1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов*(1) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей.
1.2. Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, доизготовлению*(2), реконструкции, ремонту и эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов*(3), их узлов и механизмов, а также грузозахватных органов и приспособлений.
1.3. Настоящие Правила распространяются на:
а) краны-манипуляторы: автомобильные, пневмоколесные, короткобазовые, гусеничные, на специальном шасси, на шасси колесного и гусеничного тракторов, рельсовые, железнодорожные, переставные, прицепные, самоустанавливающиеся на фундаменте (приложение 1);
б) грузохватные органы (крюки, грейферы, электромагниты и т.п.), применяемые на грузоподъемных кранах-манипуляторах;
в) съемные грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.)
1.4 Настоящие Правила не распространяются на:
а) манипуляторы, установленные в шахтах горнодобывающей промышленности, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях;
б) манипуляторы, применяемые в робототехнических системах (манипуляторы перегрузочные электрические типа МПЭ, манипуляторы пневматические сбалансированные типа МПС и т.п.);
в) манипуляторы по обработке древесины, указанные в приложении 1;
г) краны-манипуляторы, предназначенные для работы только со специальным навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.);
д) специальные краны-манипуляторы военного ведомства.
1.5. Разработку нормативных документов на краны-манипуляторы осуществляют головные научно-исследовательские организации с учетом требований настоящих Правил, государственных Mеждународных стандартов.
1.6. Проектирование, изготовление, доизготовление, реконструкция и ремонт кранов-манипуляторов и их узлов, поставляемых как готовые изделия, должны производиться в соответствии с настоящими Правилами, государственными и международными стандартами и другими нормативными документами, указанными в настоящих Правилах.
1.7. Ответственность за качество проекта, изготовления, доизготовления, реконструкции и ремонта кранов-манипуляторов, их узлов и грузозахватных органов, а также за соответствие их настоящим Правилам и другим нормативным документам несет организация, выполнившая соответствующую работу.
1.8. Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены ниже в приложении 1. Перечень государственных и международных стандартов и других нормативных документов по кранам-манипулятарам, действующих в России в приложении 2.
2. Проектирование
2.1. Общие требования
2.1.1. Разработка проектов на изготовление и доизготовление кранов-манипуляторов, краноманипуляторных установок (КМУ), их узлов, механизмов и приборов безопасности выполняется специализированной организацией, имеющей разрешение (лицензию) Госгортехнадзора России.
2.1.2. Разработка проектов на изготовление и доизготовление кранов-манипуляторов, предназначенных для работы во взрывопожарных средах должна производиться по специальным техническим заданиям, согласованным со специализированной научно-исследовательской организацией имеющей разрешение (лицензию) Госгортехнадзора России. Проектом должны быть предусмотрены меры по созданию безопасных условий для работы крана-манипулятора в такой среде.
Возможность работы крана-манипулятора во взрывопожарной среде (с указанием категории среды) должна быть указана в его паспорте, а также в руководстве по эксплуатации.
2.1.3. При проектировании кранов-манипуляторов, предназначенных для эксплуатации в исполнении У по ГОСТ 15150 должна предусматриваться температура рабочего состояния до -40°С, рабочего состояния и хранения не ниже -50 °С.
При проектировании кранов-манипуляторов, предназначенных для эксплуатации при температуре ниже -40°С, должно предусматриваться исполнение ХЛ по ГОСТ 15150.
2.1.4. Грузоподъемность, грузовой момент и другие параметры, а также габариты крана-манипулятора должны соответствовать государственным стандартам, а при их отсутствии - нормативным документам, разработанным головной научно-исследовательской организацией, или техническим условиям.
2.1.5. Краны-манипуляторы должны быть устойчивы в рабочем состоянии. Устойчивость кранов-манипуляторов должна быть проверена расчетом в соответствии с нормативными документами, разработанными головной научно-исследовательской организацией и согласованными с Госгортехнадзором России.
