74 |
3.3 | Подъем (опускание) стрелы | Угловое движение стрелы в вертикальной плоскости | Рис. 75 |
3.4 | Изменение вылета | Перемещение грузозахватного органа путем подъема, опускания или передвижения стрелы или путем передвижения грузовой тележки | Рис. 76 |
3.4.1 | Горизонтальный ход груза | Изменение вылета, осуществляемое подъемом стрелы, при котором груз автоматически перемещается по траектории, близкой к горизонтали | Рис. 77 |
3.5 | Передвижение крана | Перемещение всего крана в рабочем положении | Рис. 78 |
3.6 | Передвижение грузовой тележки | Перемещение грузовой тележки по мосту, несущему канату, стреле или консоли | Рис. 79 |
3.7 | Поворот | Угловое движение поворотной части крана мостового или стрелового типа в горизонтальной плоскости | Рис. 80 |
Устойчивость крана | |||
3.8 | Устойчивость крана | Способность крана противодействовать опрокидывающим моментам | - |
3.9 | Устойчивость груза | Способность крана противодействовать опрокидывающим моментам, создаваемым весом груза, силами инерции, ветровой нагрузкой рабочего состояния и другими факторами | - |
3.10 | Устойчивость собственная | Способность крана противодействовать опрокидывающим моментам при нахождении крана в рабочем (в том числе без груза) и нерабочем состояниях | - |
Испытания | |||
3.11 | Испытания статические | Испытания крана путем статического приложения нагрузки к грузозахватному органу, на Х% превышающей грузоподъемность крана | - |
3.12 | Испытания динамические | Испытания крана путем выполнения рабочих движений под нагрузкой, на Y% превышающей грузоподъемность крана | - |
4. УЗЛЫ | |||
4.1 | Механизм подъема | Приводное устройство для подъема и опускания груза | - |
4.2 | Механизм передвижения крана | Приводное устройство для передвижения крана | Рис. 81 |
4.3 | Механизм передвижения тележки или тали | Приводное устройство для передвижения грузовой тележки или тали | Рис. 82 |
4.4 | Механизм изменения вылета | Приводное устройство для изменения вылета путем изменения угла наклона стрелы и/или гуська | Рис. 83 |
4.5 | Механизм поворота | Приводное устройство для вращения поворотной части крана в горизонтальной плоскости | - |
4.6 | Механизм выдвижения стрелы | Приводное устройство для изменения длины стрелы крана | - |
4.7 | Лебедка | Механизм, тяговое усилие которого передается посредством гибкого элемента (каната, цепи) от приводного барабана.Типы лебедок:барабанная;с канатоведущими шкивами;шпилевая | Рис. 84 |
4.8 | Таль | Грузоподъемный механизм, смонтированный в одном корпусе с приводом | Рис. 85 |
4.9 | Ходовое устройство | Основание крана для установки поворотной платформы или башни крана, включающее приводное устройство для передвижения крана | - |
4.10 | Портал | Конструкция, имеющая приподнятую ходовую раму, опирающуюся посредством стоек или непосредственно на крановый путь | Рис. 86 |
4.11 | Тележка ходовая балансирная | Опорная конструкция, оборудованная колесами или катками, имеющая шарнирное соединение для равномерной передачи нагрузок на колеса или катки | - |
4.12 | Мост | Несущая конструкция кранов мостового типа, предназначенная для движения по ней грузовой тележки, или конструкция между опорами козлового или полукозлового крана | - |
4.13 | Тележка грузовая | Конструкция, предназначенная для перемещения подвешенного груза | - |
4.14 | Опорно-поворотный круг (устройство) | Узел для передачи нагрузок (грузового момента, вертикальных и горизонтальных сил) от поворотной части крана на неповоротную и для вращения поворотной части, который может также включать механизм поворота круга | - |
4.15 | Платформа поворотная | Поворотная конструкция крана для размещения механизмов | Рис. 87 |
4.16 | Башня | Вертикальная конструкция крана, поддерживающая стрелу и/или поворотную платформу и обеспечивающая необходимую высоту расположения опоры стрелы | Рис. 88 |
4.17 | Колонна | Вертикальная конструкция, поддерживающая поворотную стрелу с рабочим грузом и обеспечивающая необходимую высоту подъема | Рис. 89 |
4.18 | Стрела | Конструкция крана, обеспечивающая необходимую величину вылета и/или высоту подъема грузозахватного органа | Рис. 90 |
4.19 | Оборудование башенно-стреловое | Сменное оборудование стрелового самоходного крана, состоящее из башни, стрелы с гуськом или без гуська и необходимых устройств | Рис. 91 |
4.20 | Опора качающаяся | Опора кабельного крана, имеющая возможность изменять угол наклона к горизонтали при изменении усилий в несущих канатах | - |
