и) выравнивание перемещаемого груза руками, а также поправка стропов на весу;
к) подача груза в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;
л) пользование концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов, за исключением случая, когда мостовой кран подходит к посадочной площадке, устроенной в торце здания;
м) работы при выведенных из действия или неисправных приборах безопасности и тормозах;
н) включение механизмов крана при нахождении людей на кране вне его кабины (на галерее, в машинном помещении, на стреле, башне, противовесе и т.п.). Исключение допускается для лиц, ведущих осмотр и регулировку механизмов и электрооборудования. В этом случае механизмы должны включаться по сигналу лица, производящего осмотр;
о) подъем груза непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) стреловой лебедкой, а также механизмами подъема и телескопирования стрелы крана;
п) посадка в тару, поднятую краном, и нахождение в ней людей;
р) нахождение людей под стрелой крана при ее подъеме, повороте и опускании без груза.
7.5.22. Вывод крана в ремонт должен производиться инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, в соответствии с графиком ремонта, утвержденным владельцем.
На проведение ремонта мостовых и консольных передвижных кранов должен выдаваться наряд-допуск в порядке, установленном владельцем. В наряде-допуске должны быть указаны меры по созданию безопасных условий выполнения ремонтных работ. В частности, должны быть указаны меры по предупреждению поражения ремонтного персонала электротоком, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый, а также по предупреждению выхода ремонтного персонала на крановые пути действующих кранов.
Дата и время вывода крана в ремонт, а также фамилия лица, ответственного за его проведение, должны быть указаны в наряде-допуске и вахтенном журнале крановщика.
Без наряда-допуска можно производить профилактический осмотр и техническое обслуживание крана, а также устранение неисправностей по вызову крановщика.
При выполнении ремонтных работ на мостовом кране несколькими бригадами наряд-допуск должен быть выдан каждой бригаде.
Использование крана для работы во время его ремонта не разрешается.
7.5.23. Разрешение на работу крана после ремонта, кроме случаев, указанных в п. 7.2.1. настоящих Правил, выдается ответственным за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, с записью в вахтенном журнале.
8. Ответственность за нарушение Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин)
8.1. Настоящие Правила обязательны для исполнения всеми руководящими работниками и специалистами предприятий, занятыми проектированием, изготовлением, ремонтом, реконструкцией, монтажом, эксплуатацией и диагностированием грузоподъемных машин независимо от форм собственности, а также частными лицами - владельцами кранов.
8.2. Руководящие работники, специалисты, частные лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные нарушения независимо от того, привело ли это к аварии или к несчастному случаю. Эти лица также несут ответственность за нарушение Правил, допущенных их подчиненными.
8.3. В случаях выдачи должностными лицами указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных им работников нарушать Правила и инструкции, самовольного возобновления работ, остановленных инспекцией котлонадзора МПС России, а также непринятия мер по устранению нарушений Правил и Инструкций эти лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
8.4. Рабочие (крановщики, стропальщики, слесари, электромонтеры), обученные и аттестованные в установленном порядке, несут ответственность за нарушение изложенных в них указаний.
8.5. В зависимости от характера нарушений и их последствий указанные в п.п. 8.2., 8.3. и 8.4. настоящих Правил лица могут быть привлечены к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в установленном законодательством порядке.
9. Порядок расследования аварий и несчастных случаев
9.1. При авариях кранов, зарегистрированных в инспекциях котлонадзора МПС России, и несчастных случаях, происшедших при их эксплуатации, организация обязана незамедлительно сообщить в органы инспекции котлонадзора и обеспечить сохранность всей обстановки аварии или несчастного случая до прибытия представителя органов инспекции котлонадзора, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей
9.2. Техническое расследование причин аварий, связанных с эксплуатацией кранов, должно проводиться в соответствии с Положением о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 08.06.99 N 40 (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 02.07.99, регистрационный N 1819).
Расследование несчастных случаев, происшедших при работе кранов, осуществляется в порядке, установленном Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 N 279 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 13, ст. 1595) - указание МПС России от 22.03.99 г. N 118 пр-у..
10. Контроль за соблюдением настоящих Правил
10.1. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется дорожными инспекциями котлонадзора МПС России путем проведения периодических обследований предприятий, эксплуатирующих грузоподъемные машины, зарегистрированные в органах котлонадзора и заводов-изготовителей их, по годовому плану дорожной инспекции, но не реже одного раза в 12 месяцев. При этом количество проверяемых цехов, участков, а также количество грузоподъемных машин, подлежащих осмотру, устанавливается планом работы дорожной инспекции котлонадзора с учетом состояния надзора за кранами на предприятиях, однако каждый кран должен быть осмотрен инспектором технадзора не реже одного раза в три года.