2.1.6. Грузовые лебедки, оборудованные механическими приспособлениями для их включения или переключения скоростей рабочих движений, должны быть устроены таким образом, самопроизвольное включение или расцепление их было невозможно; должна быть также исключена возможность отключения привода без наложения тормозов. Применение фрикционных и кулачковых муфт на лебедках не допускается.
2.1.7. В узлах механизмов крана-манипулятора, передающих крутящий момент, должны применяться шлицевые, шпоночные и фланцевые болтовые разъемные соединения.
2.1.8. Болтовые, шпоночные соединения механизмов кранов-манипуляторов должны быть предохранены от самопроизвольного развинчивания или разъединения.
2.1.9. Ручные удлинители стрелового оборудования должны иметь надежное устройство для фиксации от самопроизвольного движения при работе и транспортировании кранов-манипуляторов.
2.1.10. В сдвоенных полиспастах механизмов подъема и телескопирования установка уравнительного блока или рычага обязательна.
Допускается применение в качестве уравнительного устройства неподвижного сектора с профилем, повторяющим ручей канатного блока, причем угол сектора и его расположение должны обеспечивать сход с него каната без перегибов.
2.1.11. Металлические конструкции и детали крана-манипулятора должны быть предохранены от коррозии. В коробчатых и трубчатых металлоконструкциях кранов-манипуляторов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены устройства против скопления в них влаги.
2.1.12. К механизмам, приборам безопасности, аппаратам и органам управления, гидрооборудованию, электрооборудованию и элементам металлоконструкций кранов-манипуляторов, требующим технического обслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ.
2.1.13. Гидрооборудование кранов-манипуляторов должно соответствовать требованиям настоящих Правил, государственных стандартов и других нормативных документов.
2.1.14. Комплектующие гидрооборудования (насосы и гидромоторы, гидрораспределители, предохранительные клапаны, гидроцилиндры, рукава) должны иметь паспорт или другой документ, подтверждающий их качество.
2.1.15. Конструкция гидросистемы должна исключать возможность:
а) повреждения гидрооборудования;
б) разрыва трубопроводов, рукавов, их соединений, повреждения их элементов от соприкосновения с металлоконструкциями.
2.1.16. Соединения трубопроводов, в том числе рукавов, и места подключения приборов должны быть герметичными.
2.1.17. Гидросистема должна предусматривать возможность удобного и безопасного заполнения и слива рабочей жидкости без попадания ее на землю и возможность удаления воздуха из гидросистемы.
2.1.18. Гидропривод должен исключать возможность самопроизвольного опускания груза или стрелы при падении давления в гидросистеме, разрыве гибких трубопроводов, рукавов и (или) повреждении их соединений.
2.1.19. Трубопроводы гидросистемы должны быть надежно закреплены, предохранены от опасных колебаний и повреждений. Гибкие рукава должны быть размещены в местах, исключающих возможность их механического повреждения в результате соприкосновения с элементами металлоконструкций. Гибкие рукава, находящиеся в кабине, должны иметь предохранительный кожух или экран.
2.1.20. Замена гидрооборудования, трубопроводов и фильтров на кране-манипуляторе должна производиться без слива рабочей жидкости из гидробака.
2.1.21. Фильтрование рабочей жидкости должно быть непрерывным. Степень фильтрации должна устанавливаться с учетом требований, записанных в технической документации на гидрооборудование. Степень загрязнения основных фильтров должна быть контролируемой без их разборки.
2.1.22. Каждый гидравлический контур следует предохранять от недопустимого давления предохранительным клапаном, отрегулированным на требуемое давление. Отрегулированные гидроклапаны должны быть опломбированы. Гидравлические контуры, предохраняемые от превышения давления, могут иметь один общий предохранительный клапан.
Между насосом и предохранительным клапаном не допускается устанавливать запорную арматуру.
2.1.23. Конструкция гидросистемы должна быть обеспечена устройством, позволяющим контролировать загрязненность рабочей жидкости. Фильтр, установленный на линии слива, должен иметь перепускной клапан.