4.21 | Опора некачающаяся | Опора кабельного крана, не имеющая возможность изменять угол наклона к горизонтали при изменении усилий в несущих канатах | - |
4.22 | Противовес | Грузы, прикрепляемые к противовесной консоли или к поворотной платформе для уравновешивания веса рабочего груза и/или отдельных частей крана во время работы | Рис. 93# |
4.23 | Балласт | Груз, прикрепленный на ходовой раме или на портале для обеспечения устойчивости крана | Рис. 93 |
4.24 | Тормоз | Устройство для снижения скорости движения или для остановки и/или удержания механизмов в неподвижном состоянии | - |
4.25 | Блок (канатный) | Вращающийся элемент с одним или несколькими ручьями для направления каната | Рис. 94 |
4.26 | Блок уравнительный | Блок, служащий для выравнивания нагрузок в двух ветвях каната | - |
4.27 | Шкив канатоведущий | Вращающийся канатный шкив с канавками (канавкой), служащий для привода одного или нескольких ветвей каната за счет сил трения между шкивом и канатом | - |
4.28 | Полиспаст | Блочно-канатная система для изменения силы и скорости передвижения каната | Рис. 95 |
4.29 | Полиспаст сдвоенный | Полиспаст, оба конца каната которого закреплены на одном или двух барабанах | Рис. 96 |
4.30 | Подвеска крюковая | Система блоков, размещаемых на раме, снабженной крюком | Рис. 97 |
4.31 | Орган грузозахватный | Устройство (крюк, грейфер, электромагнит, вилы и др.) для подвешивания, захватывания или подхватывания груза | Рис. 98 |
4.32 | Связь кинематически неразмыкаемая | Механическая связь между двигателем и барабаном, осуществляемая: | |
непосредственным соединением двигателя с редуктором и редуктора с барабаном;с помощью неразмыкаемых муфт;с помощью механизма переключения скоростей (в том случае, если самопроизвольное включение или расцепление механизма невозможно или если при этом автоматически не накладывается тормоз нормально закрытого типа) | - | ||
4.33 | Опора выносная | Устройство, предназначенное для увеличения опорного контура крана в рабочем состоянии | Рис. 99 |
4.34 | Лестница | Сооружение в виде ряда ступеней для подъема на высоту | - |
4.34.1 | Лестница посадочная | Лестница для доступа на кран с углом наклона к горизонтали до 60° включительно | - |
4.34.2 | Лестница наклонная | Лестница с углом наклона к горизонтали от 60 до 75° включительно | - |
4.34.3 | Лестница вертикальная | Лестница с углом наклона к горизонтали более 75° | - |
4.34.4 | Лестница монтажная | Упрощенное сооружение без ограждений для рабочих, допущенных к работе на высоте (верхолазов), или на случай аварии | - |
4.35 | Галерея | Длинное и узкое сооружение с горизонтальным настилом, предназначенное для обеспечения свободного прохода | - |
4.36 | Мостки | Сооружение в виде мостика с горизонтальным или наклонным настилом, предназначенное для прохода при проведении технического обслуживания или ремонта крана | - |
4.37 | Площадка | Горизонтальная поверхность, предназначенная для размещения человека при проведении технического обслуживания или ремонта крана | - |
5. ОГРАНИЧИТЕЛИ И УКАЗАТЕЛИ | |||
Ограничители и указатели нагрузки движений | |||
5.1 | Ограничитель | Прибор, который должен вызывать остановку, ограничение движений или функций крана. Большинство этих приборов действует автоматически, когда соответствующее движение или функция достигают своего предельного состояния | - |
5.2 | Ограничитель функций крана | Ограничитель, который вызывает остановку и/или ограничение рабочих функций крана | - |
5.3 | Ограничитель нагрузки | - | - |
5.3.1 | Ограничитель грузоподъемности | - | - |
5.3.2 | Ограничитель грузового момента | - | - |
5.3.3 | Буфер | Устройство для смягчения удара | Рис. 100 |
5.4 | Ограничители движений | - | - |
5.4.1 | Ограничитель рабочего движения | Ограничитель, который вызывает остановку и/или ограничение обозначенных движений крана | - |
5.4.2 | Ограничитель высоты подъема | - | Рис. 101 |
5.4.3 | Ограничитель глубины опускания | - | - |
5.4.4 | Ограничитель поворота | - | Рис. 102 |
5.4.5 | Ограничитель передвижения | - | Рис. 103 |
5.4.6 | Ограничитель передвижения тележки | - | - |
5.4.7 | Ограничитель наклона стрелы | - | - |
5.5 | Указатель | Прибор, который выдает машинисту крана визуальную и/или звуковую информацию для правильного управления краном | - |
5.6 | Указатель рабочих параметров | Прибор, который выдает машинисту крана визуальную и/или звуковую информацию о величине рабочих параметров | - |
5.7 | Указатель нагрузки | - | - |
5.7.1 | Указатель грузоподъемности | - | - |
5.7.2 | Указатель грузового момента | - | - |
5.8 | Указатель движения | - | - |