В необходимых случаях начальником инспекции котлонадзора должны назначаться повторные обследования для проверки исполнения ранее выданных предписаний. Грузоподъемные машины во время обследования осматривают без разборки механизмов и аппаратов.
10.2. Обследование устанавливает, что все грузоподъемные машины и вспомогательные грузозахватные приспособления обследуемого предприятия, цеха или участка содержатся в соответствии с настоящими Правилами. В процессе обследования инспектор проверяет:
а) наличие назначенных приказом лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных машин и безопасность работ по перемещению грузов кранами, а также лиц, осуществляющих надзор за грузоподъемными кранами;
б) состояние требуемой настоящими Правилами технической документации и содержание записей в ней (паспортов и журналов периодических осмотров грузоподъемных кранов, журналов учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары);
в) своевременность и правильность проведения периодических освидетельствований грузоподъемных машин, а также своевременность осмотра съемных грузозахватных приспособлений по записям в паспорте и журналах осмотра;
г) организацию обучения, знания персонала, обслуживающего грузоподъемные краны, и своевременность проведения периодической проверки его знаний;
д) наличие и выполнение графиков ремонтов, периодических осмотров грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений;
е) наличие на предприятии и у инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией и ремонтом грузоподъемных машин, настоящих Правил, а также соблюдение установленного порядка проверки знаний Правил инженерно-техническими работниками;
ж) выполнение администрацией предприятия (цеха) ранее выданных инспекцией котлонадзора предписаний и мероприятий по актам расследования аварий и несчастных случаев и выполнение всех других предписаний инспектора;
з) соблюдение установленного порядка извещения, расследования, регистрации и учета аварий и несчастных случаев на грузоподъемных машинах;
и) состояние и содержание грузоподъемных машин и их приборов безопасности, грузозахватных приспособлений и тары;
к) устройство и содержание подкрановых путей;
л) знания обслуживающего персонала (крановщика, стропальщика, слесарей, электромонтеров) на рабочем месте, а также наличие у него удостоверений и производственных инструкций.
10.3. Грузоподъемные машины, не подвергавшиеся техническому освидетельствованию в установленные настоящими Правилами сроки, должны быть остановлены впредь до проведения технического освидетельствования.
10.4. При неисправностях грузоподъемной машины, угрожающей безопасной работе, она должна быть остановлена. Запрещается эксплуатировать грузоподъемную машину при наличии трещин в ответственных узлах металлоконструкций, при недопустимом износе канатов, цепей и механизмов подъема, отказе или отсутствии эффективности действия тормоза механизма подъема, неисправности ограничителя подъема и ограничителя грузоподъемности, а также автоматических устройств.
10.5. Лиц, не аттестованных соответственно занимаемой ими должности или обладающих неудовлетворительными знаниями, инспектор может потребовать отстранить от работы.
В случае отсутствия аттестованного обслуживающего персонала (крановщиков, стропальщиков), а также при отсутствии надлежащего надзора за техническим состоянием крана и за безопасностью работ, как этого требуют настоящие Правила, работа крана должна быть запрещена.
10.6. Обследование должно производиться в присутствии представителя технической администрации, осуществляющего надзор за грузоподъемными машинами на данном предприятии, и лица, ответственного за исправное их состояние. По окончании обследования инспектор в присутствии указанных лиц составляет в трех экземплярах акт-предписание обследования. В акте-предписании должны быть изложены результаты обследования и предписание об устранении выявленных недостатков. Один экземпляр акта-предписания должен быть вручен под расписку представителю технической администрации предприятия, второй направляется старшему дорожному инспектору, а третий остается у инспектора.
10.7. В случае запрещения (в результате обследования) работы грузоподъемной машины инспектор должен сделать об этом запись в паспорте с указанием причины запрещения со ссылкой на соответствующие пункты настоящих Правил. Пуск в работу приостановленных грузоподъемных машин может разрешить лицо, запретившее их работу (или его начальник) только после устранения выявленных нарушений Правил.
Если при обследовании завода-изготовителя будет установлено, что при изготовлении грузоподъемных машин допускаются нарушения настоящих Правил, то в зависимости от характера нарушения устанавливаются сроки их устранения или запрещается дальнейшее изготовление.
11. Заключительные положения
11.1. В связи с введением в действие настоящих Правил необходимость и сроки соответствующего переоборудования действующих грузоподъемных машин устанавливаются изготовителем и владельцем грузоподъемной машины по согласованию с инспекцией котлонадзора МПС России.
11.2. Руководящие работники, специалисты предприятий, а также частные лица, занятые проектированием, изготовлением, монтажом, ремонтом, реконструкцией, эксплуатацией и диагностированием грузоподъемных машин, должны пройти проверку знаний настоящих Правил в сроки, согласованные с инспекцией котлонадзора МПС России.