5.8.1 | Указатель вылета | - | - |
5.8.2 | Указатель наклона стрелы | - | - |
Ограничители и указатели функций | |||
5.9 | Ограничитель функций | - | - |
5.9.1 | Ограничитель перекоса моста | - | - |
5.9.2 | Ограничитель намотки каната | - | - |
5.9.3 | Ограничитель сматывания каната | - | - |
5.9.4 | Ограничитель частоты вращения | - | - |
5.9.5 | Ограничитель скорости подъема (опускания) груза | - | - |
5.9.6 | Ограничитель скорости передвижения | - | - |
5.9.7 | Ограничитель скорости передвижения тележки | - | - |
5.9.8 | Клапан предохранительный (к гидросистеме) | - | - |
5.9.9 | Захват противоугонный | Устройство для удержания крана от перемещения вдоль рельсового пути в нерабочем состоянии под действием ветра | Рис. 104 |
5.10 | Указатель функций | - | - |
5.10.1 | Указатель перекоса моста | - | - |
5.10.2 | Указатель угла наклона крана | - | - |
5.10.3 | Указатель вращения барабана | - | - |
5.10.4 | Указатель слабины каната | - | - |
6. РАБОТЫ, ОРГАНИЗАЦИИ И ЛИЦА, СВЯЗАННЫЕ С КРАНАМИ | |||
6.1 | Нормативная документация (стандарты, технические условия) | Документы, содержащие требования безопасности (согласованные с Гостехнадзором России), правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов и доступные широкому кругу потребителей (пользователей) | - |
6.2 | Ремонт | Восстановление поврежденных, изношенных или пришедших в негодность по любой причине узлов крана с доведением его до работоспособного состояния | - |
6.2.1. | Ремонт текущий | Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности крана и состоящий в замене и/или восстановлении отдельных частей | |
6.2.2. | Ремонт капитальный | Ремонт, выполняемый в пределах срока службы крана для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса крана с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые | |
6.2.3. | Ремонт полнокомплектный | Ремонт крана с истекшим сроком службы, выполняемый на кране, находящемся в рабочем (смонтированном) состоянии, с целью устранения дефектов, выявленных в результате обследования, для восстановления исправности и ресурса крана с продлением срока службы до очередного обследования | |
6.2.4. | Ремонт капитально-восстановительный | Ремонт крана с истекшим сроком службы, выполняемый после разборки крана с целью устранения дефектов, выявленных в результате обследования и до обследования крана для восстановления его ресурса | |
6.3 | Реконструкция | Изменение конструкции крана, вызывающее необходимость корректировки паспорта крана (например, изменение типа привода, длины стрелы, высоты башни, грузоподъемности, устойчивости), переоборудование кранов и другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок | - |
6.4 | Сертификация соответствия (сертификация) | Подтверждение соответствия грузоподъемных машин или производства требованиям отечественных и/или зарубежных нормативных документов, проведенное независимой организацией | - |
6.5 | Специализированная организация по кранам | Организация, имеющая разрешение (лицензию) Госгортехнадзора России (на основе заключения головной организации - в части проектно-конструкторских работ) на:проведение в полном объеме или частично проектно-конструкторских работ по созданию и/или ремонту и/или реконструкции кранов; изготовление, монтаж, ремонт, реконструкцию кранов и/или наладку приборов безопасности;эксплуатацию кранов;обследование кранов с истекшим сроком службы | - |
6.6 | Головная организация по краностроению | Организация, уполномоченная Госгортехнадзором России:проводить научно-исследовательские работы по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;осуществлять функции специализированной организации в полном объеме;разрабатывать нормативные документы по грузоподъемным машинам;проводить экспертизу проектов по вновь разработанным и модернизированным кранам (до проведения приемочных испытаний); участвовать в приемочных испытаниях грузоподъемных машин;участвовать в сертификации грузоподъемных машин и предприятий-изготовителей;проводить экспертизу грузоподъемных машин, в том числе поступающих из-за рубежа;проводить обследование грузоподъемных машин, в том числе с истекшим сроком службы | - |
6.7 | Инженерный центр по технической безопасности (инженерный центр) | Организация, уполномоченная Госгортехнадзором России на работы по оказанию практической помощи предприятиям, организациям и частным лицам в части обеспечения безопасности при эксплуатации, монтаже и ремонте подъемных сооружений | - |
6.8 | Сертификационный центр | Предприятие, уполномоченное Госгортехнадзором России заниматься организацией и проведением сертификации грузоподъемных машин и состояния их производства с выдачей сертификата соответствия | - |
6.9 | Крановщик (машинист) | Лицо, имеющее право на управление краном и находящееся при исполнении своих обязанностей | - |
6.10 | Оператор | Лицо, работающее на кране, имеющем управление с пола, или управляющее краном с автоматизированной системой управления | - |
6.11 | Владелец крана | Предприятие, объединение, общество, ассоциация или другие организации независимо от формы собственности, на балансе которых находится грузоподъемная машина, либо кооператоры, фермеры или другие лица, имеющие грузоподъемные машины в частной собственности, а также арендаторы, принявшие на себя функции владельца крана по договору | - |
6.12 | Обследование | Комплекс работ по техническому диагностированию кранов с истекшим сроком службы с целью выдачи заключения о возможности и условиях их дальнейшей эксплуатации до очередного обследования | - |
6.13 | Дообследование | Частичное обследование крана, заключающееся в выявлении дефектов в узлах, недоступных для контроля при обследовании крана в рабочем (смонтированном) состоянии и подлежащих диагностированию после демонтажа и разборки крана для последующего проведения капитально-восстановительного ремонта | - |
6.14 | Эксплуатация | Стадия жизненного цикла крана, на который реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация крана включает в себя в общем случае использование по назначению (работу), транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт | - |
6.15 | Производитель работ | Организация, занимающаяся производством строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других видов работ с применением кранов | - |
![]() | |
1035 × 961 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1070 × 961 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1056 × 889 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1149 × 889 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1399 × 701 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1524 × 781 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1358 × 1063 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1358 × 1063 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1157 × 1135 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1247 × 1135 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1337 × 986 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1156 × 986 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1041 × 955 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
969 × 955 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
941 × 1073 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1114 × 1073 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1264 × 754 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1291 × 618 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1114 × 712 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1097 × 847 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1329 × 695 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1229 × 695 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1428 × 552 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1149 × 552 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1336 × 802 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1354 × 569 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1365 × 538 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1375 × 538 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1337 × 521 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1542 × 521 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1153 × 910 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
982 × 840 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1080 × 990 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1254 × 959 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1004 × 681 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1076 × 688 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1167 × 945 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
906 × 889 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1122 × 1076 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1011 × 667 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
2438 × 1736 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
917 × 864 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
966 × 895 пикс.   Открыть в новом окне |